Стремился проникнуть в самое ядро ореха: во всех феноменах культуры, которые исследовал, интересовала суть, нервное напряжение мысли, её пульсации…
«Ядро ореха» - именно так называлась первая книга Л. Аннинского, и статьи, составившие её, свидетельствовали о точности глазомера и неустанности поиска критика, который скорее был философом.
Погружался в слои Лескова: самого русского, может быть, из ряда русских классиков; погружался, детально истолковывая и комментируя всё непривычно-непонятное современному постигателю литературы; и то, как ощущал биение литературного пульса писателя, свидетельствовало о тонкости и точности Аннинского, о деликатности его, касающегося тайн и особенно сложных мест бережно…
Аннинский писал о кино: соотнося его и с конкретикой момента и с общей историей развития искусства; он писал о нём темпераментно и страстно, нравственные основы ставя превыше всего, но они должны быть показаны через соответствующий эстетический ряд…
Как чудно называлось – «Лесковское ожерелье»!
Аннинский дарит читателям вселенную Лескова; о противоречивых романах «Некуда» и «На ножах» узнавалось многое, и, показывая, восстанавливая напряжённо пульсирующую атмосферу второй половины девятнадцатого века, Аннинский выступал, как историк; а язык его был вкусен – Лесков бы остался доволен.
Системный взгляд на Лескова, предложенный критиком, щедро покажет бытие великого человека: сложно понимаемого современниками.
Он исследовал судьбу Н. Островского, и бытование знаменитого романа рассматривал сквозь ракурсы святости: новый культ являлся заменой отменённого, доказывая, что человек не может без высшего.
Разумеется, писал о современности, и язык всегда был узнаваем, и пульсации фраз – живыми чрезвычайно.
Такими и остаются – фразы и книги замечательного философа литературоведения и культурологии Л. Аннинского.
1.
https://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/06/16/kazhdoe_slovo_tihogo_dona_napisano_krovyu_i_slezami