Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский родился в 1777 году (дата, указанная на надгробной плите), по другим данным – в 1780 или 1781 году) на хуторе Купчинский Шишацкой сотни Миргородского полка. По некоторым сведениям, с отроческих лет он числился в военной службе: до 1787 года – в чине значкового товарища (чин в Малороссии в XVIII веке, соответствовал чину унтер-офицера); 27 ноября 1787 года пожалован в корнеты; после 1788 года «переименован гражданским чином» и поступил на службу в малороссийский почтамт. Учился в Полтавской Духовной семинарии (1792–1796) и, вероятно, в Киевской Духовной академии[1]. В 1797 году отец Василия Афанасьевича, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский, обратился к Д.П. Трощинскому с просьбой записать сына в гвардию, однако кончина Императрицы Екатерины II (6 ноября 1796 года) помешала этому намерению. Один из знакомых А.Д. Гоголя-Яновского, Врончевский, отвечал ему из Санкт-Петербурга: «Письмо ваше по приезде моем сюда, немедленно вручил Дмитрию Прокофьевичу, и его превосходительство охотно был расположен удовлетворить просьбе вашей, но последовавшее по случаю кончины Государыни Императрицы совершенно новое преобразование гвардии пресекло к тому всякие способы и всякую возможность… Буде, кто вновь хочет записаться в гвардию, тот должен служить налицо первоначально солдатом и постепенно происходить чинами»[2]. «После неудачной попытки пустить сына по военной службе, Афанасий Демьянович остановился на штатской. Сначала он рассчитывал послать сына в пансион при Московском университете. Он уже запасся рекомендациями к влиятельным лицам в Москве, но почему-то дело расстроилось. Попробовал он было отослать его в Чернигов для службы под руководством своего приятеля Павла Коропчевского, но и здесь ничего не вышло»[3]. Будучи «находящимся при малороссийском почтамте по делам сверх комплекта», Василий Афанасьевич в 1799 году был произведен из губернских секретарей в титулярные советники и числился в этом чине до выхода в отставку 22 декабря 1805 года; при выходе в отставку получил чин коллежского асессора[4].
Малороссийский театральный критик и публицист В.А. Чаговец, однако, отрицал сведения о том, что отец Гоголя с отроческих лет числился в военной службе и был пожалован в корнеты: «Семейная жизнь их <родителей Василия Афанасьевича> <…> сосредоточивались на воспитании их сына "Васюты" <…> явившегося на свет после многих лет бездетной супружеской жизни. Отец старался дать ему возможно лучшее образование и воспитание, поэтому сначала отдал его в Полтаву, а затем в Киев. <…> В 1797 году Аф<анасий> Д<емьянович> думал, по старинному дворянскому обычаю, записать своего Васюту в гвардию с тем, чтобы он выслуживал чины и жил дома, но получил уведомление от г. Врончевского, что теперь пошли новые порядки и приобретать чины таким образом уже нельзя… (Это сообщение <…> находится в противоречии с утверждением г. Шенрока. Но мы во всем основываемся на имеющихся у нас под руками источниках, которые в скором времени будут опубликованы в печати. – Примеч. В.А. Чаговца. Упомянутые источники не были опубликованы. – В.В.).
И далее: «Думали послать В<асилия> А<фанасьевича> в Московский университет, хлопотали через Д.П. Трощинского, но и это не удалось; пришлось заботы об образовании оставить в покое и совершенно изменить служебную карьеру В<асилия> Аф<анасьевича>. Вместо блестящей военной службы пришлось избрать гражданскую службу в малороссийском почтамте, в которой, впрочем, В<асилий> А<фанасьевич> состоял недолго и, по выходе в отставку, стал жить в деревне»[5]. Дальнейшее служебная деятельность В.А. Гоголя-Яновского связана с его работой в должности секретаря Д.П. Трощинского в период отставки последнего.
Дмитрий Прокофьевич Трощинский (1754–1829), выпускник Киевской Духовной академии, известный государственный деятель. Прадед Трощинского, Матвей Трощинский, «в царствование Петра Великого атаманствовал на Запорожье и погиб, благодаря своему близкому родству с Мазепой; заподозренный в сообщничестве с изменившим царю гетманом, он был схвачен и умер в заключении, а имение его конфисковано»[6]. Внук М. Трощинского (отец Д.П. Трощинского), Прокофий Иванович, готовил всех своих четверых сыновей – Андрея, Ефима, Демьяна и Дмитрия (впоследствии министра) – на Запорожье, но к тому времени Сечь доживала свои последние дни (перед ее упразднением Екатериной II в 1775 году), так что побывать на Запорожской Сечи довелось только старшему Андрею[7]. Поступлением в Киевскую академию Д.П. Трощинский был обязан своему дяде, архимандриту Киевского Пустынно-Николаевского монастыря Амфилохию (Леонтовичу, умер в 1799-м), с 1795 года епископ Переяславский и Бориспольский («пребывание имеет в Переяславском Вознесенском монастыре»; Роспись чиновных особ в государстве. При начале сего 1796 года)[8].
