Это тайна русской литературы, русской философии, русской культуры

Беседа с профессором, доктором философских наук, научным руководителем Российского института истории искусств о современной художественной культуре России

0
316
Время на чтение 6 минут

 

В последние годы вышли несколько книг о ценностных основаниях русской культуры под руководством А.Л. Казина: пять томов исследовательской серии «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве», а также несколько монографий. Мы поговорили с Александром Леонидовичем Казиным о ценностях и смыслах в произведениях русской современной литературы и искусства.

 

Сегодня читатель ищет в художественном произведении живое слово и ответы на вечные вопросы, но, кажется, авторы пока находятся в поиске достойных тем и смыслов. Может ли философия искусства помочь найти выход из кризиса?

 

– Начнем с простого: культура – это светская форма духовной жизни. Культура – это то, что вокруг культа. Вопрос в том, вокруг какого культа собирается эта культура. Кому она приносит свои дары? Поэтому состояние культуры определяется именно тем, во что верят ее деятели.

В современном мире с этим обстоит очень непросто, как известно. Широко распространена в мире, например, вера в темную материю, как некоторую основу всего существующего. Поэтому так много в современной культуре того, что раньше называлось нигилизмом, от латинского слова nihil – «ничто». В живописи типичный пример – «Черный квадрат» Малевича.  С моей точки зрения, «Чёрный квадрат» – это есть икона «ничто», икона небытия. Но согласитесь, что это одно из самых прославленных произведений модернистской живописи в мире. Можно и другие примеры привести, тот же «Фонтан» Марселя Дюшана, всем известный, извините, писсуар, представленный как произведение искусства. Попробуйте сегодня что-либо возразить против него…

В России на равных существуют сегодня все виды мировоззренческого и художественного сознания: это и классика, и модерн, и постмодерн. Классика – это искусство перед лицом Бога, это искусство как молитва. Модерн – это искусство перед лицом человека и от имени человека, которое стремится поклоняться самому человеку, как единственному субъекту культуры, искусства, науки, нравственности и так далее. И, наконец, постмодерн – это искусство под знаком игры, где культура – это свод игровых правил. Если модерн, условно говоря, убивает Бога, как об этом писал Ницше, то постмодерн убивает и человека, превращая его в совокупность каких-то функций, знаков, отношений. Я подробно описал это в своей книге «Событие искусства». В западной культуре сейчас, конечно, торжествует постмодернистское начало. А вот в России все три установки взаимодействуют друг с другом, поэтому можно даже сказать, что процессы, идущие в русской культуре, значительно более сложные по сравнению с западным миром.

 

Почему в русской культуре сохраняются разные направления художественного сознания?

 

– Я думаю, потому что русская культура сохранила цельность духовного и светского. На Западе в XXI веке духовная жизнь человека, общественная и культурная существуют вообще отдельно друг от друга: то есть, вера – это личное дело, ты можешь верить в кого угодно. В Америке существуют, например, официально зарегистрированные церкви сатаны, но в публичном дискурсе ты должен придерживаться правил светского, а точнее, материалистического или позитивистского миропонимания. А у нас этого не произошло.

Хотите верьте, хотите нет, но на протяжении всей тысячи лет христианской цивилизации в России мы имеем дело с тем, что, несмотря на многочисленные влияния, реформы и заимствования, в том числе у Запада, новые формы наполнялись, в конечном счете, православным пониманием мира и человека. И русская культура сохранила целостность миропонимания. Это хорошо отметили еще славянофилы Хомяков, Киреевский и другие, которые писали, например, о том, что долгое время центрами просвещения в России были монастыри, а не университеты, как на Западе. Что произошло на Западе в XVIII веке в эпоху Просвещения? Восторжествовал вульгарный материализм. А вот у нас эпоха Просвещения завершилась совершенно другими вещами. Например, у Державина: «Я есмь – конечно, есть и Ты», – пишет он, обращаясь к Богу. Понимание человека как творения Божия, как существа, в котором есть образ Божий есть главная идея русской литературы.

