Он писал о В. Быкове и С. Залыгине, он исследовал соль лучших писателей советского периода, выстраивая литературные панорамы, как художественные конструкции; В. Астафьев, Ю. Трифонов, К. Воробьёв изучались им до смысловых прожилок и пластов подтекста их творчества, но едва ли не главным произведением Игоря Дедкова стал его дневник, вобравший фейерверки жизни и её коридоры, все оттенки творчества и жёсткую щелочь разочарований…
Чего в нём только нет!
Провинциальная Кострома пятидесятых с бытом понурым и бедным, с резным деревом частных домиков и угрюмостью непонятных перспектив; картины русской провинциальности меняются, жизнь всегда стремится к ладу, и мелкие неурядицы только подтверждают это; журналистские заботы в областной газете «Северная правда», и напряжённая переписка с лучшими писателями того времени; радость литературы: радуга ощущений, и вечной чувство восходящего солнца: не может оно обманывать!
События и люди, люди и события вращаются в волшебном калейдоскопе, и снова, как герой, выступает древний город на Волге – замечательный, тихий.
Незаурядный язык, чья художественность множится на правду: много негативного замечает Дедков, над многим размышляя, предлагает свои рецепты преодоления; быт провинциальный убог, полки магазинов пусты, но Дедков, приехавший в Москву в конце восьмидесятых, видит начало капитализма, всё большее и большее лютование инстинктов, и, догадываясь, к чему может привести сие, утверждает: не приемлю…
И весь дневник пронизывает, согревает, наполняет солнечностью любовь – к дому, к семье, к детям…
Игорь Дедков написал много высококачественных статей, но, думается, главным его – монументальным, правдивым, честным, талантливым произведением – остаётся его яркий и яростный дневник.