В космос - в поисках человечности

Рецензия на сборник фантастических рассказов «История будущего»

0
3
Время на чтение 8 минут

В культуре ничего не умирает. Даже виниловые грампластинки до сих пор выпускаются. Научная фантастика, о смерти которой говорили в 1990-х годах, возрождается на новом витке развития - о чем, например, свидетельствует сборник фантастических рассказов «История будущего», в который вошли произведения финалистов одноименной литературной премии, организованной при содействии Госкорпорации «Росатом».

Мы так много говорили, что у нас – в отличие от читателей фантастики ХХ века – нет образа будущего, что в конце концов литература, засучив рукава, взялась рисовать этот образ заново.

Заново, хотя, конечно используя отчасти и старые краски, и, образы прошлого.

Научная фантастика – жанр, родившийся в ХХ веке, и в некотором смысле на нем лежит отпечаток обстоятельств его зарождения. Огромной важности тема, которая красной нитью проходит через многие рассказы сборника, которая обычно не является сюжетообразующей, а скорее фоновой, но чья ценность превосходит ее роль в сюжете –  попытки и авторов, и их персонажей в мире, где правят технологии сохранить что-то человеческое, теплое - хочется сказать «ламповое», но нет, скорее «до-ламповое». Доказать, что человек не может без этого –  человеческого, слишком человеческого. Доказать, что есть ценности, которые не могут заменить техника, и есть проблемы с которыми нельзя справиться, не применив именно то, что делает нас людьми. Не даром, один из рассказов сборника так и называется: «Слишком человечный».

Это не паника, но глубокая обеспокоенность.

Этот поиск человеческого измерения техногенной цивилизации сопровождается нотами ностальгии - людям будущего свойственна некоторая доля оглядки на прошлое, за которое они не фанатично, но цепко держатся. Отсюда сразу в нескольких произведениях сборника упоминается понятие «реконструкция», в смысле – имитация того, что, было в прошлом: вяжутся «реконструкторские свитера эпохи СССР – с оленями и снежинками», и героиня «была инициатором покупки этой вот дачки, на которой можно испечь пироги по двухсотлетнему рецепту, выпить чаю с сосновыми шишками, послушать живого, не синтезированного соловья. Реконструкция двадцатого века удалась как нельзя лучше». И гости были «в настоящем текстиле, бережно реконструированном по музейным лекалам». И поэтому герой рассказа Анастасии Ивановой «Деревья растут медленно» - единственный человек среди андроидов - в космическом полете тратит годы на создание моделей парусных кораблей.

 Пожалуй, чаще, чем это можно было бы ожидать, в произведениях «Истории» упоминается двадцатый век – не девятнадцатый, как совсем уж легендарная древность, не двадцать первый в котором живут авторы и их читатели и который точно также был бы прошлым для их персонажей, но двадцатый, в котором зародилась их фантастика и который – самое главное - свято верил, что в мире самой умопомрачительной техники есть место для человека и человек доминирует: робот не справится, не получив задание от космонавта. И вот, герой рассказа Александра Лепёхина «Пирожки», думая, как ему подать сигнал вертолету вспоминает «классику двадцатого века», а в других рассказах говорят про гипотезу - «наваждение двадцатого века», вспоминают что «Люди грезили искусственным интеллектом с начала двадцатого столетия», и начинают историю о том как «Когда-то в двадцатом веке жила на свете одна женщина».

Самое главное: проявление человечности имеют ключевую роль. Только став ребенком, можно наладить взаимоотношения с новой инкарнацией «Соляриса» - квантовым вирусом в рассказе Юлии Домны «Век кузнечиков»; и андроиды, путешествующие в космосе в рассказе Анастасии Ивановой «Деревья растут медленно», вдруг понимают, что им нужен человеческий дух, способность не только к планированию, но и к надежде, и понимают, что обязаны восстановить слабый человеческий род на других планетах. Андроиды (или как их назвать?) в этом рассказе - результат переноса искусственного разума на человеческое тело, но тело вступает в свои права, дает им эмоции, человеческий выбор – и они, вполне понимая, что это всего лишь тело, не готовы отказаться от этого выбора.

