Протоиерей Иоанн Иоаннович Базаров родился 21 июня 1819 года в Туле в семье протоиерея Иоанна Григорьевича Базарова, преподавателя философии Тульской Духовной семинарии. В 1839 году окончил Тульскую Духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. По окончании академического курса в 1843 году защитил магистерскую диссертацию по теме: «О Церкви Англиканской, сходстве ее с Православной и различиях от нее». Преподавал русскую словесность в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 16 апреля 1844 года рукоположен во священника русской церкви во Франкфурте-на-Майне и назначен духовником Великой княгини Елизаветы Михайловны (племянницы Николая I), вскоре умершей.
Император Николай I
В 1844–1851 годах – настоятель русской домовой церкви в Висбадене. В 1845 году возведен Святейшим Синодом в магистры богословия. С 1851 года – бессменный настоятель русской придворной церкви в Штутгарте, куда был переведен согласно желанию Великой княгини Ольги Николаевны (наследной принцессы, а затем королевы Вюртембергской), духовником которой состоял в течение сорока лет до самой ее кончины. В 1853 году возведен в сан протоиерея.
За время своего пятидесятилетнего служения за границей протоиерей Иоанн Базаров издал ряд трудов на русском и немецком языках. Наиболее известное его сочинение – «Библейская история», выдержавшая более тридцати изданий и разошедшаяся в количестве свыше миллиона экземпляров (первоначально издана в Карлсруэ в 1854 году под названием «Сказания, заимствованные из священных книг Ветхого и Нового Завета»). За этот труд автор был удостоен Академией золотой медали. Награжден орденами Св. Анны 1-й степени, Св. князя Владимира 2-й степени и Св. Александра Невского, а также заграничными орденами: вюртембергским Короны и фридриха Большого Креста со звездой, веймарским Белого Сокола, нассауским Адольфа, баденским Церингенского Льва 2-й степени и баварским Св. Михаила.
Князь П.А. Вяземский
Известность в литературных кругах отец Иоанн Базаров приобрел после публикации своего письма (адресованного тайному советнику и цензору К.С. Сербиновичу) с описанием последних дней жизни Василия Андреевича Жуковского, духовником которого он состоял[1]. О своих встречах за границей с Н.В. Гоголем, В.А. Жуковским, И.С. Тургеневым, А.М. Жемчужниковым, князем П.А. Вяземским, Н.И. Пироговым и др. протоиерей Иоанн Базаров рассказал в мемуарах, опубликованных в журнале «Русская Старина» за 1901 год. Им написаны также воспоминания о Е.А. Жуковской, жене поэта, и государственном канцлере А.М. Горчакове.
Гоголь познакомился с отцом Иоанном Базаровым в 1845 году, когда тот был настоятелем вновь учрежденной русской домовой церкви в Висбадене. О своих встречах с писателем священник вспоминает: «Вскоре мне пришлось в семействе <…> Жуковского познакомиться и с другим нашим литературным художником Н.В. Гоголем. Это было время начинавшейся его нервно-нравственной болезни. Раз я получил от него из Франкфурта записку такого содержания: „Приезжайте ко мне причастить меня, я умираю“ (записка датируется серединой апреля (н. ст.) 1845 года.
Приехав на этот зов в Sachsentrausen (заречная сторона Франкфурта, где жил Жуковский), я нахожу мнимо умирающего на ногах, и на мой вопрос, почему он считает себя таким опасным, он протянул мне руки со словами: „Посмотрите! совсем холодные!“. Однако, мне удалось убедить его, что он совсем не в таком болезненном состоянии, чтобы причащаться на дому, и уговорил его приехать в Висбаден поговеть, что он и исполнил. При этом случае, бывши у меня в кабинете и рассматривая мою библиотеку, он заметил и свои сочинения. „Как! – воскликнул он чуть не с испугом, – и эти несчастные попали в вашу библиотеку!“. Это было именно то время, когда он раскаивался во всем, что им было написано.
Потом он заехал ко мне по пути из Эмса. Рассказывая, что он встретил там так много русских дам, сделал замечание, что верно у русских женщин такая уж дрянная натура, что им чаще других приходится отправляться в Эмс на лечение. „И все это наш славный Петербург тому виною“, – заметил он. Случилось потом мне и еще встречать его у Жуковского, но он был мрачен, почти ничего не говорил и больше ходил по комнате, слушая наши разговоры»[2].
В.А. Жуковский
В воспоминаниях о В.А. Жуковском отец Иоанн рассказывает, как однажды в 1847 году в Висбадене Гоголь обратил его внимание на то, что немцы строят русские православные храмы на горе, сказав при этом: «Как будто самый Промысл указывает на то, что Православная Церковь должна стоять выше всех других. И подождите (прибавил он) недолго, и она загорится звездою первой величины на горизонте христианства»[3].
Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза писателей России
Гоголь. Рис.Иванова
[1] См.: Базаров И.И., протоиерей. Последние дни жизни Жуковского // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1852. № 1; перепечатано: Известия Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности. СПб., 1852. Т. 1; Русский Архив. М., 1869. № 1; см. также: В.А. Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999.
[2] Воспоминания протоиерея И.И. Базарова // Русская Старина. СПб., 1901. № 2. С. 294.
[3] Базаров И.И., протоиерей. Воспоминания о В.А. Жуковском // Известия Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности. СПб., 1853. Т. 2. № 8–9. С. 140.