Д.П. Трощинский был дальним родственником Гоголей и их соседом по имению (старший брат Д.П. Трощинского Андрей Прокофьевич был женат на тетке матери Гоголя Анне Матвеевне (рожденной Косяровской, умерла в 1833 году); у нее Мария Ивановна Гоголь воспитывалась). Выходил в отставку, по состоянию здоровья, дважды. Первая отставка – с поста министра уделов – последовала 9 июня 1806 года, вторая – с поста министра юстиции – 25 августа 1817 года. В своем поместье Кибинцах Миргородского уезда проживал с лета 1806 года по лето 1814-го и с июня 1821-го до кончины 26 февраля 1829 года[9]; после второй отставки он «не тотчас <…> уехал к себе в имение, а оставался в Петербурге еще около пяти лет»[10].
Во время пребывания на родине в 1806–1814 годах Д.П. Трощинский был избран губернским маршалом (предводителем) полтавского дворянства, и отец Гоголя, будучи секретарем Трощинского, принимал в 1807 и 1812 годах «участие в заботах о всеобщем земском ополчении и <…> как дворянин, известный честностью, заведовал собранными для ополчения суммами. Некоторое время он исправлял даже должность маршала»[11]. «…Он состоял на службе у Д.П. Трощинского, заведуя всей хозяйственной частью по его имениям, а также всеми денежными средствами дворянской кассы и канцелярии Трощинского, бывшего в то время (по 1814 год) губернским Полтавским маршалом»[12].
Василий Афанасьевич был также литературно одарен, писал стихи и комедии на русском и малорусском языках, ставившиеся в домашнем театре Трощинского в Кибинцах; задавал и своим сыновьям – Николаю и Ивану – темы для стихотворных импровизаций[13]. 3 апреля 1829 года Гоголь обращался к матери: «Еще прошу вас выслать мне две папинькины малороссийские комедии: Овца-Собака и Романа с Параскою. Здесь так занимает всех всё малороссийское, что я постараюсь попробовать, нельзя ли одну из их поставить на здешний театр». В 1856 году биограф Гоголя П.А. Кулиш пересказал содержание одной из этих комедий – «Овца-Собака», или «Собака-Вивця»[14]. Позднее П.А. Кулиш опубликовал и вторую комедию Гоголя-отца: Гоголь В.А. Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом[15]. Содержание пьесы В.А. Гоголя-Яновского перекликается с «малороссийской оперой» И.П. Котляревского «Москаль-Чаривник». При этом, в отличие от комедии Котляревского, произведение Василия Афанасьевича изобилует церковной лексикой. 10 октября 1839 года Гоголь обещал И.И. Срезневскому «держать корректуру» второй книги «Украинского Сборника» (вышел в 1841 году), где была опубликована опера Котляревского[16]. Об общем западном источнике комедии Гоголя-отца и «Москаля-Чаривника» Котляревского см.: Дашкевич Н.П. Вопрос о литературном источнике украинской оперы И.П. Котляревского «Москаль-Чаривнык»[17].
Сохранился также отрывок еще одной не дошедшей до нас комедии Гоголя-отца:
«Мотов. Но что же делать мне, – я, право, сам не знаю:
Без денег трудно жить, а что я затеваю,
Того уж невозможно исполнить никогда.
Но впрочем бы не худо – да что бы за беда? –
Продать отцовский дом старинного фасаду,
Но одного при нем фруктового жаль саду.
(Слуга входит)
А вот весьма ты кстати, Урвалушка, пришел.
Урв<ал>. Вы что-то так довольны…
Мот<ов>. [да] [я думал] [как денег нам достать].
Послушай, я нашел
Ур<вал>. Не деньги ли <с>судить? [Ах барин мой бесценный].
Мот<ов>. Но средство получить [какой нетерпеливый].
Ур<вал>. Но прежних-то у вас осталося, я чаю,
Еще сот пять иль шесть рублей.
Мотов.
Я примеча<ю>…»[18].
В слове «отцовский» – «первые буквы переправлены; пожалуй, можно читать и "дедовский"». – Примеч. А.А. Назаревского.
Кроме того, известны фрагменты нескольких стихотворений Гоголя-отца[19]. Гоголь использовал комедии отца в работе над «Вечерами на хуторе близ Диканьки» (1831–1832).
Смерть отца, последовавшая спустя четыре года после поступления Гоголя в Нежинскую гимназию, была большой для него утратой.