В рассказе Дениса Столярова «Эффект Манделы» посылка копий человеческого сознания на иную планету оканчивалась неудачами – пока не выясняется, что не хватает эмоциональной стороны личности, воспитанной мировой культурой: «Но множество утерянных колоний спустя мы выяснили, что именно данные коннектомов, потерянные при сжатии и передаче, – случайные четыре десятых процента, не более – не давали органоидам стабильно развиваться…  Человеческий разум отличается от синтетического, Ник, – мы мыслим, но не испытываем эмоций так, как люди. Через них вы познаете себя, все ваше сознание – это сложное сплетение ощущений и чувств, и главное – желания, рождающегося из них и толкающего к действию. Даже небольшая трещина в случайном месте этого фундамента неминуемо приводила к полному разрушению… Но решение было найдено в мировой культуре, что оказалась, по сути, кодом ДНК ваших человеческих эмоций, который помог коннектому самогенерироваться, наладить выработку нейротрофического фактора органоида и заменить связи, потерянные при распаковке и передаче – новыми». Итак, космосу нужен человек со всеми его эмоциями – как пелось в песне из советского научно-фантастического фильма «Москва-Кассиопея» «если что-то я забуду - вряд ли звезды примут нас».

И еще очень важно, чтобы у детей, живущих на спутнике Сатурна, к новому году была настоящая, живая елка, а не голограмма ( «Ёлка на Энцеладе» Алексея Олейникова).

А главная мысль рассказа Габриэля Харри «Созвездия на воде» - необходимость поддерживать межчеловеческие отношения и сохранять надежду вопреки любым экстремальным обстоятельствам.

Конечно, уникальность человека в том, что он способен на самопожертвование. Правда, чтобы оно понадобилось, должна подвести техника. Взрывает бомбу под вулканом - потому что вулканический пепел прерывает связь – отец главного героя «Пирожков» Александра Лепёхина; жертвует собой ради научного подвига - расшифровки сигнала от венерианской цивилизации – героиня рассказа Елены Кулешовой «Радиосигнал принят и опознан»; жертвует собой ради того, чтобы понять, как можно договориться с планетой квантовых вирусов герой «Века кузнечиков». Ставит на себе смертельный эксперимент, чтобы понять, что мешает человеку выйти в дальний космос герой «Псипатриарха» Рагима Джафарова.

Чем дальше я читал помещенные в сборнике рассказы, тем больше у меня крепла уверенность, что лейтмотив самопожертвования появляется в этих рассказах не только сюжетного драматизма ради и не только как дань литературной традиции, но и ради ответа на тот главный вопрос, который ставит перед нами развитие цивилизации: зачем нужен человек, где он незаменим, что он может такого, чего никто не может?

Тут очень важно: рассказы сборник очень точно иллюстрируют известный мем: будущее наступило, но распределено неравномерно.  Чудес нынешней техносферы - искусственного интеллекта, роботов,  дронов, летающих такси - вполне достаточно, чтобы смоделировать среду будущего (у Александра Лепёхина даже домашний робот-помощник – вот она, дань современности – назван дроном). А это как раз те системы, которые предназначены для полноценного замещения человека. Хотя конечно, можно поступить как Юлия Рубинштейн, в чьем рассказе «Огарок» космическая экспансия есть, а автоматизации нет, и герои космоса ведут себя, примерно, как герои советского производственного фильма, у которых аврал на предприятии: три дня не спят и вручную проверяют аппаратуру.

Но даже этот несколько пародийно выглядящий мотив неслучаен. Авторы «Истории будущего» смело - и в добрых традиция середины ХХ века – вернулись к теме освоения космоса. Теме старой, как фантастика, но в то же время новой. Дело в том, что во второй половине ХХ века фантасты - в отличие от реального человечества - так хорошо освоили космос, что само освоение перестало быть интересным; иные планеты и звездолеты стали лишь фоном, на котором развертывались космические оперы, космические детективы, космические хроники и т.п. Настоящим шоком к началу нынешнего столетия стало сравнение литературных фантазий с реальными – куда, как убогими! - успехами космической гонки. И вот, осваивать космос приходится заново. Но в «Истории будущего» космос - уже не фон, а сложная задача, фронтир, полный препятствий и смертельных опасностей, требующий принятия сложных решений и жертв. В некотором смысле сборник сигнализирует что пришло время вернуть серьезное отношение к космической теме, как это было на рубеже 1950-х и 1960-х годов, в таких произведениях, как «Туманность Андромеды» Ефремова и «Путь на Альматею» братьев Стругацких. И вот, в лиричном, и во многом построенном на языковой игре рассказе Эдуарда Веркина «Румшпрунга» полет в космос предстает как судьба, как жребий, как назначение - а еще как путь к возрождению искусства поэзии.

