«Рождество Твое, Христе Боже наш…»

О выставке икон Р.Гирвеля в крипте Казанского собора

0
1349
Время на чтение 4 минуты

 

 

По благословению Председателя приходского совета Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерея Александра Пашкова к Рождеству Христову в крипте собора открывается выставка икон студии Ростислава Гирвеля, где представлены работы самого мастера и его учеников. Напоминаем читателям, что в минувшем году исполнилось 50 лет педагогической деятельности иконописца, последние двадцать из которых Ростислав Мартинович преподает свое мастерство в стенах Казанского собора. Выставка будет открыта для посетителей до 29 февраля 2020 года, проход в крипту собора осуществляется через служебную парковку со стороны Казанской улицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иконы Ростислава Гирвеля и учеников

 

***

50 лет назад в одном из Дворцов пионеров Ленинграда появилась детская студия под руководством художника-керамиста Р.М.Гирвеля. Очень скоро в этой студии стали заниматься не только керамикой, но и лаковой живописью. Таковы были интересы руководителя. Нужно сказать, что уровень работ детей был таков, что сразу обратил на себя внимание городской, а затем и зарубежной общественности. Работы студии Гирвеля сразу приняли участие в выставках детского творчества, проводимых Русским музеем, а затем и в советских выставках в Европе, США, Японии, Англии и в других странах.

Замечательно во всем этом то, что никакого специального отбора детей руководитель не производил. В студию принимались все, кто хотел рисовать, начиная с 4-5 лет. Более того, руководитель никогда не ориентировал своих воспитанников на дальнейшую учебу в художественном вузе, и даже в каком-то смысле препятствовал такой перспективе.

С самого начала в методике руководителя обозначалась определенная концепция понимания формы, художественного стиля, которая и получила развитие в дальнейшем. Свою педагогическую задачу художник определял концепцией формы, которую сам Гирвель формулирует очень просто - создание образа. В самой этой формулировке нет ничего нового. Внешне она нам ни о чем не говорит уже потому что в ХХ веке даже абстрактная картина воспринимается как образ. Это понятие расширилось до беспредельности. Но, вникая в методику работы Гирвеля с детьми, понимаешь, какую глубину художник вкладывает в термин «образ». Характеризуя природу детского творчества, руководитель говорит о том, что дети изображают не «кожу», а «внутреннее состояние вещей». Каждая вещь, т.е. некий объект изображения, в детском изображении есть образ. Это понимание есть та точка отсчета, которая определила ход развития работы Р.М. Гирвеля.

Программа обучения в «Святогорье» делится на шесть этапов, продолжительностью один год каждый. На первом этапе дети 4-5 лет обучаются навыкам рисунка, основам цветоведения и цветной графики. Первым заданием традиционно становится изображение символов евангелистов: быка, льва, птицы, ангела. Эти символы дети не просто рисуют, они создают мысленный образ, складывая наблюдения из жизни и воображение.

На втором этапе дети 6-7 лет обучаются классификации образов и событий с помощью анализа сказок. Сначала — слово, а потом — изображение, но второе не является иллюстрацией первого, слово и изображение равноценны, как в иконном пространстве. На этом этапе дети обучаются принципам построения сюжетной многофигурной композиции, разномасштабности изображения с использованием обратной перспективы. Впервые в изображениях появляются архитектура и пейзаж.

На третьем этапе детям 8-10 лет предлагается писать житие святого. Опять все начинается со слова: после чтения ребята излагают свое понимание жития. Этот период обучения проходит при поддержке священника, который помогает понять детям духовный подвиг святого. Главной задачей на этом этапе становится изображение двух планов: горнего (духовный подвиг святого) и дольнего (земной путь, приход к горнему в этом мире). Здесь вводится еще одна категория — канон. Поскольку изображается святой, авторское понимание и переживание необходимо облечь в форму, установленную соборно. Возникает понимание изобразительного опыта как опыта духовного.

На четвертом этапе дети 8-12 лет, уже работая над иконой, обучаются изображению пластики тела. В этот период они осваивают работу с санкирью (это первый слой, которым прокрывают «личные части» изображения), растирают краски на основе яичной темперы, наносят на доски левкас (грунт). Одновременно происходит изучение строения головы и лица и их изображения в сферическом пространстве иконы, осмысление разницы между лицом и ликом, между человеком и личностью. Здесь глубоко и серьезно обсуждается тема преображенной плоти, существующей в пространстве времени нетварного света. Все, что было до этого познано о свете, реализуется в моделировании сферического пространства как Горнего.

На пятом этапе детям 12-15 лет предлагается работать над праздничным рядом иконостаса. Ребята знакомятся с иконографией двунадесятых праздников, выбирают «свою» икону, а затем выполняют ее на доске, подготовленной с использованием всех навыков, полученных ранее. Пятый этап не является завершающим, ведь окончательная цель школы (шестой этап) — создание коллектива иконописцев‑единомышленников, которые, опираясь на святоотеческое богословие и отстаивая чистоту канонического образа, смогли бы искать новые формы выражения полноты присутствия на земле живого Воплощенного Слова.

Р.Гирвель с учениками

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 02:47
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 20:29
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 19:33
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от ipopov
12.12.2024 19:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.12.2024 19:22
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 19:07
На Дону казаки присмотрят за цыганами
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 19:00