Притча о блудном сыне в творчестве Леонида Иванова

К 75-летию писателя

0
71
Время на чтение 8 минут

         Творчество талантливого тюменского прозаика Леонида Кирилловича Иванова богато на литературные традиции. При  написании своих произведений автор прибегает к традиционным образам и мотивам, но при этом использует и новаторские приемы. Так, по-новому зазвучала в творчестве Л. Иванова известная библейская притча о блудном сыне[1], мотивы которой просматриваются в таких рассказах, как «Суббота — банный день», «Самый лучший сын», «Пароходы пахнут огурцами» и других.

В рассказе «В углу», где ярко выражено автобиографическое начало (повествование ведется от первого лица, главный геройписатель), центральный персонаж признается: «...я пожаловался, что нет подходящего материала для творчества. Мол, хочется написать про современника, но ничего интересного не попадается»[2] (244). И проблема героя у прозаика заключена даже не в том, что многие герои — деревенские жители «неподходящие», а в том, что каяться им в своих грехах, духовно очищаясь, попросту некому.

Многие рассказы сборника «Субботабанный день» продолжают традиции такого литературного направления, как «деревенская проза»[3]. Несмотря на то что А. Бочаров[4] выдвинул в начале 1980-х годов тезис об «усталости» «деревенской прозы», традиции этого направления прослеживаются и в начале третьего тысячелетия. Примерами могут служить произведения В. Белова, В. Крупина, В. Лихоносова,  В. Распутина и других.  

В них проблема брошенной деревни поставлена очень остро. Притча о возвращении блудного сына не до конца имеет воплощение — прощения блудному сыну нет из-за отсутствия (смерти) когда-то обиженных, и это нагоняет, без преувеличения сказать, страх. Мотив смерти становится доминирующим. Он связан не только с гибелью конкретных людей, но и с гибелью деревни, на которой держится весь русский народ.

В рассказе «Самый лучший сын» главный герой Петр оставляет одинокую мать, уезжает из деревни и на протяжении трех лет не возвращается домой. В городе он поддается алкогольной зависимости, и душа его растлевается («Все думал: ну, в следующую пятницу обязательно прямо с работы и поеду. А то день рождения у кого — то праздник какой... В субботу пивка накатишь, какая поездка?» (21). На жизненном пути Петр не теряет, как блудный сын, материального состояния. Его богатство заключено в духовной связи с матерью, отчим домом. В городе из-за греха под названием пьянство он нарушает пятую Божью заповедь («Чти отца твоего и матерь твою...»[5]), самое дорогое у него заменяется на спиртное. Так Петр лишается своего духовного богатства.

Возвращение происходит вынуждено, герой приезжает на похороны матери. Петр понимает свою вину (он никогда не участвовал в заготовке дров; мать — хорошая, «очень гордая» (22) женщина — сама их колола, да так с колуном в руке и умерла). Он в душе раскаивается (в день похорон начал до полуночи пилить дрова; сел, «глубоко задумался, невидящим взглядом уставившись на гору свеженаколотых дров» (24), но просить прощения ему уже не у кого — самого близкого человека нет в живых. Так до конца дней и придется нести груз непрощения.

В другом рассказе Леонида Иванова «Суббота — банный день» главный герой Иван возвращается домой после долгого отсутствия, которое он объясняет загранкомандировкой. В городе, куда переехал, он, как и Петр из рассказа «Самый лучший сын», пристращается к спиртному. Во время очередной пьянки

 

Иван вместе со своими дружками сбивает замок с ларька и уносит три бутылки водки. И хотя деньги за них были уплачены, главного героя сажают на целых десять лет, после чего он прошел еще через две судимости. За это время Иван теряет самое дорогое — дом, мать, отца, семью, что вводит в рассказ мотив бездомности, неприкаянности.

Впоследствии Иван осознает свои ошибки. После посещения баньки он признается соседке Дусе: «Не зря говорят, что родная земля силы дает. Вот приехал домой и понял — какой же я дурак по жизни был! Сколько грязи на мне...» (19). Подобно притче о блудном сыне, Иван возвращается домой, но его никто не встречает, и потому прощения блудному сыну нет.

