Очередная командировка.
На этот раз город Приозерск. Да, уважаемые читатели не удивляйтесь – Город Санкт Петербург, а область –Ленинградская.
И два Приозерска на великом постсоветском пространстве…
Один на берегу седой Ладоги, второй на пресном берегу Балхаша,* в Казахстане. Разница? Только в постановке ударения… И все.
Те же люди труженики, та же Великая страна, разделенная границами....
На дворе 2015 год. Война на Донбассе, неспокойно и на Кавказе…
А так обычная командировка. Я к тому времени уже снял с себя китель подполковника и работал ведущим бухгалтером отдела учета материальных средств одного из Главков Министерства Обороны. Тихая, спокойная до рутины работа. Бумажки перекладывать, да время от времени командировки по России.
Вот и пятница.
Впереди два дня выходных. Как обычно местные товарищи предлагают тур по озеру, со стрельбой по бутылкам, а вечером баня, шашлык и непотребные девки… И пьянка до утра при костре…Обычное расписание на выходные дни для командированных…
Сразу ломаю эту местную традицию… Учитывая мой былой авторитет и заслуги и непредсказуемость, начальник объекта – нехотя соглашается. Хотя сам думает, что пенсионер – просто зажрался. Но мы представители можно сказать - головного офиса и с нами лучше не спорить.
Предлагаю сам - Мы же на Ладоге. Вон напротив и Валаам, и Коневец – лучше туда сходить. И Богу поклонимся, а может и грех какой замолим. А если не получится – я с детектором металла на линию Маннергейма спозаранок уйду, да и место расположения итальянских катерников ** проверю, может быть, что-то и найду.
Военная археология - затягивает и сильно. Как наркотик. Если не хуже. Но это надо любить и силу надо иметь. И физическую, и нравственную.
К вечеру местный товарищ объявился – Все решено Игорь Валерьевич! Батюшка местный помог. Попросил у братьев Валаамского монастыря пять мест на судно для паломников на завтра… Я утром, за час до отправления за Вами заеду - отвезу. Да и сопровождающий наш будет…
- Большое спасибо.
Ночь плохо спал.
Точнее вообще не спал - душа болела. Сын у меня на Кавказе. Время вроде бы и мирное, но… Отцовское сердце не обманешь…
Утром даже хотел отказаться… Не до экскурсий. Хотя не экскурсия. Богомолье. Попрошу Господа нашего Иисуса Христа о благополучии детей… Мне больше ничего и не надо.
Сын на звонки не отвечает.
Натыкаюсь на строку информационного агентства – Попала в засаду в горах бронегруппа. Идет бой. Телефон сына не отвечает…
Через час новое сообщение.
- Колонна Федеральных сил попала в засаду в предгорьях Чечни. Есть убитые и раненые…
Показались кресты и купола храмов острова Валаам… Мне хоть в воду прыгай… Жить не хочется…
Дальше все как в тумане. Новости разные, журналисты как бы соперничают перед друг другом о числе погибших и раненых…
Их бы пустомель на место родителей поставить...
Звоню старинному сослуживцу…
Все ясно. Ничего не изменилось. Классическая война в горах. Прошла информация о схроне с оружием в заброшенном ауле. Вышли два УРАЛа с личным составом и БТР- 80.
На спуске в ущелье, горный ручей. БТР остановился, механик водитель перешел на пониженную скорость…
Подрыв фугаса. Сначала БТР. Потом замыкающий УРАЛ… И обстрел из гранатометов и автоматического оружия…
В глазах потемнело…
Недаром выл волком, когда Валерку после училища в Чечню провожал служить. Лучше бы я поехал.
Я волк старый, за жизнь не держусь, да и в таких переделках был… Вылазил каждый раз…
Хоть и с переломами и отлежкой в госпиталях… Обязательной отлежкой…
Как же без нее? Заново учишься и ходить и жизнь любить. И ценить казалось бы жизненные мелочи…
Которые в обыденной жизни и не замечаешь.
Открытую форточку утром и глоток свежего воздуха в палате и пробившийся сквозь плотные шторы – солнечный луч. И глоток чая лишний и помывку в душе. На третий месяц пребывания в отделении. А до этого медсестра - влажной салфеткой. Стыдно... Особенно если молодая, а по нужде приспичило.... Терплю пока Мать Тереза придет... это нянечка в годах в Минском госпитале... И половину яблока на Новый год…. А больше нельзя…
И щепотку соли на бессолевой диете…
Когда от пресного бульона - мутит. Все это – маленькие радости…
К счастью, незнакомые для подавляющего большинства граждан нашей страны…
Хотя мой сосед по Подростовью, горячо убежден - что воякам зря такую пенсию платят… Мол, бездельники. А вот он энергетик! Людям электричество дает, прямо Прометей!
В каждом храме горячо молился о здравии, ставил свечку… В трапезной просто сидел… В горло вообще ничего не лезло.
В пять вечера, экскурсия закончилась. Через полчаса теплоход отходит…
Зашел в главный храм монастыря… Молился. Вспоминал детские года сына.
- Помоги, Господи!!! Я сам за свои грехи отвечу…. Смилуйся, Господи!!!
Вышел из храма. Сломанный полностью. Жизнь немила.
А кругом батюшки гуляют с матушками, чадунюшками - у людей праздник, помолится приехали. На богомолье. Все одеты хорошо и как правила кресты золотые с килограмм на огромном брюхе…
Замечаю боковым зрением движение чуть поодаль… Батюшки с паствой на колени грохаются так живо. И молятся искренно… Пряча с испугом огромные кресты...
Тут появляется и главный герой моей небольшой миниатюры…
Не идет, а как бы плывет по воздуху – среднего роста монах. Одет скромно в серую, летнюю рясу. На груди – небольшой, серебряный крест. Седая борода благородная, и взгляд, потупленный…
Что еще отметил почему-то сразу – ряса у него на рукаве, аккуратно заштопана. Что о многом говорит.
Но это потом уже было, когда встречу эту прокручивал.
Сделал несколько шагов ему навстречу, сложил руки на груди – мол, благословите, Батюшка.
А горло сжало и слово не могу сказать… И слеза потоком…
Никогда такого не было, даже в детстве. Если бы это увидели мои подчиненные – ни за что бы не поверили. Я дважды в рукопашную ходил и не просто так подраться. И не до полной отключки. А по серьезному, когда глотки друг другу грызут и в знак доказательства, противоположная сторона – часто голову отрезает… Принято так у басурман и наемников. Как доказательство к оплате.
А раз с раздробленной ногой и порванным сухожилием - семь верст как чапура*** прыгал на одной ноге. Сознание потом потерял. Когда приковылял... Потом три месяца на костылях.
Плачу и ничего сказать не могу…
- Вернется Валериан домой. Живой и здоровый… С Победой…
И пошел в храм, как бы, не касаясь грешной земли… Только перекрестил меня знамением перед этим…На душе сразу стало уверенно и спокойно.
Стоял, смотрел в след и улыбался… Много ли человеку надо? Особенно отцу лейтенанта...
Уже в гостинице, набрал поисковик.
- Наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий.
То же благородное, удивительное светлое лицо. С небольшой, седой бородкой и ясные, прозорливые глаза в скромных очках. Посох с серебряным набалдашником и икона Божией Матери на груди…
Вот на таких людях и стоит Россия. И будет стоять, несмотря ни на что.
Прости меня, грешного, Господи.
* Пресный берег Балхаша. - Здесь природная аномалия. Южный берег озера длинной в 500 км - соленый, а северный с пресной водой.
** Итальянских катерников. - Во время той Войны итальянские фашисты поставили финским фашистам - бронекатера с экипажами. Блокировать значит подвоз баржами грузы в осажденный Ленинград.Значит и на них кровь и жизни ленинградцев.
*** Чапура ( гутар) цапля.

