Томная, бульварная, историческая, наполнявшая книги приключениями и тенями приключений…
Л. Чарская из дворянской семьи, после семнадцатого года книги её попали под запрет как бульварное чтиво, не соответствующее свершённому, но до семнадцатого года было далеко.
О себе, семье, страстях, историях, связанных с драматизмом семейным, Чарская рассказа в повести «За что?», представляющей собой художественный вариант биографии.
Семь лет в Павловском институте, где вела каждодневно дневник, послуживший основой «Запискам институтки», затем – прошение о приёме на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское училище…
Собственно – Чарская: производное от чар – появилась на третьем курсе училища, когда урождённая Чурилова играла в экзаменационных спектаклях.
Александринский театр стал местом достаточно долгой службы.
В театре мало платили, Лидия, сильно нуждавшаяся в средствах, решает заняться писательством: не представить сейчас, чтобы кто-то взялся ради заработка за такое…
«Светлый воин» бушует историческими красками: Яков Делагарди хорош: рыцарь из старинного романа, всё романтизируется, конфликты остры: но и они…ранят как-то не всерьёз.
Первый успех Чарской связан с «Записками институтки»: откровенные, исповедального духа они расходятся широко, действительно принося ей популярность и деньги.
«Княжна Джаваха» - история взросления девочки – трогательно-бархатно организована; популярность Чарской, использовавшей в писательстве сценический псевдоним, растёт, превосходя всё мыслимое: не отсюда ли раздражение критики, современной ей, не признающей Чарскую писательницей вовсе…
Писала сказки, стихи…
Повести из школьной жизни – с мотивами взросления и трудностями оного; резкая статья о недопустимости телесных наказаний для детей…
Круги расходятся по воде…
Популярность упирается в стену постреволюционного запрета публикаций…
…скрещивались, однако, многие мнения, но после смерти… имя уходит в даль, относясь скорее к истории литературы, нежели к литературе…