1
Метель метёт…
Звенит, серебрясь, русская метель, и волны звуков, запущенные в мир Г. Свиридовом, завораживают поколения слушателей.
Тончайшая музыка, нюансированная так ярко, словно становится символом русской природы, во многом выражая душу – нашу, столь тесно соединённую с природой, пейзажем и метелью, культурой и высотой – не разорвать.
Метель метёт.
К фильму по прозе Пушкина написанная музыка, позже, обретя популярность, была отредактирована композитором в партитуре, зажила особой и особенной, мало с чем сравнимой жизнью…
Свиридов и литература – словно соединены тончайшими небесными нитями: свои первые сочинения созидал на стихи Пушкина: романсы, ставшие знаменитыми.
Экспериментировал, будучи студентом консерватории.
Немецкие романтики влияли: не сразу нащупывалась собственная, музыкально-метафизическая тропа.
И даже модернистский, музыкальный язык Хиндемита привлекал внимание Свиридова.
Зима – исконно русское время: Свиридов любил её, лихую, хрустящую, бело-синюю; зимы особенно интересно представлены в музыке композитора.
Он пишет кантату на стихи Пастернака: снова снег.
Снег идёт.
Две, тонко соединённые ноты, словно живую картину представят – снегопада, ткущегося за окном…
Сюита «Время вперёд!» - аккорды мужества и преодоления; суть отношения к жизни – стоицизм…
И – время рвётся вперёд музыкой Свиридова.
Хоровой цикл «Курские песни» - щедро проливается в русский мир; фольклор словно обновляется, Свиридов даёт новое направление, направляет в неожиданное русло фольклорную волну.
Лирика – световая и снежная; простота мелодий?
Кристаллическая их ясность, союзная с глубиной неба, распростёртого над нами: в России любят небо.
Любят зиму.
Лирическое натяжение, сочетающееся с масштабностью мышления, характерно для Свиридова, использовавшего – в продолжение линий русской классики – разные приёмы: вплоть до современной городской массовой песни…
Обрядовые попевки, знаменное пение – всё использовал, созидая звуковой русский свод, поднимающийся выше и выше, просвеченные светом и снегом.
Ведь – метель метёт.
2
Льются волны русской снежности: звучит «Метель» Г. Свиридова.
Волшебная метель, нежная и томительная, чарующая и таинственная, бесконечная в своей сложной простоте, играющей сердцами поколений.
В 1964 году Свиридов пишет музыку к фильму «Метель», проза Пушкина становится основой, Свиридов вообще чрезвычайно литературен, соединён со словом мистическими мерцаниями небесных дуг; музыку, настолько понравившуюся слушателям, и часто исполняемую в теле- и радиопрограммах, что композитор делает основательную редакцию партитуры.
Теперь – самостоятельное произведение, получающее мировую известность в исполнение симфонического оркестра под управлением В. Федосеева, тройка мчится зимним синим сияньем, что ощущается невероятным образом; слоисто мерцает снег, словно входящий в души.
Снег… Зима…
Они определяют многое в поэзии музыки Свиридова – он пишет кантату «Снег идёт» на стихи Пастернака; на двух нотах рисует впечатляющую картину тихого, нежного снегопада, идущего за окном.
Мудрого снегопада.
«Поёт зима» - памяти С. Есенина: точно картины ушедшей России рисуются звукописью, и звукоряд столь выразителен, что равнодушие отменяется.
Хоровой цикл «Курские песни» и монументален, и – новаторски определяет развитие музыки, давая новое направление в русской, «новая фольклорная волна» накрывает бесконечных слушателей.
Другие композиторы работают в оной: и Р. Щедрин, и В. Гаврилин отдали ей дань.
Тонкость лирической мелодии определяет музыкальный мир Свиридова; тонкость, соединённая с внешней простотой, и подразумевающая виртуозную инструментовку, масштаб, национальный характер.
Разумеется, Свиридов развивал линии русских классиков: Мусоргский был основой ему; разумеется, развивая, насыщал творения бездной собственного дара, используя самые разные традиции: и обрядовых попевок, и знаменного пения, и даже современной массовой городской песни. Новизну и традиции сочетая, с отточенностью и духовной высотой творилась музыка Свиридова.
Он происходил из простой семьи – почтовый служащий отец, учительница мать.
В Курске, куда семья переезжает в 1924 году, увлекается, учась в начальной школе, литературой, с девяти лет начинает учиться игре на фортепиано, а скоро его заинтересовывает балалайка.
Музыка постепенно начинает солировать в жизни.
Он подбирает мелодии на слух, делает это столь виртуозно, что скоро его принимают в местный ансамбль народных инструментов.
Дальше учится в Ленинграде: в техникуме, в консерватории.
В эвакуации пишет военные песни.
«Гимн Родине» посвящён русскому Северу.
Композитор создаёт сюиту «Время, вперёд!», словно используя авангардные ритмы; аккорды её, ставшие заставкой программы «Время», бушуют будущим.
Всё в него устремлено: в том числе вечная, вечно кружащаяся свиридовская «Метель», словно таящая в себе код русскости.

