Соответствовать традиции
Выпускник Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член Санкт-Петербургского союза художников, Виктор Морин на вопрос, почему выбрал скульптуру, отвечает: «Не то что бы я ее выбрал, а она - меня. Мне всегда нравилось то, что связано с формой, с изображением. Изнутри, с детства был у меня интерес к памятникам известных личностей в истории и культуре России. Занимаясь скульптурой, я увидел, что у меня получается, пробовал себя в разных направлениях и стал получать удовольствие от поиска и процесса творения. Так и пошло-поехало, дело двигается, чему я, конечно, рад».
Он не задумывается о том, насколько востребована скульптура в наше время. Она ему нравится глубоко и сильно: ведь это один из способов сохранения исторической памяти страны.
Он не равнодушен и к малой форме, и к скульптуре как интерьерному решению, что было востребовано во все времена - скульптура декоративная, скульптура в интерьере, и он уверен, что формы и объемы всегда в искусстве будут существовать. Также интересны скульптуры животных в городе, симпатична парковая скульптура. Если скульптурой украшены какие-то кафе, гостиницы, спортивные центры – это тоже привлекает внимание. Человеческое тело либо животное притягивают взгляд.
Что его особенно вдохновляет, так это, прежде всего, монументальная скульптура, она видна издалека, на нее обращают внимание, особенно памятники выдающимся личностям. Да, иногда хочется попробовать себя в авангарде или импрессионизме, экспрессионизме, но больше всего – в классике.
«Я себя отношу к классическому направлению, - говорит Виктор. - Это во мне всегда сидело, но и влияния преподавателей в Академии художеств я не отрицаю, я благодарен им. Я начинал со скульптурного портрета, мне было интересно схватить черты конкретного человека, его глаза, нос, губы – портретное сходство. А когда углубился в портретный жанр, то понял, что главное – внутреннее состояние человека, и это постижимо тому, кто хочет двигаться в этом направлении, сам учусь и других учу. Но в то же время я понимаю, что тут бесконечность: дойдя до одной точки, ты понимаешь, что открываются новые горизонты. Всегда есть куда двигаться».
Учителя
Среди своих учителей первым Виктор называет древнегреческого скульптора Фидия, о котором Платон говорил, что в душе его жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи: «Он творил в порыве вдохновения, которое возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух – этот небесный гость». Немало перечитал он, знакомясь с непревзойденными мастерами скульптуры: Микеланджело, Донателло …
А потом была завораживающая встреча с творчеством известного советского и русского скульптора, академика Михаила Константиновича Аникушина, первая встреча – в Калининграде с памятниками А.С. Пушкину и М.И. Кутузову.
А когда поступил в Академию художеств, то учителем Виктора Морина стал Владимир Эмильевич Горевой (1944-2019), советский и российский скульптор, заслуженный художник РСФСР, академик РАХ. Лауреат Государственной премии РСФСР в области архитектуры. Он сказал Виктору: «Для тебя Аникушин – дедушка по школе, потому что он был моим учителем».
«Горевой – мой учитель, – с благодарностью говорит Морин, – и я стараюсь соответствовать этой линии классической традиции. Многие петербургские профессора, мои учителя, педагоги, преподаватели покинули наш мир, но по их работам учись и учись…».
Бюст Федора Достоевского
- С каким произведением ты приобрел определенную известность? – спрашиваю Виктора.
- Не могу сказать, что у меня какая-то известность, вот только в Калининграде меня более-менее знают. А в Петербурге я один из многих. Это просто путь… пока.
- Так в нем есть этапы?
- Когда учился в Академии художеств, у нас была практика – работа с камнем. Я из мрамора сделал бюст Ф.М. Достоевского. Для меня это был внутренний этап, я понял, что могу работать с камнем, у меня получается, плюс такая работа требует определенных внутренних сил, воли, которые тоже у меня начали развиваться, и какая-то уверенность появилась, что я и дальше могу работать с камнем. Этот бюст стоит у меня, и я с удовольствием смотрю на него. Музей Достоевского с радостью хотел принять его в свою коллекцию, но бесплатно… Поскольку эта работа для меня знаковая, то она пусть будет пока у меня. Великая личность – Ф.М. Достоевский».
Потом Виктор стал развивать и далее тему личности в скульптуре, увлекся портретным жанром, и с каждой работай он старается вникать все глубже в эмоциональную составляющую портретируемого. И его школа – это Академия искусств в Петербурге, куда он, к счастью, попал, – его поддерживает. Мне симпатичны его скульптурные портреты: Андрей Болотова, адмирала Макарова, портрет солдата, Ив Кусто и многие другие.
Памятник благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским
В творчестве Виктора Морина я люблю скульптурную группу «Петр и Февронья». «Это был заказ, – рассказывает Виктор. – В поселке Солнечное Курортного района Петербурга возвели церковь благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.
, и надо было сделать памятник Петру и Февронье. Я его делал в соавторстве с Александром Арефкиным, он тоже скульптор моего возраста. Мы сделали эскиз, и за месяц работа была готова. Мы погружались в историю и биографии персонажей, советовались. Была очень плотная работа в четыре руки. Мы за это время профессионально выросли, было очень интересно. И отзывы в основном – хорошие!» 8 июля 2023 года в поселке Солнечное состоялось торжественное открытие памятника благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, что стало событием российского масштаба, ведь его освятил . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Памятник - изображение Петра и Февронии в старинной русской ладье. В основу композиции положен эпизод из «Повести о Петре и Февронии»: после того, как княгиня-крестьянка была отвергнута муромскими боярами, князь Петр, не желая оставлять жену, вместе с ней покидает город, и они плывут в ладье по реке Оке. Эскиз создали в реставрационной мастерской «Наследие» Скульптура высотой в человеческий рост отлита из художественной бронзы.
Любовь к литературе
- По поводу исторических и литературных персонажей, – рассказывает Виктор, – это еще с периода учебы, если какое-то задание надо было выполнять, то вставал вопрос, кого изобразить. Я всегда любил литературу, поэтому неслучайно, что у меня много портретов писателей или литературных персонажей. Есть бюст Пушкина, фигуры пушкинских персонажей, портрет Льва Толстого, герой рассказа А.М. Горького – Данко. Из зарубежной литературы есть персонажи, например, Ганс Христиан Андерсен. Мне нравится Данте, я много раз изображал Данте и его героев.
Исторических личностей немало, особенно героических, от Ермака до героев Великой Отечественной войны. Генерал Толстиков, который форсировал Прегель, брал центр города Кенигсберга, сейчас тема моей работы в настоящее время. К 9 апреля, к дню взятия Кенигсберга, хочу сделать эту работу.
Скульптура «Медведь»
- Мне очень интересны были уроки анималистики, еще когда учился, – продолжает Виктор. – На занятия приводили живую лошадь, и было очень интересно ее изучать и лепить. И полс этих уроков можно было приступать к созданию образов собаки, кошки и других животных. Скелеты все схожи. И птиц изучал. Подтягивал всевозможные жанры и материалы в скульптуре: керамику, камень, бронзу. Скульптура «Медведь» возникла из двух составляющих: «Маугли» Киплинга и образ русского медведя.
Скульптура участвовала в литературном конкурсе, и я ее назвал: «Умом Россию не понять, в Россию можно только верить». Образ России, на которую нападают свирепые волки с Запада.
В то же время в «Маугли» есть сценка, где Балу с волками сражался. И когда я ее делал, то я ощущал себя тем медведем, на которого как волки набрасываются обстоятельства: диплом надо готовить, заказы в то время были, какие-то повседневные вещи надо было решать. И всех этих волков надо было как-то раскидать, все успеть, все сделать.
Лучшая работа впереди
- У меня нет любования своими работами, – отвечает Виктор на мои расспросы. – Если что получается, то двигаюсь дальше, не получается – тоже двигаюсь дальше. Я не цепляюсь за что-то, веря, что лучшая работа впереди. После окончания академии мне понравилось моделирование 3 Д, и это очень интересный инструмент – принтер 3Д, очень полезный для скульптора.
Занимаюсь и реставрацией. Летом у нас был очень интересный объект – особняк Г.И. Веге — личный дом Георгия Ивановича Веге, основателя Киновиевского Ультрамаринового завода, построен в начале XX века в Санкт-Петербурге.. Мы восстанавливали скульптуру – двухфигурная кариатида и атлант. Нам было интересно с этим работать. Все элементы скульптуры утрачены, но сохранилось несколько фото. Архитекторы сделали чертежи, и мы по ним восстанавливали архитектурные элементы, в том числе с использованием 3Д-печати и лепки вручную. Скульптура больше трех метров, и пока она не установлена.
О Музе и мечте
Для Виктора Муза – это сама жизнь, окружающий мир. В любом жанре всегда в поиске, и появляется что-то цепляющее за душу. Художник всегда в поиске, часто встречая и то, что ожидал и чего не ожидал.
-Мечта? Я хотел стать скульптором. И эта мечта непостижима до конца, я ее воплощаю. Еще вначале я понял, что это мне надо, и я сел за весла, чтобы грести вперед. Начал обрастать знаниями, знакомствами, заказами, и в моей лодке постепенно стали появляться новые снасти или новый парус, где-то электромотор. Я уже посетил какие-то острова. Жизнь растет, и я расту. Интересно участвовать в выставках, вот, например, в выставке в Третьяковской галерее, в Эрмитаже. Знаковые для страны места я посещал со своими работами».
Мама Виктора – Жанна Викторовна Морина – поклонница творчества сына, часто организатор его выставок в Калининградской области, заметила: «Счастлива, что он нашел любимое дело. Хороший врач лечит тело, а искусство – душу. Это слова его учителя- Владимира Эмильевича Горевого».
«Мысли ты гипсу даёшь», – обращался к скульптору Александр Пушкин в стихотворении «Художнику». Виктор Морин «даёт мысли» не только гипсу, но и мрамору, и бронзе, и керамике, и современным материалам. Его работы полны движения, и их динамика завораживает. Или изображение улыбки на лице, как на лице философа Демокрита, благородно с сияющими глазами лицо Дон-Кихота. Очень удачный портрет Кузьмы Крючкова. Оригинальна скульптура «Пушкин жив!», у которой есть история, как она появилась. Случайно увидел Виктор в толпе молодого человека, похожего на Пушкина лицом, и изобразил этого юношу в джинсах и свитере, назвав «Пушкин жив!». Роден и Моисей, Семён Дежнёв, Диоген, Рубенс стали героями творческих размышлений Виктора, воплотившись в скульптурные работы. Они «дают мысли» и нам, зрителям.