По благословению Председателя приходского совета Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерея Александра Пашкова к Рождеству Христову в крипте собора открывается выставка икон студии Ростислава Гирвеля, где представлены работы самого мастера и его учеников. Напоминаем читателям, что в минувшем году исполнилось 50 лет педагогической деятельности иконописца, последние двадцать из которых Ростислав Мартинович преподает свое мастерство в стенах Казанского собора. Выставка будет открыта для посетителей до 29 февраля 2020 года, проход в крипту собора осуществляется через служебную парковку со стороны Казанской улицы.
Иконы Ростислава Гирвеля и учеников
***
50 лет назад в одном из Дворцов пионеров Ленинграда появилась детская студия под руководством художника-керамиста Р.М.Гирвеля. Очень скоро в этой студии стали заниматься не только керамикой, но и лаковой живописью. Таковы были интересы руководителя. Нужно сказать, что уровень работ детей был таков, что сразу обратил на себя внимание городской, а затем и зарубежной общественности. Работы студии Гирвеля сразу приняли участие в выставках детского творчества, проводимых Русским музеем, а затем и в советских выставках в Европе, США, Японии, Англии и в других странах.
Замечательно во всем этом то, что никакого специального отбора детей руководитель не производил. В студию принимались все, кто хотел рисовать, начиная с 4-5 лет. Более того, руководитель никогда не ориентировал своих воспитанников на дальнейшую учебу в художественном вузе, и даже в каком-то смысле препятствовал такой перспективе.
С самого начала в методике руководителя обозначалась определенная концепция понимания формы, художественного стиля, которая и получила развитие в дальнейшем. Свою педагогическую задачу художник определял концепцией формы, которую сам Гирвель формулирует очень просто - создание образа. В самой этой формулировке нет ничего нового. Внешне она нам ни о чем не говорит уже потому что в ХХ веке даже абстрактная картина воспринимается как образ. Это понятие расширилось до беспредельности. Но, вникая в методику работы Гирвеля с детьми, понимаешь, какую глубину художник вкладывает в термин «образ». Характеризуя природу детского творчества, руководитель говорит о том, что дети изображают не «кожу», а «внутреннее состояние вещей». Каждая вещь, т.е. некий объект изображения, в детском изображении есть образ. Это понимание есть та точка отсчета, которая определила ход развития работы Р.М. Гирвеля.
Программа обучения в «Святогорье» делится на шесть этапов, продолжительностью один год каждый. На первом этапе дети 4-5 лет обучаются навыкам рисунка, основам цветоведения и цветной графики. Первым заданием традиционно становится изображение символов евангелистов: быка, льва, птицы, ангела. Эти символы дети не просто рисуют, они создают мысленный образ, складывая наблюдения из жизни и воображение.
На втором этапе дети 6-7 лет обучаются классификации образов и событий с помощью анализа сказок. Сначала — слово, а потом — изображение, но второе не является иллюстрацией первого, слово и изображение равноценны, как в иконном пространстве. На этом этапе дети обучаются принципам построения сюжетной многофигурной композиции, разномасштабности изображения с использованием обратной перспективы. Впервые в изображениях появляются архитектура и пейзаж.
На третьем этапе детям 8-10 лет предлагается писать житие святого. Опять все начинается со слова: после чтения ребята излагают свое понимание жития. Этот период обучения проходит при поддержке священника, который помогает понять детям духовный подвиг святого. Главной задачей на этом этапе становится изображение двух планов: горнего (духовный подвиг святого) и дольнего (земной путь, приход к горнему в этом мире). Здесь вводится еще одна категория — канон. Поскольку изображается святой, авторское понимание и переживание необходимо облечь в форму, установленную соборно. Возникает понимание изобразительного опыта как опыта духовного.
На четвертом этапе дети 8-12 лет, уже работая над иконой, обучаются изображению пластики тела. В этот период они осваивают работу с санкирью (это первый слой, которым прокрывают «личные части» изображения), растирают краски на основе яичной темперы, наносят на доски левкас (грунт). Одновременно происходит изучение строения головы и лица и их изображения в сферическом пространстве иконы, осмысление разницы между лицом и ликом, между человеком и личностью. Здесь глубоко и серьезно обсуждается тема преображенной плоти, существующей в пространстве времени нетварного света. Все, что было до этого познано о свете, реализуется в моделировании сферического пространства как Горнего.
На пятом этапе детям 12-15 лет предлагается работать над праздничным рядом иконостаса. Ребята знакомятся с иконографией двунадесятых праздников, выбирают «свою» икону, а затем выполняют ее на доске, подготовленной с использованием всех навыков, полученных ранее. Пятый этап не является завершающим, ведь окончательная цель школы (шестой этап) — создание коллектива иконописцев‑единомышленников, которые, опираясь на святоотеческое богословие и отстаивая чистоту канонического образа, смогли бы искать новые формы выражения полноты присутствия на земле живого Воплощенного Слова.