К 110-летию Г.Свиридова

0
4
Время на чтение 4 минуты

 

1

Метель метёт…

Звенит, серебрясь, русская метель, и волны звуков, запущенные в мир Г. Свиридовом, завораживают поколения слушателей.

Тончайшая музыка, нюансированная так ярко, словно становится символом русской природы, во многом выражая душу – нашу, столь тесно соединённую с природой, пейзажем и метелью, культурой и высотой – не разорвать.

Метель метёт.

К фильму по прозе Пушкина написанная музыка, позже, обретя популярность, была отредактирована композитором в партитуре, зажила особой и особенной, мало с чем сравнимой жизнью…

 Свиридов и литература – словно соединены тончайшими небесными нитями: свои первые сочинения созидал на стихи Пушкина: романсы, ставшие знаменитыми.

 Экспериментировал, будучи студентом консерватории.

 Немецкие романтики влияли: не сразу нащупывалась собственная, музыкально-метафизическая тропа.

 И даже модернистский, музыкальный язык Хиндемита привлекал внимание Свиридова.

 Зима – исконно русское время: Свиридов любил её, лихую, хрустящую, бело-синюю; зимы особенно интересно представлены в музыке композитора.

 Он пишет кантату на стихи Пастернака: снова снег.

Снег идёт.

Две, тонко соединённые ноты, словно живую картину представят – снегопада, ткущегося за окном…

Сюита «Время вперёд!» - аккорды мужества и преодоления; суть отношения к жизни – стоицизм…

И – время рвётся вперёд музыкой Свиридова.

Хоровой цикл «Курские песни» - щедро проливается в русский мир; фольклор словно обновляется, Свиридов даёт новое направление, направляет в неожиданное русло фольклорную волну.

 Лирика – световая и снежная; простота мелодий?

Кристаллическая их ясность, союзная с глубиной неба, распростёртого над нами: в России любят небо.

Любят зиму.

Лирическое натяжение, сочетающееся с масштабностью мышления, характерно для Свиридова, использовавшего – в продолжение линий русской классики – разные приёмы: вплоть до современной городской массовой песни…

Обрядовые попевки, знаменное пение – всё использовал, созидая звуковой русский свод, поднимающийся выше и выше, просвеченные светом и снегом.

Ведь – метель метёт.

 

    2

Льются волны русской снежности: звучит «Метель» Г. Свиридова.

Волшебная метель, нежная и томительная, чарующая и таинственная, бесконечная в своей сложной простоте, играющей сердцами поколений.

 В 1964 году Свиридов пишет музыку к фильму «Метель», проза Пушкина становится основой, Свиридов вообще чрезвычайно литературен, соединён со словом мистическими мерцаниями небесных дуг; музыку, настолько понравившуюся слушателям, и часто исполняемую в теле- и радиопрограммах, что композитор делает основательную редакцию партитуры.

Теперь – самостоятельное произведение, получающее мировую известность в исполнение симфонического оркестра под управлением В. Федосеева, тройка мчится зимним синим сияньем, что ощущается невероятным образом; слоисто мерцает снег, словно входящий в души.

 Снег… Зима…

Они определяют многое в поэзии музыки Свиридова – он пишет кантату «Снег идёт» на стихи Пастернака; на двух нотах рисует впечатляющую картину тихого, нежного снегопада, идущего за окном.

Мудрого снегопада.

«Поёт зима» - памяти С. Есенина: точно картины ушедшей России рисуются звукописью, и звукоряд столь выразителен, что равнодушие отменяется.

 Хоровой цикл «Курские песни» и монументален, и – новаторски определяет развитие музыки, давая новое направление в русской, «новая фольклорная волна» накрывает бесконечных слушателей.

Другие композиторы работают в оной: и Р. Щедрин, и В. Гаврилин отдали ей дань.

 Тонкость лирической мелодии определяет музыкальный мир Свиридова; тонкость, соединённая с внешней простотой, и подразумевающая виртуозную инструментовку, масштаб, национальный характер.

 Разумеется, Свиридов развивал линии русских классиков: Мусоргский был основой ему; разумеется, развивая, насыщал творения бездной собственного дара, используя самые разные традиции: и обрядовых попевок, и знаменного пения, и даже современной массовой городской песни. Новизну и традиции сочетая, с отточенностью и духовной высотой творилась музыка Свиридова.

 Он происходил из простой семьи – почтовый служащий отец, учительница мать.

 В Курске, куда семья переезжает в 1924 году, увлекается, учась в начальной школе, литературой, с девяти лет начинает учиться игре на фортепиано, а скоро его заинтересовывает балалайка.

  Музыка постепенно начинает солировать в жизни.

Он подбирает мелодии на слух, делает это столь виртуозно, что скоро его принимают в местный ансамбль народных инструментов.

 Дальше учится в Ленинграде: в техникуме, в консерватории.

 В эвакуации пишет военные песни.

 «Гимн Родине» посвящён русскому Северу.

Композитор создаёт сюиту «Время, вперёд!», словно используя авангардные ритмы; аккорды её, ставшие заставкой программы «Время», бушуют будущим.

Всё в него устремлено: в том числе вечная, вечно кружащаяся свиридовская «Метель», словно таящая в себе код русскости.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Последние комментарии
Кто же такие Русские?
Новый комментарий от Апографъ
15.12.2025 18:44
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2025 18:38
Антисистема и демография
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2025 18:08
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от Константин В.
15.12.2025 18:04
Когнитивная геостратегия культурной феноменологии
Новый комментарий от Джин
15.12.2025 18:00
Оседлавшие
Новый комментарий от учитель
15.12.2025 13:04
Вся, в том числе ДСП-эшная, переписка улетает врагу
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2025 12:53