29 декабря (старый стиль) 1791 года между Россией и Османской империей в молдавском городе Яссы (ныне территория Румынии) был подписан мирный договор, положивший конец Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.
Напомним, что войну эту, в которой русские войска отличились в Кинбурнском сражении, в штурме Очакова, битве при Рымнике и взятии Измаила, вызвало недовольство Турции условиями прежнего Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774) по итогам которого она лишилась Крыма, отошедшего вскоре к России (1783), была присоединена Кубань, а Восточная Грузия перешла под наш протекторат (1783). Несомненно также, что Императрица Екатерина Великая выжидала удобного случая для дальнейшего продвижения вдоль берегов Черного моря, и турки предоставили его. Подогреваемая реваншистскими настроениями, а также рассчитывая на поддержку Англии, Франции и Пруссии, Османская империя развязала очередную войну, кончавшуюся для нее полным поражением.
В 1791 г. начались мирные переговоры, которые первоначально возглавлял князь Г.А.Потемкин, а после его смерти - граф А.А.Безбородко. Зная, что турки остро нуждаются в мире, русская сторона заняла твердую позицию, угрожая в случае неуступчивости турецкой делегации, продолжить военные действия. Однако русским дипломатическим усилиям мешали Англия и Пруссия, не желавшие усиления российских позиций в регионе, а потому выступивших в роли турецких защитников. В связи с этим Императрица Екатерина II замечала, что она «не потерпит, чтоб ей предписывали законы», и что она уже бы давно заключила мир с Турцией, если бы «смутники сидели смирно и не мешали туркам мириться, а на это дело они тратят, попусту, огромные суммы». «Имею страх Господень, и нет у меня иного страха. Англичане напрасно грозят нам; меня им не испугать: мы их примем как надо; да и что они нам могут сделать?.. Угрозы англичан - новая глупость с их стороны, вот и все», - заключала Императрица. И к 29 декабря соглашение с турками было достигнуто. От имени России мирный договор подписал генерал-поручик А.Н.Самойлов, генерал-майор И. де Рибас и статский советник С.Л.Лашкарев; от имени «Блистательной Порты» - рейс-эфенди (министром иностранных дел) Абдуллой эфенди, Ибрагимом Исметом беем и Мехмедом эфенди.
Как отмечалось в документе, ради восстановления «мира, дружбы и доброго согласия» между российской Императрицей и османским султаном заключался «вечный мир», согласно которому «отныне и навсегда да пресекутся и уничтожатся всякие неприязненные действия и вражда». В связи с этим в первом же пункте договора говорилось, что «силою возобновляемой толь искренней дружбы», обе стороны провозглашают «взаимную амнистию и общее прощение» всем тем, кто за годы войны «соделал какие-либо противу одной или другой стороны преступления» и обязуются «возвратить оным все чести и имения, которыми они прежде пользовались».
Согласно мирному договору, новая граница между Россией и Османской империей проходила по реке Днестр, все же другие земли, завоеванные силою русского оружия, включая «Бессарабию с крепостями Бендерами, Аккерманом, Килиею и Измаилом, со всеми местечками, слободами, деревнями, и всем прочим, что оныя в себе содержит», а также «Княжество Молдавское со всеми городами, селениями и всеми прочим, что оныя Провинция в себе содержит» возвращались «Блистательной Порте».
Таким образом, благодаря славе русского оружия левобережное Приднестровье вошло в состав Российской Империи. Поскольку же земли Бессарабии все еще оставались за Турцией, многие православные жители края, опасаясь турецкого преследования, покинули Молдавское княжество и переселились за Днестр, что привело в скором времени к основанию приднестровских городов Григориополя (1792) и Тирасполя (1795). Кроме того, присоединение к России новых плодородных земель привело к их заселению и освоению и в 1794 г. на землях, полученных по итогам Ясского мира, была основана Одесса.
Ясский договор также предусматривал подтверждение Турцией акта 28 декабря 1783 года о присоединении Крыма к Российской Империи и установление нашей границы по реке Кубань. При этом от турецкого султана требовалось употребить всю власть «к обузданию и воздержанию [горских] народов, на левом берегу реки Кубани обитающих при границах ея, дабы они на пределы Всероссийской Империи набегов не чинили, никаких обид, хишничеств и разорений Российско-Императорским подданным и их селениям, жилищам и землям не приключали ни тайно, ни явно, и ни под каким видом людей в неволю не захватывали», а если такие инциденты все же будут, власти Османской империи обязаны были компенсировать ущерб, нанесенный российским подданным и наказать виновных.
Другие пункты договора оговаривали правила взаимной торговли; устанавливали ответственность Турции за нападения на российских купцов «корсеров Алжирских, Тунисских и Трипольских»; требовали выдачи без всякого выкупа России всех ее христианских подданных, ставших пленниками и невольниками; восстанавливали дипломатические отношения, предполагавшие обмен послами.
При этом, учитывая большие финансовые затруднения Османской империи, России великодушно отказалась от контрибуции в 7 миллионов рублей, первоначально наложенной на турок.
Таким образом, Ясский договор подтвердил условия соглашения от 1774 года, закрепил за Россией все Северное Причерноморье, включая Крымский полуостров, усилил наши политические позиции на Кавказе и Балканах. К Российской империи отошли земли между Южным Бугом и Днестром, по которому была установлена новая граница. На Кавказе граница восстанавливалась по реке Кубань. Османская империя отказывалась от своих претензий на Грузию и обязалась более не предпринимать враждебных действий против грузинских земель.
И хотя Ясский мир не привел к реализации обширных планов Императрицы Екатерины II, желавший полностью выдавить турок из Европы и итоги его, учитывая блистательные победы, одержанные русским оружием можно считать довольно скромными (решение ограничиться малым было связано с угрозами Англии настроить против России всю Европу), тем не менее, он имел большое значение для Российской Империи, укрепив ее южные рубежи и способствуя ее экономическому развитию и процветанию. Как справедливо заключал один из дореволюционных авторов, «кучук-кайнарджийский и ясский трактаты, возвеличившие Россию, останутся в истории двумя дорогими перлами в скипетре великой Екатерины, и являются двумя устоями, вынутыми из фундамента, на котором зиждилось прежнее величие Порты».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук