Творчество талантливого тюменского прозаика Леонида Кирилловича Иванова богато на литературные традиции. При написании своих произведений автор прибегает к традиционным образам и мотивам, но при этом использует и новаторские приемы. Так, по-новому зазвучала в творчестве Л. Иванова известная библейская притча о блудном сыне[1], мотивы которой просматриваются в таких рассказах, как «Суббота — банный день», «Самый лучший сын», «Пароходы пахнут огурцами» и других.
В рассказе «В углу», где ярко выражено автобиографическое начало (повествование ведется от первого лица, главный герой — писатель), центральный персонаж признается: «...я пожаловался, что нет подходящего материала для творчества. Мол, хочется написать про современника, но ничего интересного не попадается»[2] (244). И проблема героя у прозаика заключена даже не в том, что многие герои — деревенские жители «неподходящие», а в том, что каяться им в своих грехах, духовно очищаясь, попросту некому.
Многие рассказы сборника «Суббота — банный день» продолжают традиции такого литературного направления, как «деревенская проза»[3]. Несмотря на то что А. Бочаров[4] выдвинул в начале 1980-х годов тезис об «усталости» «деревенской прозы», традиции этого направления прослеживаются и в начале третьего тысячелетия. Примерами могут служить произведения В. Белова, В. Крупина, В. Лихоносова, В. Распутина и других.
В них проблема брошенной деревни поставлена очень остро. Притча о возвращении блудного сына не до конца имеет воплощение — прощения блудному сыну нет из-за отсутствия (смерти) когда-то обиженных, и это нагоняет, без преувеличения сказать, страх. Мотив смерти становится доминирующим. Он связан не только с гибелью конкретных людей, но и с гибелью деревни, на которой держится весь русский народ.
В рассказе «Самый лучший сын» главный герой Петр оставляет одинокую мать, уезжает из деревни и на протяжении трех лет не возвращается домой. В городе он поддается алкогольной зависимости, и душа его растлевается («Все думал: ну, в следующую пятницу обязательно прямо с работы и поеду. А то день рождения у кого — то праздник какой... В субботу пивка накатишь, какая поездка?» (21). На жизненном пути Петр не теряет, как блудный сын, материального состояния. Его богатство заключено в духовной связи с матерью, отчим домом. В городе из-за греха под названием пьянство он нарушает пятую Божью заповедь («Чти отца твоего и матерь твою...»[5]), самое дорогое у него заменяется на спиртное. Так Петр лишается своего духовного богатства.
Возвращение происходит вынуждено, герой приезжает на похороны матери. Петр понимает свою вину (он никогда не участвовал в заготовке дров; мать — хорошая, «очень гордая» (22) женщина — сама их колола, да так с колуном в руке и умерла). Он в душе раскаивается (в день похорон начал до полуночи пилить дрова; сел, «глубоко задумался, невидящим взглядом уставившись на гору свеженаколотых дров» (24), но просить прощения ему уже не у кого — самого близкого человека нет в живых. Так до конца дней и придется нести груз непрощения.
В другом рассказе Леонида Иванова «Суббота — банный день» главный герой Иван возвращается домой после долгого отсутствия, которое он объясняет загранкомандировкой. В городе, куда переехал, он, как и Петр из рассказа «Самый лучший сын», пристращается к спиртному. Во время очередной пьянки
Иван вместе со своими дружками сбивает замок с ларька и уносит три бутылки водки. И хотя деньги за них были уплачены, главного героя сажают на целых десять лет, после чего он прошел еще через две судимости. За это время Иван теряет самое дорогое — дом, мать, отца, семью, что вводит в рассказ мотив бездомности, неприкаянности.
Впоследствии Иван осознает свои ошибки. После посещения баньки он признается соседке Дусе: «Не зря говорят, что родная земля силы дает. Вот приехал домой и понял — какой же я дурак по жизни был! Сколько грязи на мне...» (19). Подобно притче о блудном сыне, Иван возвращается домой, но его никто не встречает, и потому прощения блудному сыну нет.
