Рукодельницы

Женское рукоделье имеет давнюю историю и традиции

Общество 
0
469
Время на чтение 4 минуты

"Не учи безделью, а учи рукоделью".
В.И.Даль

О женском рукоделии говорится уже в Домострое (XVI век): "Добры жены рукодельны... в прядиве и пяличном деле". В светлицах и в курных крестьянских избах пряли пряжу, ткали полотна, шили одежду, вышивали. Значительно позже в Россию пришло вязание.
Иноземцы уже тогда отмечали умение русских женщин прекрасно вышивать шелком и золотом.
При русской царице вышивальщицами состояли жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. У бояр и торговых людей этим занимались крестьянские жены и дочери.
Иногда искусство вышивальщиц боярыни могло сослужить службу и самому боярину. Так, по преданию, случилось с Василием Волынским, который стал во главе Посольского приказа благодаря высокому искусству... вышивальщиц своей супруги.
Первыми рукодельными "школами" были женские монастыри. Там послушниц учили вышиванию, золототкачеству, шитью жемчугом и бисером. Из рук мастериц выходили одеяния для священников, диаконов и псаломщиков, напрестольные и жертвенные пелены и "воздухи", шитые шелком и гладью. Первое в России упоминание о закупке иголок и наперстков содержится именно в приходно-расходных монастырских книгах.
В Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) сохранился Устав Московского общежительного девичьего монастыря (середина XIX века), который строго регламентировал работу рукодельных мастерских. Она начиналась в 9 часов утра и продолжалась до 6 часов вечера с перерывами на трапезу и чай. Послушницам напоминалось, что это не светские девичьи посиделки: "Занятия рукоделием совершаются в молчании, с умной Молитвой, допускаются только относящиеся к делу необходимые вопросы и объяснения". Лишь в воскресенье и в праздничные дни мастерицы отдыхали.
Неудивительно, что во всем мире, в том числе в России, в первую очередь монастыри дали высокохудожественные образцы рукодельного творчества.
В XIX веке началось систематическое рукодельное образование в России. Рукоделие было введено в общеобразовательные программы всех школ; кроме того, существовали специальные заведения для подготовки мастериц-профессионалов в области рукоделия.
В сельских воскресных и церковноприходских школах девочек учили вязать чулки и шить белье. Постепенно эти занятия распространились на двух- и трехклассные городские школы, начальные и сельские городские училища, епархиальные женские училища и - позже - на училища ведомства императрицы Марии Федоровны. В начальных классах рукоделию отводилось два часа в неделю, обычно во второй половине дня. Ученицы старших классов могли заниматься рукоделием в перерывах между уроками. Они шили форменные платья, белье, вязали чулки. После уроков кройки по методике Теодор воспитанницы начинали шить не только форменные, но и светские платья. Окончившие училища воспитанницы часто сами становились учительницами рукоделия.
Постепенно рукодельным образованием заинтересовались общественные организации. Так, Комиссия по женским ремеслам при Политехническом музее в Москве, образованная в 1896 году, стала инициатором разработки систематических программ по рукоделию для общеобразовательных школ и училищ. Прежние опыты в этом деле разработчики считали излишне индивидуализированными. Ставилась задача создания методики обучения больших групп детей, специальных учебников, соответствующей материальной базы. Кроме главного - привить девочкам основные навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни, имелось в виду получение профессии учительниц рукоделия теми, кто этого захочет. Однако рукоделие не было самоцелью. Требовалась "выработка совокупности навыков, привычек, способностей и умений, которые должны развиваться в девочках посредством обучения рукоделию".
Программа обучения включала знакомство со стежками и швами на образцах, предварительный курс шитья, основы вышивания, элементы кройки, вязание крючком и вышивание крестом. Вышивание гладью, изготовление искусственных цветов из бумаги и шерсти, вышивание подушек, кройка и шитье платьев в общеобразовательных школах не изучались. Однако позже для старших классов в программу были введены кройка белья и платьев, ознакомление с платьенными швами.
После того как Комиссия по женским ремеслам перешла в ведение учебного отдела Московского музея прикладных знаний, решено было собрать работы учащихся различных школ России. Музей прикладных знаний пополнился образцами рукоделия Московского мещанского училища, школы княжны Львовой в селе Спасском, коллекциями штопок. Поступили сюда работы по шитью и вязанию - наволочка с прошивкой, фартук, французская рубашка (мы уже и не знаем, что это такое), детские панталоны, детская ночная кофточка... Все это позволило открыть 15 марта 1898 года выставку учебных пособий и рукоделия в здании Соляного городка. Выставка имела большой успех.
В конце XIX - начале XX века примеру общеобразовательных школ и епархиальных училищ последовали частные школы и учебные заведения. В дворянских поместьях М.Д.Путиловой, П.Д.Тенишевой, выше упомянутой княжны Львовой, а также в селах Полька Елецкого уезда Орловской губернии, Подлесном Михайловского уезда Рязанской губернии и других были открыты школы кружевниц, вышивальные и рукодельные школы. Женское профессиональное училище имени Варвары Лепешкиной организовало у себя отделение домоводства, где учили кройке, шитью на руках и на машине простейшего платья и белья, вязанию, вышиванию меток (крестом и гладью), штопке и починке белья и платья. Институт московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III имел в своем штате двух учительниц рукоделия на 225 учениц приготовительного и семи общих классов. Зарплата каждой составляла 420 рублей в год.
Для тех женщин, которые ранее не получили рукодельного образования, открывались курсы кройки, шитья и рукоделия при "Обществе распространения между образованными женщинами практических знаний, необходимых в домашнем быту" (Устав Общества был утвержден МВД России 17 декабря 1887 года). Весной 1911 года на Пасхальной неделе в здании Московской городской Думы Обществом была организована выставка рукоделий посетительниц курсов.
Все это пригодилось российским женщинам в годы революционного лихолетья, гражданской и Великой Отечественной войн. Шили, перешивали, перекраивали, перелицовывали, штопали, чинили - и умудрялись прилично одевать себя, своих мужей, братьев, детей...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Е. Предеин
РЕКРУТЫ
01.02.2002
Это нелегкое дело - женитьба
В статье "На вывод в замужество" ("Московский журнал, 2000, ї 6) рассказывалось, как непросто было в XVIII-XIX веках выйти замуж крепостной девушке. Однако и для мужчины жениться составляло тогда немалую проблему:
01.06.2001
Из архива князей Голицыных
Любопытные бытовые подробности жизни этого древнего рода.
01.03.2001
Все статьи Е. Предеин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05