
Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником.
Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды.
Прежде всего, был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. В честь этого события братия решила построить церковь в честь Святой Троицы, куда вскоре были перенесены святые мощи преподобного Сергия. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы.
До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.

Верным помощником во всех его делах был старший сын Акинфий, отличавшийся особой энергией и обладавший широкими практическими знаниями в области горного дела и металлургии. Он знал в совершенстве не только доменное и кузнечное дело, но также мортирное и пушечное литье.
За сравнительно короткий срок отец и сын добились на Урале многого. Невьянский завод, за который они расплатились поставками железа и оружия по низким ценам, вскоре превратился в крупнейшее металлургическое предприятие. Наряду с наращиванием производства на Невьянском заводе Никита и Акинфий Демидовы строили на Урале новые заводы и вели подготовку к освоению высококачественных железных руд горы Высокой.
Государь Петр I, лично знавший предприимчивого заводчика, во внимание к особым его заслугам в горнозаводском деле, пожаловал в 1719 году Никиту Демидова в царские комиссары, 21 сентября 1720 года возвел его в потомственные дворяне под фамилией «Демидова», а в 1722 году из Кизляра прислал ему свой портрет. Скромный заводчик решительно отказался от предложенных ему Императором Петром I чинов и орденов и с колебанием принял дворянское достоинство.
Умер Демидов 17 ноября 1725 года, на 70 году от роду, и погребен в Туле, женат он был на Евдокии Федотовне (умерла в 1730 году), и имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.
Также сегодня мы вспоминаем: Василия Михайловича Севергина (1765-1826), минералога, химика, академика (с 1793 г.) и Ивана Игнатьевича Якубовского (1912-1976), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.
Сегодня также мы вспоминаем наших воинов, павших в советско-финской войне. В этот день в 1939 г. войска Ленинградского военного округа перешли в наступление на Карельском перешейке. Война обернулась тяжелыми потерями для Красной Армии, финская оборона была прорвана лишь к марту. 12 марта был заключен мирный договор, по которому к СССР отошел Карельский перешеек, часть полуостровов Рыбачий и Средний на Севере и сдан на 30 лет в аренду полуостров Ханко.
В этот день скончался литературный критик Николай Александрович Добролюбов (1836-1861).

Сражение произошло в Синопской бухте (северное побережье Турции). Подстрекаемая Англией и Францией Турция, открыв военные действия против России в 1853 году, положила начало Восточной (Крымской) войне 1853-1856 гг. В ноябре 1853 года турецкая эскадра под командованием Осман-паши вышла из Стамбула и встала на рейд в Синопе, готовясь к высадке десанта в районе Сухум-Кале (Сухуми) и Поти. Русская эскадра под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова, узнав о расположении турок, заблокировала их эскадру с моря. Поскольку турецкая эскадра в открытом море могла быть усилена кораблями англо-французского флота, стоявшего в бухте Бешик-Кертез, в проливе Дарданеллы, Нахимов решил атаковать и разгромить ее непосредственно в базе. Его замысел сводился к тому, чтобы быстро ввести на Синопский рейд свои корабли, поставить их на якорь и решительно атаковать противника с короткой дистанции. В одном из первых своих приказов Нахимов объявил, что «в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело».
Синопское морское сражение началось в 12 часов 30 минут и продолжалось до 17 часов. Первыми открыли огонь по русской эскадре, входившей на Синопский рейд, турецкие корабли и береговые батареи. Русские корабли, заняв выгодные позиции и использовав превосходство в артиллерии, открыли ответный огонь. Через полчаса турецкий флагманский корабль «Авни-Аллах» и фрегат «Фазлы-Аллах», объятые пламенем, выбросились на мель. Русская эскадра уничтожила 15 кораблей противника и заставила замолчать все его береговые батареи. Только одному пароходу «Таиф», которым командовал английский офицер А.Слейд, советник турецкого флота, удалось бежать. Капитану Слейду помогла паровая машина, против которой парус оказался бессильным.
В этом сражении турки потеряли 15 из 16 кораблей и свыше 3 тысяч человек убитыми и ранеными. В плен было взято около 200 человек, в том числе сам Осман-паша и командиры трех кораблей. Потери русской эскадры составили 37 человек убитых и 235 раненых, некоторые корабли получили повреждения.
Разгром турецкой эскадры в Синопском сражении значительно ослабил морские силы Турции и сорвал ее планы по высадке своих войск на побережье Кавказа. Синопское морское сражение стало последним в истории крупным сражением эпохи парусного флота.
Подводя итоги, Нахимов писал в приказе от 5 декабря 1853 г.: «Истребление турецкого флота в Синопе эскадрою, состоящею под начальством моим, не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота. Изъявляю душевную мою признательность <...> господам командирам кораблей и фрегатов за хладнокровное и точное постановление своих судов по данной диспозиции во время сильного неприятельского огня, равно и за непоколебимую их храбростью продолжение самого дела, обращаюсь с признательностью к офицерам за неустрашимое и точное исполнение их своего долга, благодарю команды, которые дрались как львы».