Но если космос полон опасностей, то на земле будущего установилась ласковая, опекающая техносреда. В «Псипатриархе» Рагима Джафарова главной индустрией человеческой цивилизации стала психология, которая исключает появление стрессов и депрессий в мировом масштабе, а ежедневные сеансы с киберпсихологом становятся обязательными. Когда дети в рассказе Елены Кулешовой «Радиосигнал принят и опознан» съедают на даче несколько кусков зеленых яблок – происходит следующее: «Медицинские браслеты немедленно сходят с ума, и из районного ФАПа летит на всех парах дрон с монитором, в котором – обеспокоенное лицо врача Евгения Сигизмундовича».

Но лучше всего такая опекающая среда описана в рассказе Ивана Тузовского «Ключевые молекулы»: «Земля давно перестала быть «средой обитания» и стала домом для человечества. В постгородском мире середины XXII века функционировало свыше миллиарда коботов и почти 47 триллионов наноботов, для которых безопасность каждого человека оставалась высшим приоритетом. Революция пангуманизма 2120-2130-х прошла тихо, но стала величайшим достижением сапиенсов со времен изобретения бабушек».

Эта гиперопекающая среда в некоторых рассказах приобретает черты антиутопии – но никогда ради эксплуатации, угнетения, мучения людей; всегда ради их же блага. Хуже то, что в этой среде не всегда можно найти достойное человека место - и поэтому человек уходит в космос, от технобабушек - к настоящим опасностям и риску для жизни.

И еще один важный лейтмотив охватывает добрую половину рассказов сборника. Мир будущего,- это конечно мир искинов, роботов и андроидов, дронов,  - а еще это мир технологий, связанных с глубинным пониманием механизмов сознания и умением перезагружать личность человека с носителя на носитель.

Авторы «Истории будущего» почти в один голос говорят: без понимание законов сознания освоения космоса невозможно.

У Рагима Джафарова («Псипатриарх») происходит открытие того, что основой человеческого сознания являются особые частицы, принимающие сигналы из космоса и это серьезно затрудняет космические полеты.

У Юлии Домны («Век кузнечиков») героев ради контакта с «квантовым вирусом» превращают в детей - однако такое превращение чревато раздвоением личности.

У Анастасии Ивановой («Деревья растут медленно») полеты в космос предполагают загрузку сознания из компьютера на «законсервированные» биологические тела.

У Елены Кулешовой («Радиосигнал принят и опознан») сознание людей «подсаживают» к искусственным организмам, предназначенным жить на Венере. Такую же операцию ради освоения других планет переделывают в рассказах Дениса Столярова и Ивана Тузовского.

Герой Александра Лепехина («Пирожки») работая над нейроиинтерфейсом, «оживляет» свою покойную мать - точнее ее виртуальную копию, которая, кроме прочего, изучив его сознание и подсознание, помогает ему совершенствовать сам нейроинтерфейс.

У Александра Удалова («Матрешка»)  рядом с человеком ходить его внешняя память в виде собаки.

Таким образом, человеческое сознание - самая таинственная сфера, еще не подвластная наука - будет тем фронтиром, освоить который тоже предстоит в будущем. И которую придется осваивать параллельно космосу.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Григорьевич Фрумкин
Всё смешалось в НИЯУ МИФИ!
Зачем художники приходят в МИФИ, а мифисты рисуют?
14.08.2025
«Нужны мосты между разными типами рациональности»
Как стать теологом, закончив Физтех
11.11.2023
Что определяет будущее высшего образования?
В Москве состоялся XI ежегодный форум ведущих вузов страны
08.06.2023
Самый поющий инженерный вуз России
Студентов НИЯУ МИФИ ждут  академический, камерный и церковный хоры
01.06.2023
Все статьи Константин Григорьевич Фрумкин
Последние комментарии
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.12.2025 12:57
Пенсионеры не должны стать врагами участников СВО
Новый комментарий от Тюменец
10.12.2025 12:09
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Ладога
10.12.2025 09:42
Ведьмак Ермак
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2025 09:37
«Империя – это состояние народа и состояние духа»
Новый комментарий от С. Югов
10.12.2025 09:34
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.12.2025 08:14