В рассказе «Пароходы пахнут огурцами» главный герой Колька уезжает из  деревни помимо своей воли — его призывают в армию, в стройбат. Там он знакомится с девчонками, которые «в удовольствиях себе не отказывали» (55). («И вино в наспех созданных из палаток да вагончиков строительных городках рекой лилось, и любовь крутили направо и налево» (55). Посредством таких грехов, как  пьянство и блуд, происходит нравственное падение героя. Он забывает о матери, невесте и ребенке, которые живут у него в доме. Свой долг перед ними главный герой не спешит выполнять («жениться Кольке никак не хотелось» (55).

Однажды в пьяной драке он наносит увечье собутыльнику, за что получает три года тюрьмы. Писать об этом Колька домой не хочет. «Так и сгинул для родных и знакомых на необъятных просторах» (56). Отречение от родных вводит в рассказ мотив беспамятства («Кто его там помнит?» (57) Но все же память, а именно запах малосольных огурцов из детства, не отпускают Кольку. Потому он, уже будучи седым, решает побывать в отчем доме. По дороге герой заходит на кладбище, встречается с девушкой, напоминающей его невесту, затем находит могилы родственников, в том числе матери. Возле могил происходит духовное очищение героя: «Николай просидел возле могилок целый день. Слезы почти непрерывно текли по его изборожденным морщинами щекам» (63). Он так и не дошел до деревни, не покаялся в содеянном.

Автор заканчивает свой рассказ картиной на кладбище. Тем самым прозаик предрекает погибель тем, кто не раскаялся в содеянном.

Рассказы   Леонида Иванова  заставляют задуматься о главном — о родовых корнях, которые помогают человеку, укрепляют его дух,  о покаянии и прощении. Современная деревня, ее люди в произведениях писателя не представлены приукрашенными. Автор использует притчу о блудном сыне, но несколько трансформирует ее. Воплощается первая часть библейской мудрости — герои покидают родной дом, теряя при этом свое состояние, которое заключено в духовной связи с родственниками, родными местами. Они подвергаются негативному влиянию общества, и, естественно, их жизнь катится по наклонной вниз. Они возвращаются в родные места, но покаяться им уже не перед кем. Автор оставляет своих героев непрощенными, что углубляет философский контекст притчи и звучит как угроза самой жизни.

Наталья Вениаминовна Лосева, кандидат филологических наук, Тверь

Литература

  1. Бочаров А.Г. Движение прозы семидесятых–восьмидесятых годов // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1987. С. 97.
  2. Вильчек Л.Ш. Деревенская проза // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль / А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В.Д. Оскоцкий и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. — М.: Просвещение, 1987. 254 с.
  3. Десять заповедей // Православный молитвослов / Оформл. Натальи Климовой. — М., 2020. С. 55.
  4. Иванов Л.К. Суббота — банный день: Рассказы / Л.К. Иванов. — Тюмень: ООО «Офсет Принт», 2018. 300 с.
  5. Притча о блудном сыне // Детская библия: Библейские рассказы в картинках. — М.: Российское библейское общество, 1995. С. 372–373.
 

[1] Притча о блудном сыне // Детская библия: Библейские рассказы в картинках. — М.: Российское библейское общество, 1995. С. 372–373. 

[2] Иванов Л.К. Суббота — банный день: Рассказы / Л.К. Иванов. — Тюмень: ООО «Офсет Принт»,  2018. С. 244. Далее все ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках страницы.

[3] Вильчек Л.Ш. Деревенская проза // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль / А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В.Д. Оскоцкий и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. — М.: Просвещение, 1987. 254 с.

[4] Бочаров А.Г. Движение прозы семидесятых–восьмидесятых годов // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1987. С. 97.

[5] Десять заповедей // Православный молитвослов / Оформл. Натальи Климовой. — М., 2020. С. 55.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf