Природа-Мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни!
(Н.А.Некрасов)
9 января 1923 года родился Борис Алексеевич Чичибабин (при рождении Полушин).
Поэт милостию Божией.
«Есть поэты, которые поражают нас мужеством и трагедийной высотой своей мысли. Самоубийственной готовностью встречаться лицом к лицу с «проклятыми вопросами» Бытия. Очертя голову бросаться в его шекспировские, достоевские бездны.
Другие, захватывая нас своим фламандским жизнелюбием, как бы приглашают нас упиваться радостной игрой красок и линий, объёмов, звуков, запахов, вкусовых и осязательных ощущений, зовут нас разделить этот праздник, который с нами.
Третьи, завораживают музыкой речи, её магическими изворотами, перепадами, её колдовской пластикой.
Четвёртые прямо обращаются к нашему гражданскому чувству, логически безупречно, эмоционально формулируя то, что наболело в нас, давит на нашу совесть, подступает к горлу, хочет обрести характер жеста, лозунга, призыва к действию.
И, наконец, пятые пленяют свободой и лёгкостью дыхания, тем блистательным, искромётным легкомыслием, в котором мудрости больше, чем в иных прославленных философских трактатах.
Все эти редчайшие и ценнейшие свойства – родовые черты поэзии Чичибабина.
Он – поэт классического строя, поэт оголённого нравственного чувства, неистового стихийного напора, бешеный спорщик, бунтарь и печальник сродни Радищеву, правдоискатель и потрясатель основ, он естественно, прямодушно переходит от громовой анафемы к тихой молитве, умиленному созерцанию духовного света внутри себя и во всём Божьем мире».
Это – выдержка из вступительной статьи к сборнику «Борис Чичибабин в статьях и воспоминаниях» (Харьков, «ОЛЕО», 1998 год).
Автор – Марк Богославский, поэт и литературовед, ближайший друг Бориса Чичибабина, в течение четырёх с лишних десятков лет. Поэтому Чичибабина – и как поэта, и как человека – он знал как никто, и лучше его, как говориться, не скажешь.
Борис Алексеевич Чичибабин родился 9 января 1923 года в г.Кременчуге Полтавской Области в семье военнослужащего. В 1940 году заканчивает СШ №1 в г.Чугуеве Харьковской области, и в том же году поступает на исторический факультет Харьковского Университет. С начала войны уезжает в г. Батайск – по месту очередного перемещения отца.
За время войны Борис – и ученик токаря авиационных мастерских, и курсант школы младших авиаспециалистов, и механик по авиаприборам в разных авиачастях Закавказского ВО.
В 1945 г. – студент Филологического факультета Харьковского университета. В 1946 арестован и осуждён «особым совещанием» за антисоветскую агитацию» на 5 лет.
Поводом послужило строки:
Пропечи страну дотла,
Песня-поножовщина,
Чтоб на землю не пришла
Новая ежовщина!
За время заключения в Вятлаге Кировской области (1946-1951 гг. ) им написаны стихотворения, ставшие в его творчестве знаменательными: «Красные помидоры», «Махорка», «Смутное время», «Еврейскому народу», «Битва» и другие.
А здесь, среди чахоточного быта,
где холод лют, а хижины мокры,
все искушенья жизни позабытой
для нас остались в пригоршне махры.
1951-1953 - случайные работы, оканчивает бухгалтерские курсы.
1953 – 1956 – бухгалтер домоуправления. В это время первый брак с паспортисткой того же домоуправления Матильдой Якубовской.
1963 – вышли первые его книги – одновременно в Москве и в Харькове («Молодость», «Мороз и солнце»).
1964 – 1966 – руководитель литературной секции при ДК Работников связи. (Секция распущена, негласному требованию КГБ).
В июне 1966 принят в Союз Писателей СССР. В 1973 – исключён. Восстановлен в апреле 1988 г.
1967 – невозможность печатания лучших стихотворений. Личная драма (развод с первой женой) приводит к душевному кризису, нашедшему отражение в стихотворении «Сними с меня усталость, матерь Смерть»).
Я верил в дух, безумен и упрям,
Я Бога звал — и видел ад воочью,-
И рвется тело в судорогах ночью,
И кровь из носу хлещет по утрам.
В октябре этого же 1967 г. Борис встречает Лилию Карась. Встреча окажется судьбоносной: именно она станет его Единственной Возлюбленной, его Музой, вдохновительницей всех его сонетов, элегий, од…
С её появлением в жизни Бориса Чичибабина наступает светлая полоса.
В январе-феврале 1989 – фильм студии «Останкино» «О Борисе Чичибабине» показан по ТВ.
Череда авторских вечеров в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, участие в вечерах А.Ахматовой, Б.Пастернака, О.Мандельштама, К.Паустовского, поездки в Италию, Германию, Израиль.
Январь 1991 – Государственная премия за 1990 г.
Декабрь 1993 – Премия им. Академика А.Д.Сахарова «За гражданское мужество писателя».
Тогда же – съёмка документального фильма «Исповедь» в Киеве.
В разные годы в разных издательствах выходили его сборники: «Колокол», «Мои шестидесятые», «82 сонета плюс 28 стихотворений о любви».
И последнее выступление на вечере «Литературной газеты» - «Автограф» 12 ноября 1994 года – за месяц до кончины.
Тесные рамки статьи не дают возможности рассказать всего, чего бы хотелось сказать об этом необыкновенном человеке, «ни на кого в мире не похожего» (со слов Лилии Семёновны Карась) и «изысканном» Поэте, хранителе Пушкинской речи и принципиальном противнике всех литературных «школ» «новой волны»: авангардизма, постмодернизма, концептуализма и иже с ними.