Сохранился черновик официального отношения В.А. Гоголя-Яновского к Д.П. Трощинскому, относящийся, по-видимому, к 1814–1818 годам. Из послания явствует, что проблема «мертвых душ», то есть отсутствующих, но числящихся в имении по ревизским сказкам крепостных крестьян, занимала и Василия Афанасьевича. Впоследствии его черновое письмо к Трощинскому, сохраненное матерью Гоголя Марией Ивановной, могло быть прочитано Гоголем. Приводим это письмо по автографу:
«Зная, [сколько [вы] великую имеете вы расположеннось помогать своим [сос<траданием> <?>] нашему дворянству [осмели<ваюсь>] и о искоренении зла, шипящего в глухих местах наших от <1 нрзб.>] сколь великое имеете вы попечение об общественных наших пользах, осмеливаюсь доложить вам: 1) все вам чрезвычайно благодарны за рассрочку уравнительного рекрутского набору, но опасаются многие, что ежели теперь не отдадут всех рекрут [далее было: а. то войдут они в ревизию; б. то платить за них все подати; в. то платить за них, может быть, лет 15 или более, все подати] и придется отдавать за подачею ревизской сказки [и когда] и ежели из ревизии их уже не исключат, то сие будет еще отяготительнее, чем единовременное уравнение, и не будет справедливого уравнения, так и теперь [люд<и>] в людях делается уравнение; [но пожертвование наше] но с пожертвованием нашим на содержание и ополчение [оружие] оружием и лошадьми, кажется, никакая губерния не поравняется. – Почему ожидаем мы, что вы исходатайствуете для нас милость, что отдаваемые рекруты по уравнительному набору исключатся из ревизии и тогда только [мы будем] будет уравнена сия повинность;
2) [велику<ю>] великое бы было для нас благодеяние, если бы доставили, чтобы с передержателей беглых крестьян взыскивался бы штраф в казну и строжайший бы о сем последовал указ; ибо у нас подчас рекрутских наборов все молодые люди убегают в Константиноградский повет и в Екатеринославскую губернию и передерживаются тамошним<и>; чрез это принуждены мы отдавать в рекруты отцов семейства, а найпаче в нынешний набор, в которой ужасно как бракуют.
3) По милости вашей зачтены за рекрут не только не возвратившиеся козаки из ополчения, но велено принимать и искалеченных на службе в инвалидные команды [и зате<м>] и [выдать] выдавать зачетные квитанции. – [Но до получения] Многие искалеченные и потерявшие на службе совсем свое здоровье, искали получения сего милостивого разрешения возвратиться, коих также, кажется, следовало бы зачесть, но таковые получили отказ на свои просьбы»[20].
Скончался Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский 31 марта 1825 года в селе Кибинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза писателей России
Яновщина, родина Н.Гоголя
Церковь в Васильевке
Церковь на родине Гоголя
Церковь в Васильевке
Рисунок Гоголя усадьбы в Васильевке
Нежинская гимназия высших наук
Примечания
[1] См.: Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: В 3 т. / Издание подготовил И.А. Виноградов. Т. 1. М., 2011. С. 50.
[2] Щеголев П.Е. Отец Гоголя // Исторический Вестник. 1902. № 2. С. 659.
[3] Там же.
[4] Лазаревский А.М. Очерки малороссийских фамилий // Русский Архив. 1875. № 3. С. 452; Сведения о службе В.А. Гоголя // Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1892. Т. 1. С. 377; Щеголев П.Е. Отец Гоголя / Исторический Вестник. 1902. № 2. С. 657–660; см. также: Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 1. С. 76.
[5] Чаговец В.А. Семейная хроника Гоголей (по бумагам семейного архива) // Памяти Гоголя: научно-литературный сб. Киев, 1902. Отд. 3. С. 29–30.
[6] <Ореус И.И.> Дмитрий Прокофьевич Трощинский. 1754–1829 // Русская Старина. 1882. № 6. С. 641.
[7] Там же. С. 642.
[8] Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето от Рождества Христова 1796. СПб., <1796>. С. 40.
[9] См. письмо Д.П. Трощинского к Л.И. Голенищеву-Кутузову из Кибинец от 15 июня 1821 года: РНБ / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. Ф. 791. Ед. хр. 24. Л. 81.
[10] <Ореус И.И.> Дмитрий Прокофьевич Трощинский. 1754–1829. С. 649–650, 655–656.
[11] Щеголев П.Е. Отец Гоголя. С. 660.
[12] Чаговец В.А. Семейная хроника Гоголей (по бумагам семейного архива). С. 29–30.
[13] См.: Данилевский Г.П. Знакомство с Гоголем // Сочинения. СПб., 1901. Т. 4. С. 121.
[14] См.: <Кулиш П.А.> Николай М. Записки о жизни Н.В. Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем. Т. 1. СПб., 1856. С. 11.
[15] Основа. 1862. № 2.
[16] См.: Живая Старина. 1892. Вып. 1. С. 71.
[17] Киевская Старина. 1893. № 10–12. С. 451–481.
[18] Назаревский А.А. Из архива Головни // Н.В. Гоголь: Материалы и исследования. М.; Л., 1936. Т. 1. С. 324.
[19] См.: Письмо М.И. Гоголь к С.Т. Аксакову // Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 1. С. 77–80.
[20] РГБ / Российская государственная библиотека, Москва. Ф. 74. К. 8. Ед. хр. 87. Л. 16 об. – 16; письмо впервые опубликовано, с ошибками и пропусками: Шенрок В.И. Родители Гоголя // Исторический Вестник. 1889. Февраль. С. 393; см. также: Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1892. Т. 1. С. 379.







