В Подмосковье есть город Балашиха. В 1830 году около плотины реки Пехорки была открыта хлопкопрядильная фабрика по изготовлению сукна и ниток. Река в этом месте широкая. а стекает вниз под мостом через узкие шлюзы, – для производства изделий необходимо много воды, поэтому и было выбрано это место для строительства. Основателем и первым хозяином этой фабрики был Иван Николаевич Трубецкой. Эту дату можно считать первым днем рождения города.
Очень быстро вокруг фабрики возник рабочий поселок, который перерос в небольшой городок; в 1876 году уже было 2687 работников. В советское время город сильно разросся, и стал, по численности людей, самым большим городом в Московской области. На балашихинской фабрике работали целыми династиями, – от дома до работы можно было ходить пешком. В местах запруды Пехорки, перед мостом, местные жители ловили рыбу, купались и плавали на лодках. Впрочем, купаться и ловить рыбу можно было и выше по течению.
Рыбалка на реке тогда отличалась множеством названий рыб; ловились: караси, пескари, лещи (подлещики), уклейки, плотва, голавли, окуни, карпы (сазаны), щуки, и даже водились раки, почти по всей реке, но особенно под мостом и чуть ниже моста, потому что вода в реке до фабрики была чистая. Щук больше всего водилось, или их больше ловилось, ниже моста. Местные жители любили с удочками посидеть и отдохнуть после работы и по выходным дням на живописных берегах реки, или поплавать на лодках, порыбачить с лодки.
Рыбу ловили для еды и для удовольствия: встретиться с друзьями, поговорить о жизни, о победе над фашистами, многие из них были на войне. Это были послевоенные годы, люди были общительные, открытые для беседы и для помощи каждому человеку.
Мои знакомые жили в этом городе, в большом каменном одноэтажном, многонаселенном доме на берегу реки, ниже моста. Работали они, в большинстве, на фабрике, так же как и некоторые их соседи; жили дружно, готовили еду на одной кухне, или на керосиновых примусах в общем коридоре, прямо около двери в свою комнату, и запросто угощали, особенно проходящих мимо детей, блестящими масляными свежеиспеченными блинами. На кухне стоял титан, большой бак для нагрева воды, который топили дровами или углем. У моих знакомых был один телевизор на весь дом, и вечером, на просмотр какого-нибудь фильма, все жильцы, кто хотел, приходили со своими стульями.
Как-то летом их сын, мальчик лет одиннадцати, взяв отцовскую бамбуковую удочку и сделав мякиши из хлеба, пошел на речку, ловить рыбу. Стоя около моста, рядом со шлюзами, которые регулировали уровень воды, а та каскадом стекала вниз к фабрике, забросил удочку с мякишем хлеба на крючке, и вскоре вытянул первую рыбку. Неподалеку от него сидели взрослые мужчины, бывалые рыбаки, клева у них не было, и они тоскливо поглядывали на свои поплавки.
Через некоторое время он поймал еще несколько небольших рыбок. Забросив еще раз удочку, он начал вытягивать ее наверх, но у него ничего не получалось, она утягивала его в воду. Рыба попалась слишком большая, а он был слишком маленьким, и ему было не под силу вытянуть ее. Рядом сидевшие справа рыбаки встревожились, поглядывая друг на друга и в сторону мальчика. Рыба пыталась сорваться с крючка и дергалась в разные стороны, а за нею туда-сюда моталась удочка. За спиной ребенка, сверху, стала собираться небольшая толпа людей, которые шли по мосту с фабрики, – они, как болельщики, стали давать ему разные полезные советы, как тащить, куда, чтобы рыба не сорвалась с крючка. Маленький рыбак тащил, но... все же не удержал удочку, она вырвалась у него из рук. В этот момент один из опытных рыбаков подхватил удочку, и начал водить ее туда-сюда, так, чтобы ослабить рыбу. Или, может быть, рыба водила удочку туда, сюда. Другой рыбак кинулся ему на помощь. Другие рыбаки, оставив свои удочки, стали подходить ближе, чтобы помочь.
После нескольких минут борьбы, с большим трудом, он вытянул удочку на берег, с очень крупной рыбой. Рыба на берегу продолжала прыгать с места на место. Несколько человек ее ловили на берегу руками. Поймали! Это был очень крупный карп-сазан с блестящей чешуей. Толпа возликовала. И молва быстро распространилась по округе о пойманной крупной рыбе.
Некоторые дальние рыбаки пересаживались поближе к этому месту, где была поймана рыба, чтобы поймать такую же, но никто ничего не мог поймать. В это время какой-то знакомый сказал отцу, что твой сын на речке поймал очень большую рыбу, еле вытащили, и отец поспешил туда на помощь. Домой отец и сын шли очень довольные, рыба была такая тяжелая, что отец сам нес ее в сетке и улыбался всем встречным. Отец и сам был рыбаком и оценил рыбный улов, пообещав сыну с получки купить ему велосипед, о котором он давно просил родителей.
Вечером вся семья ела, приготовленную мамой, вкусную, наваристую и жирную уху с перчиком и лавровым листом. Как обещал отец, в выходной день они поехали в Москву, покупать велосипед. В магазине, когда подошла их очередь, все велосипеды, черно-лакированные и блестящие, как полагается, закончились. Остался только один велосипед, уродливый, его никто не хотел покупать, у него заднее крыло было сильно погнуто в сторону. Но отец купил велосипед. Отец был на все руки мастер, дома, посмотрев велосипед, он сказал, что это ерунда. Взял велосипед, и тут же выпрямил крыло руками. Слава Богу!
И потом дома еще долго вспоминали удачную рыбалку сына, за которую он получил желанный подарок – двухколесного коня, на котором можно ездить утром, днем и вечером, и даже под небольшим дождем, – везде и всегда!