Тетушка Haber и ее дети
СКРЫВАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ
Книга 2
НЕИЗВЕСТНАЯ ХОДЫНКА
Без гнева и пристрастия
Тетушка Haber и ее дети
НЕИЗВЕСТНАЯ ХОДЫНКА –XI - 3
Тетушка Haber и ее дети
Самая талантливая ветвь рода Романовых
Была довольно корыстолюбива
Не была вполне образцовой супругой
Сандро – страстный интриган, перещеголял в этом мать
«… предшествует разруха в головах»
Без гнева и пристрастия
Тетушка Haber и ее дети
Самая талантливая ветвь рода Романовых
Напомним читателю, что в предыдущей главе шла речь о Великом Князе Константине Константиновиче– поэте К.Р., в своем восприятии Ходынской катастрофы доверявшем не своим собственным чувствам, или другу детства Сергею, а «очевидцу» Сандро, и иным Михайловичам «единодушно требовавшим немедленной отставки Великого Князя Сергея Александровича и прекращения коронационных торжеств».
Вышеприведенные и иные слова Великого Князя Александра Михайловича с большим удовольствием смакует уже упомянутый выше советско-израильский историк Савелий Дудаков. Тем более, что князь Сандро для него до некоторой степени «свой»: «Здесь уместно сказать несколько слов в адрес "Михайловичей", самой талантливой ветви рода Романовых.
Реформатор русского флота и создатель русской военной авиации [Александр Михайлович] и его брат [Николай Михайлович], либеральный историк, по-видимому, имели по материнской линии деда-еврея.
Во всяком случае, несколько независимых свидетелей сообщают, что настоящим отцом матери великих князей принцессы Баденской Ольги Федоровны был банкир из Карлсруэ некий Габер. Антисемитски настроенный Александр III в интимном кругу называл великую княгиню тетушкой Haber, а ее детей "[Хабер]зонами".
Тот же источник говорит не только о семитской внешности принцессы и ее детей, но и о том, что они все были очень красивы ("Великий князь Александр Михайлович был очень красивый молодой человек; он до сих пор красивый мужчина, несколько еврейского, хотя и красивого типа").
Александр Михайлович (1866-1933)
Этот источник – С.Ю. Витте, который наряду с этим отметил наличие у Александра Михайловича отрицательных сторон еврейского характера[1].
Александр Бенуа в своих воспоминаниях пишет:
"…в этом же году произошло мое сближение с самым культурным и самым умным из всей царской фамилии – с В.К. Николаем Михайловичем… находили в нем сходство с евреем, что объяснялось тем, что, как говорила придворная молва, его настоящим дедом был банкир Габерт"[2].
Его прадедом, вероятнее всего, был Соломон Габер (1760-1840), крупный банкир и фабрикант, родился в Бреславле, умер в Карлсруэ; дедом мог быть его сын барон Луи фон Габер или его брат[3]»[4].
Была довольно корыстолюбива
Витте, действительно, в своих мемуарах несколько раз возвращается к дочери и внукам барона Хабера. Так в первом томе он вспоминает о необыкновенной скупости Ольги Федоровны «Хабер-Баденской»:
«Мой дядя Фадеев был крайне острый на язык, довольно откровенный, т.е. любил болтать.
И вот по поводу приезда Великого Князя он сказал, что завтра Великий Князь въедет в Тифлис и что жена его Ольга Федоровна весьма довольна: въезд наместника Тифлиса (который делается в экипаже через реку Веру) встречается всем населением с флагами, экипаж наместника обыкновенно забрасывается цветами.
Она, будучи очень скупой заранее уже распорядилась, чтобы все эти цветы были собраны и отправлены на конюшню, и таким образом можно будет в течение нескольких дней даром кормить лошадей.
Великая Княгиня Ольга Федоровна (1839-1891)
Я тогда не понял этой остроты, но знаю, что она дошла до Великой Княгини, и Ольга Федоровна из-за этого все время крайне не благоволила к моему дяде Фадееву: это и была одна из причин, почему мой дядя Фадеев, после того как черноморская часть Кавказа была покорена, во время наместничества Великого Князя Михаила Николаевича совсем покинул Кавказ.
