В Оптиной Пустыни сохранилось предание, пересказанное старцем Амвросием, о том, что Н.В. Гоголь был свидетелем чуда у мощей святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу (современное – название Керкира):
«С IV века и доныне Греческая Церковь хвалится целокупными мощами угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского, которые не только нетленны, но в продолжение пятнадцати веков сохранили мягкость. Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной Пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонского Георгия (отцу Порфирию Григорову), что он сам видел мощи святого Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы прорезана и тело набальзамировано, потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай»[1].
Это недатированное письмо преподобного Амвросия Оптинского, известное под названием «О почитании святых мощей», имеет широкое хождение в паломнической литературе и не раз привлекало внимание биографов Гоголя. Сравнительно недавно было опубликовано по автографу письмо другого Оптинского старца – преподобного Макария – к духовной дочери Анне Ивановне Воейковой (от 26 января 1849 года), в котором также идет речь о пребывании Гоголя на Корфу (по пути в Иерусалим) и о чуде у мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
Карта маршрута Гоголя на Святую Землю
Вот это письмо:
«Кстати о св. мощах идет речь, скажу вам сообщенное мне в письме от Натальи Петровны (Киреевской. – В. В.), а им пересказывал Гоголь, бывший в прошлом году в Корфу; там есть мощи св. Спиридона Тримифунтского. На открытии английский путешественник, бывши там, желал видеть мощи св. Спиридона без покрова, что и было исполнено. Англичанин осматривал св. мощи (которые, как говорит Гоголь, сохранились совершенно невредимыми, и представляют вид недавно умершего человека), начал рассуждать о том, что это св. мощи набальзамированы и что это особенно известный род бальзамирования, употребляющийся еще в Египте, и состоит в том, что мертвому вырезывают кусок из спины, – чрез отверстие вынимают внутренность и наполняют тело ароматическими веществами. Когда он это говорил и монахи его слушали, может быть, иные и начинали сомневаться, тогда св. мощи вдруг сами собою повернулись в раке, и переворотились к нему спиною! Это так поразило англичанина, что он тут же с ума сошел, а весь город ни о чем не говорил как об этом происшествии, когда Гоголь туда приехал»[2].
Из письма преподобного Макария Оптинского следует, что Гоголь был не свидетелем чуда, а лишь слышал о нем от других горожан, и потом рассказывал об этом Наталии Петровне Киреевской (в девичестве Арбеневой; жене философа и литературного критика Ивана Васильевича Киреевского).
И. В. Киреевский с женой Натальей Петровной. Литография Г. Митрейтера. 1830-е годы
Источник: http://pushkin-lit.ru/pushkin/bio/cherejskij-sovremenniki-pushkina/kireevskij-ivan-vasilevich.htm
К сожалению, письмо, на которое ссылается старец Макарий, не обнаружено. В результате сопоставления имеющихся на сегодняшний день сведений современный исследователь приходит к заключению, что «только в конце января 1848 года Гоголь имел возможность посетить святой остров, почему не мог быть свидетелем чуда у мощей святителя Спиридона Тримифунтского, хотя только благодаря русскому писателю в мире стало известно об этом чудесном событии, прославляющем православную веру»[3].
Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза писателей России
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: В 3 т. Т. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 616–617.
[2] Там же. С. 615.
[3] Захарченко С.О. Гоголь на Корфу // Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та. Филология. Петрозаводск, 2012. № 8. Август. С. 75.