 

Если современная культура России неоднородна, как писателю найти нужные темы и интонации, чтобы быть услышанным и угодить таким разным читателям? Возможно ли это в принципе?

 

– Угождать художник должен прежде всего самому себе: «Ты сам свой высший суд», как писал Пушкин. Но, по существу, это всегда будет выбор между Христом и его противником. Каждый писатель – сознательно или бессознательно – определяет это сам и, по мере своих сил, пытается осуществить то, что возможно его таланту.

Кроме того, должен сказать, что разные парадигмы не отгорожены друг от друга китайскими стенами, они взаимодействуют друг с другом, иногда даже в рамках одного произведения – писатель использует приемы, и даже точки зрения, классики, модерна и постмодерна часто в одном и том же произведении. И бывает, со временем, происходит творческая эволюция того или иного писателя или художника. Вот я могу в качестве примера привести Тимура Кибирова, поэта, который начинал как концептуалист, но с течением времени становится постепенно поэтом христианского типа сознания. Или, например, современный прозаик Герман Садулаев, и его «Тетради» – начинается это произведение как постмодернистский текст, где герой выступает в виде персонажа, который «сам не знает поутру, куда поедет ввечеру». А вот кончается все настоящей военной, я бы сказал, героической прозой. То, что раньше при советской власти называлось лейтенантской прозой или окопной правдой.

Эта тема сейчас поднимается, появляются новые произведения. В частности, поэзия замечательная, например, Анны Долгаревой. Или поэзия и проза Дмитрия Артиса, например, «Дневник добровольца». В данном случае мы имеем дело с выбором талантливого поэта и прозаика, который, жертвуя собой, сознательно идет на войну. Вот это и есть герой нашего времени, вообще говоря, которого многие ищут. Возьмите книги этого человека, читайте. Здесь присутствуют все возможные способы изображения: есть опыт классики, модерна и постмодерна, но главное –осмысленная в свете духовного идеала реальность бытия, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

 

Русская литература во всем мире понимается, как вид русской философии, а поэт и писатель выступает в роли пророка. Надежда на русскую литературу сохраняется?

 

– Недаром же Томас Манн назвал русскую литературу святой, а Ницше, например, считал себя учеником Достоевского. И не только Достоевского, из Льва Толстого выписывал цитаты. Это тайна России, её величие, её значение для современного, распадающегося на глазах западного мира. Единственная святыня Запада – это он сам, другой нет. Единственная его задача – это сохранение статус-кво с возможным переводом в цифру, совмещение человека с искусственным интеллектом, для которого все возможно в этом мире. Правда, это покупается ценой смерти души. А у нас эта борьба продолжается. Вот в чём особенность русской культуры, русской философии, русской литературы.

 

Беседовала Елена Жданова

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
Мрачный старик против веселой барышни
Кого выбирает Америка?
10.09.2024
Почему я не люблю Америку
Предел американской мечты — создание постчеловеческого мира
30.08.2024
Ядро Русской Культуры – это Православная вера и Русский язык
О роли Православия в художественной культуре России
04.07.2024
Царская триада как мировоззренческий принцип
«Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство
13.04.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Последние комментарии
Не «Россия» – «Азиопа»?
Новый комментарий от Иван Демид
17.09.2024 18:54
Франциск – это вор и разбойник, по слову Христа
Новый комментарий от РОНОЛ
17.09.2024 17:52
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от Алекс
17.09.2024 17:04
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2024 16:46
Мы навсегда для всех - «афганцы»
Новый комментарий от Татьяна и Наталия
17.09.2024 13:53
«Нам нужно "изобретать" новую модель русской семьи»
Новый комментарий от Русский человек
17.09.2024 11:58
Наша общая Победа!
Новый комментарий от Игорь Ал
17.09.2024 11:05