В рассказе «Пароходы пахнут огурцами» главный герой Колька уезжает из деревни помимо своей воли — его призывают в армию, в стройбат. Там он знакомится с девчонками, которые «в удовольствиях себе не отказывали» (55). («И вино в наспех созданных из палаток да вагончиков строительных городках рекой лилось, и любовь крутили направо и налево» (55). Посредством таких грехов, как пьянство и блуд, происходит нравственное падение героя. Он забывает о матери, невесте и ребенке, которые живут у него в доме. Свой долг перед ними главный герой не спешит выполнять («жениться Кольке никак не хотелось» (55).
Однажды в пьяной драке он наносит увечье собутыльнику, за что получает три года тюрьмы. Писать об этом Колька домой не хочет. «Так и сгинул для родных и знакомых на необъятных просторах» (56). Отречение от родных вводит в рассказ мотив беспамятства («Кто его там помнит?» (57) Но все же память, а именно запах малосольных огурцов из детства, не отпускают Кольку. Потому он, уже будучи седым, решает побывать в отчем доме. По дороге герой заходит на кладбище, встречается с девушкой, напоминающей его невесту, затем находит могилы родственников, в том числе матери. Возле могил происходит духовное очищение героя: «Николай просидел возле могилок целый день. Слезы почти непрерывно текли по его изборожденным морщинами щекам» (63). Он так и не дошел до деревни, не покаялся в содеянном.
Автор заканчивает свой рассказ картиной на кладбище. Тем самым прозаик предрекает погибель тем, кто не раскаялся в содеянном.
Рассказы Леонида Иванова заставляют задуматься о главном — о родовых корнях, которые помогают человеку, укрепляют его дух, о покаянии и прощении. Современная деревня, ее люди в произведениях писателя не представлены приукрашенными. Автор использует притчу о блудном сыне, но несколько трансформирует ее. Воплощается первая часть библейской мудрости — герои покидают родной дом, теряя при этом свое состояние, которое заключено в духовной связи с родственниками, родными местами. Они подвергаются негативному влиянию общества, и, естественно, их жизнь катится по наклонной вниз. Они возвращаются в родные места, но покаяться им уже не перед кем. Автор оставляет своих героев непрощенными, что углубляет философский контекст притчи и звучит как угроза самой жизни.
Наталья Вениаминовна Лосева, кандидат филологических наук, Тверь
Литература
- Бочаров А.Г. Движение прозы семидесятых–восьмидесятых годов // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1987. С. 97.
- Вильчек Л.Ш. Деревенская проза // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль / А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В.Д. Оскоцкий и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. — М.: Просвещение, 1987. 254 с.
- Десять заповедей // Православный молитвослов / Оформл. Натальи Климовой. — М., 2020. С. 55.
- Иванов Л.К. Суббота — банный день: Рассказы / Л.К. Иванов. — Тюмень: ООО «Офсет Принт», 2018. 300 с.
- Притча о блудном сыне // Детская библия: Библейские рассказы в картинках. — М.: Российское библейское общество, 1995. С. 372–373.
[1] Притча о блудном сыне // Детская библия: Библейские рассказы в картинках. — М.: Российское библейское общество, 1995. С. 372–373.
[2] Иванов Л.К. Суббота — банный день: Рассказы / Л.К. Иванов. — Тюмень: ООО «Офсет Принт», 2018. С. 244. Далее все ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках страницы.
[3] Вильчек Л.Ш. Деревенская проза // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль / А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В.Д. Оскоцкий и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. — М.: Просвещение, 1987. 254 с.
[4] Бочаров А.Г. Движение прозы семидесятых–восьмидесятых годов // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1987. С. 97.
[5] Десять заповедей // Православный молитвослов / Оформл. Натальи Климовой. — М., 2020. С. 55.