Потом я уразумел значение этой остроты.
… Он [Великий Князь Михаил Николаевич] несколько любил материальную сторону жизни, а именно деньги и имущество и даже некоторые казенные земли, как, например, Боржом, которые потом ему были подарены Государем, что едва ли может украсить его наместничество.
Но на Кавказе было всем хорошо известно, что в этом отношении он действовал всегда под влиянием своей супруги, Великой Княгини Ольги Федоровны, которая была довольно корыстолюбива по причине, которую я уже объяснял ранее, а именно по причине ее семитского происхождения»[5].
Не была вполне образцовой супругой
И далее в том же томе: «При жизни Император Александр III выдал замуж свою старшую дочь, Ксению Александровну, за Великого Князя Александра Михайловича.
Государь Император очень любил отца Александра Михайловича, Михаила Николаевича, своего дядю; это был единственный из его дядей, к которому он относился вполне благосклонно и любовно, главным образом именно потому, что Великий Князь Михаил Николаевич был образцового поведения как в семейной жизни, так и вообще, как Великий Князь.
Великий Князь Михаил Николаевич (1832-1909)
Но к сыновьям его, к детям Великого Князя Михаила Николаевича, Император Александр III относился уже не так благосклонно; к жене Великого Князя, Великой Княгине Ольги Федоровне, Император также относился не вполне благосклонно, вероятно потому, что,
во-первых, Великая Княгиня Ольга Федоровна не была вполне образцовой супругой, а затем,
во-вторых, главным образом потому, что она имела еврейский тип, ибо как это известно в Бадене, она находилась в довольно близком родстве с одним из еврейских банкиров в Карлсруэ.
Этот еврейский тип, а, пожалуй, и еврейский характер в значительной степени перешел и к некоторым из ее детей.
Однажды Император Александр III, обратясь ко мне, говорит:
− Вы вчера видели детей [Хабер] зонов? (Император произнес одну еврейскую фамилию). Я не понял, о каких детях с еврейским именем он мне говорит.
После мне объяснили, что он мне говорил про некоторых из Михайловичей».
Великий Князь Александр Михайлович был очень красивый молодой человек; он и до сих пор красивый мужчина, несколько еврейского, хотя и красивого типа.
Я должен сказать, что, сталкиваясь с ним в моей государственной деятельности, я убедился, что у него не только внешний тип еврейский, но что он обладает, кроме того, вообще отрицательными сторонами еврейского характера.
Я говорю "отрицательными сторонами", так как я не принадлежу к тем, которые считают евреев не людьми, а нахожу, что и в еврейском характере есть очень много хороших черт, и что, конечно, и среди евреев есть очень много людей вполне достойных.
Но Вел. Кн. Ксения Александровна была страшно влюблена в Великого Князя Александра Михайловича и, в конце концов, Император Александр III выдал ее замуж за Александра Михайловича, хотя он очень не любил этого Великого Князя»[6].
Сандро – страстный интриган, перещеголял в этом мать
Во втором томе Воспоминаний Витте вновь возвращается к теме тетушки Хабер и ее отпрысков: «Насколько Великий Князь Михаил Николаевич пользовался общим уважением и любовью приближенных и знавших его лиц – настолько же этим не пользовалась его супруга Великая Княгиня Ольга Федоровна, принцесса Баденская.
Красивая, умная, с волею, она обладала прескверным характером, имела постоянных фаворитов [ярая неприязнь во стороны Цецилии Баденской к Великому Князю Сергею – как рассказал мне Александр Николаевич Боханов, подробно изучивший биографии обоих лиц – и проистекала, в частности от того, что тот решительно отверг честь войти в круг этих фаворитов. – БГ] и была дамой хитрой и безсердечной. Она совершенно держала мужа в своих руках. Была распространена сплетня, что действительный ее отец был некий банкир еврей, барон Haber. Император Александр III иногда называл ее в интимном кружке “тетушка” Haber.
