1931 год, премьера спектакля «Условно убитый» в Ленинградском мюзик-холле, и музыку написал Шостакович, а за дирижёрским пультом - И. Дунаевский…
И дебютирует в спектакле К. Шульженко…
В 1934 году она снимается в кино «Кто твой друг?».
В 1936 году выходят первые её граммофонные записи.
…необыкновенно задушевная манера исполнения: певица словно ведёт музыкальный диалог с публикой, и, сверкая нежностью, а если надо – задором сияют исполненные ею песни.
В 39 году на конкурсе артистов эстрады три песни, исполненные ею, производят впечатление и на жюри, и на публику: уже не изгадить такового.
Популярность растёт…
Мастерство?
Оно – применительно к Шульженко –кажется изначальным.
В начале войны Шульженко добровольно вступает в Красную Армию; её – с Коралли – оркестр стал фронтовым джаз-оркестром Ленинградского военного округа…
Пронесётся потом: Давай закурим, товарищ, по одной…
Пронесётся, отзовётся во всех сердцах, медом будет течь по душам бессчётных раненых, слушающих песню.
Диалог со слушателем продолжался: пусть слушатель этот был разбросан по госпиталям и фронтам.
Песня помогала выжить: хоть «Не хлебом единым…» - мало кому было известно в военные годы.
Она рассказала о себе в мемуарах «Когда выспросите меня…» - рассказала всё, как было, на факте правды, с трезвой и ясной фиксацией многого, определившего жизнь.
Жизнь – богатую: любовью зрителя, эстрадным блеском, нежностью песен, становившихся народными.
«Возьми гитару», или «Гренада» звучат ритмами молодости, задора, и…такого сопротивления смерти, что, кажется, и невозможна она вовсе.
Лёгкий «Андрюша» свидетельствует: не надо жить в печали.
«Всё стало вокруг…» разольётся зелёной нежностью, прелестью дивного чувства.
Всё, что делала К. Шульженко, было настолько согрело любовью, что токи её и ныне исходят от записей, сохранивших уникальный голос её, своеобразную манеру…