Вот один из сонетов, посвящённых Пушкину:
Какое счастье, что у нас был Пушкин!
Сто раз скажу, хоть присказка стара.
Который год в загоне мастера
и плачет дух над пеплищем потухшим.
Топор татар, Ивана и Петра,
смех белых вьюг да темный зов кукушкин...
Однако ж голь на выдумку хитра:
какое счастье, что у нас был Пушкин.
Который век безмолвствует народ
и скачет Медный задом наперед,
но дай нам Бог не дрогнуть перед худшим,
брести к добру заглохшею тропой.
Какое счастье, что у нас есть Пушкин!
У всей России. И у нас с тобой.
1969—1972
А вот, что он сказал о Пушкине в прозе: «И в этом смысле идеал — Пушкин. Для меня нет более любимого человека, живой личности, живой души. Кто-то очень хорошо сказал, называя своих любимых композиторов,— Бах, Бетховен, Вагнер. А Моцарт? — спросили его. О, Моцарт — это Бог! Вот так я мог бы сказать о Пушкине. Перечень любых поэтов, если он будет открываться именем Пушкина,— для меня это кощунство. Это унизительно для Пушкина, потому что Пушкин — вне всяких списков, он совершенно отдельно».
Свою «непохожесть» на остальных людей поэт осознаёт и чувствует сам:
Я на землю упал с неведомой звезды,
с приснившейся звезды на каменную землю,
где, сколько б я ни жил, отроду не приемлю
ни тяжести мирской, ни дружбы, ни вражды.
Как с буднями, звезда, нездешним сердцем сжиться,
коль тополи в снегу мне в тыщу раз важней
всех выездов и смут, певичек и вождей,
а Моцарт и Паскаль отзывней сослуживца?
Что делать мне, звезда, проснувшись поутру?
Я с ближними в их рай не мечу наудачу,
с их сласти не смеюсь, с их горечи не плачу
и с ними не игрок в их грустную игру.
Что значу я, звезда, в день моего рожденья,
колодец без воды и дуб без желудей?
Дано ль мне полюбить косматый мир людей,
как с детства я люблю животных и растенья?
И как мне быть, звезда, на каменной земле,
где телу земляка люба своя рубаха,
так просто обойтись без воздуха и Баха
и свету не найтись в бесколокольной мгле?
Как жить мне на земле, ни с чем земным не споря?
Да будут сны мои младенчески чисты
и не предам вовек рождественской звезды,
откуда я упал на землю зла и горя.
1980
А вот его стихотворение, в котором поэт делится с нами своим жизненным кредо:
Пока хоть один безутешен влюбленный, —
не знать до седин мне любви разделенной.
Пока не на всех заготовлен уют, —
пусть ветер и снег мне уснуть не дают.
И голод пока смотрит в хаты недобро, —
пусть будут бока мои — кожа да ребра.
Покуда я молод, пока я в долгу,
другие пусть могут, а я не могу.
Сегодня, сейчас, в грозовой преисподней,
я горшую часть на спине своей поднял.
До лучших времен в непогоду гоним,
таким я рожден — и не быть мне иным.
В глазах моих боль, но ни мысли про старость.
До смерти, любовь, я с тобой не расстанусь.
Чтоб в каждом дому было чудо и смех, —
пусть мне одному будет худо за всех.
Стихотворение датировано 1949 годом. Борис ещё в Вятлаге. И сидеть ему ещё до 1951 года.
Даже с коллегами «по цехк», среди которых и преуспевающие поэты с мировыми именами, Борис Чичибабин выглядит белой вороной. Человеком не от мiра сего.
Рядом с ним даже именитые коллеги выглядят приземлёнными, житейски озабоченными тиражами, заработками, своим местом в литературной иерархии, дачей в Переделкино и прочими заботами, совершенно чуждыми «безбытному» Чичибабину.
Он – верный Рыцарь её Величества Поэзии.
Не для себя прошу внимания,
мне не дойти до тех высот.
Но у меня такая мания,
что мир Поэзия спасет.
Вот так вот. Ни больше, ни меньше.
Хочется вспомнить и другие его знаменательные стихотворения: это и написанные в лагере «Красные помидоры», и «Памяти Твардовского», и «Пастернаку», и «Клянусь на знамени весёлом» («Не умер Сталин»), и «Скачут лошадки Бориса и Глеба», и, конечно, «Искусство поэзии», но…
Во имя доброты — и больше ни во чьё,
во имя добрых тайн и царственного лада,—
а больше ничего Поэзии не надо,
а впрочем, пусть о том печётся дурачьё.
…Дерзаешь ли целить гражданственный недуг,
поёшь ли хрупких зорь престольные капризы
в текучем храме рек,— все это только ризы,
и горе, если в них не веет горний дух.
Попробуйте найти такие строки у кого-нибудь ещё.
Читайте Чичибабина где только найдёте: в интернете, в периодике или в его сборниках; читайте, и вас ждёт радость прикосновения к удивительному миру необыкновенного человека. Возможность оценить завораживающую звукопись его стихов, ювелирную проработанность его поэтической техники, свежесть и изысканность его рифм.
Читайте Чичибабина и вы сразу почувствуете, как вам становится легче дышать в «густеющей подлости» (Ю.Нагибин) сегодняшнего грозного и грязного мира.
Вячеслав Моисеевич Снопко
Новозыбков, декабрь 2024