Великий Князь Александр Михайлович совсем пошел в мать и в интригах перещеголял ее. Красивый по наружности, не глупый, полуобразованный, с большим самомнением, скрытный и страстный интриган, в отношениях довольно симпатичный.
Старшую дочь Ксению нужно было выдать замуж. Государю, по его чисто русской натуре, нежелательно было выдавать ее за иностранного принца, да и к тому же старшую дочь Императора Александра III нельзя было выдавать за какого бы то ни было принца, Ксении же полюбился Александр Михайлович.
Сандро и Ксения
Свадьба была решена, хотя Александр Михайлович, как и все Михайловичи, не особенно-то нравился Императору»[7].
Сергей Фомин в своем исследовании «Деньги и власть» говорит, что сведения графа Витте подтверждают и другие мемуаристы, в частности граф С.Д. Шереметев[8]. Кроме того, «осведомлена об этом была и Императрица Александра Феодоровна.
В письме А.А. Вырубовой от 2/15 марта 1918 года она определенно писала:
“Николай Михайлович – еврей: это он сказал, что ты знакома с большевиками!”[9] (Характерно, что в Джорданвилльском издании Царских писем из заточения, уточнив, что речь идет о Великом Князе, слово еврей редакторы опустили без всяких оговорок).
Не преувеличивая, можно сказать, что Великая Княгиня Ольга Феодоровна исполнила долг перед своим народом: многие из ее, по выражению Императора Александра III, “Хаберзонов” сыграли отнюдь не рядовую роль в сокрушении Русского Самодержавия»[10].
«… предшествует разруха в головах»
Как проницательно заметил профессор Преображенский, разрухе в стране обязательно должна предшествовать и предшествует разруха в головах. То есть, падению, скажем, Российской Империи фактическому, случившемуся 2 марта 1917 года обязательно должно было предшествовать ее падение в головах по крайней мере «контрольного пакета» образованного слоя Империи.
Ведь так называемую «Февральскую революцию», погубившую историческую Россию, приветствовал практически весь тот самый «контрольный пакет» русского образованного общества. При этом отдельно взятый представитель этого «пакета» мог быть, а зачатую и был, искренним патриотом России, готовый отдать за нее жизнь. Как многие из них и отдали.
Как отдали жизнь, в частности, большинство Михайловичей. Тот же Николай Михайлович отказался в 1918 году бежать из России, как предлагали ему английские друзья. И погиб вместе с братьями от рук верных ленинцев. То, что он был «либеральный историк» ему не помогло. Как выразился по этому поводу Ленин, утверждая приговор петроградской ЧК: «революция не нуждается в историках». Это-то мы очень хорошо понимаем…
Беда в том, что, отойдя от православия, русское образованное общество в массе своей потеряло вѝдение исторического пути России и ее призвания быть Третьим Римом, удерживающим мировое зло.
Между тем, иной Россия Богу не нужна… Актуально это и на сегодняшний день.
[1] См.: Витте С.Ю. Воспоминания. - М., 1960. Т. 1. С. 39-40, 429; Т. 2. С. 229. Т. 3. С. 268.
[2] Бенуа А.Н. Мои воспоминания. - М., 1980. Т. 2. С. 401-402.
[3] См.: Когут А. Знаменитые евреи – мужчины и женщины в истории культуры человечества. - Одесса, 1902. Т. 2. С. 366-367.
[4] Дудаков С. Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. - М. 2000. С. 222-223.
[5] Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1. – М., 1960. С. 39-40.
[6] Там же. С. 429-430.
[7] Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 2. - М., 1960. С. 229.
[8] Мемуары графа С.Д. Шереметева. - М. 2001. С. 583.
[9] Танеева (Вырубова) А.А. Страницы моей жизни. - М. 2000. С. 288.
[10] Фомин С.В. Деньги в власть. /Есть в инете на многих сайтах. Напр. Наша Эпоха.