19 и 20 октября 2023 года в старинном русском городе Торопце, который сейчас находится в пределах Тверской области, прошла очном режиме и в режиме онлайн юбилейная XX Торопецкая Свято-Тихоновская Православная международная научно-практической конференции «Пастырь добрый» – 2023 год. Она раскрыла величайшую и обострившуюся в современных условиях тему «Православие и русская культура в эпоху исторических перемен».
Следует отметить, что Торопец, стоящий на восточных отрогах Валдая меж ледниковых озёр Соломено и Заликовское, где в 1239 году венчался святой новгородский князь Александр Невский, в следующем 2024 году отмечает своё 950-летие, причём на общероссийском уровне...
На пленарном заседании конференции с докладом выступил вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ Владимир Осипов.
Пользуясь случаем, поздравляем его с недавним награждением высшим орденом Петровской академии — Орденом Петра Великого за успешное руководство Тверским региональным отделением ПАНИ в течении последних 30 с лишним лет, за достижения в научно-исследовательской и преподавательской работе и активную гражданскую позицию.
Владимир Глебович — автор сайта «Русская народная линия» и постоянный участник ежегодных выездных заседаний международной общественной организации «Русское Собрание», которые проводятся в городе Калязине Тверской области и именуются «Калязинскими чтениями».
Предлагаем вниманию читателей текст его доклада.
***
Уважаемые участники конференции!
1. В своё время Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов высказал парадоксальную мысль: «Мы плохо знаем общество в которой живём!»... И это констатировал бывший председатель КГБ СССР — самый информированный человек в стране.
Вспомним дальнейшую историю нашего Отечества, как трагическую, так и героическую, а именно:
- непредвиденный развал Советского Союза;
- пушечный расстрел Белого Дома в Москве;
- кровавый разгул криминала в «лихие» 90-е;
- по сути, гражданская война в Чечне;
- и, наконец, специальную военную операцию на Украине, которая вызвала, с одной стороны, раскол в гражданском обществе, с другой — мужественное сопротивление патриотично настроенных военных и гражданских людей гибридной атаке коллективного Запада на Россию.
Всё это, на наш взгляд, показывает, что мы до сих пор не только плохо знаем свою страну, но также плохо знаем человека этой страны!
Это — первый, гносеологический, вызов современности нашему политическому и интеллектуальному сообществу.
2. Ответ на этот вызов один — организация нового глубокого изучения в рамках «страноведения» и «человековедения» обозначенных нами феноменов. Причём, изучение не только наукой, но и литературой с искусством, а также — сакральным знанием современной православной мысли и духовного прозрения, которые основаны на святоотеческом наследии,
Нечто похожее — комплексное междисциплинарное исследование человека было начато ещё в конце 80-х годов прошлого века ещё при советской власти в Институте философии Академии наук СССР. Возглавил его Иван Фролов, академик АН СССР, доктор философских наук, член ЦК КПСС. Он со товарищами создал Всесоюзный межведомственный Центр наук о человеке при президиуме союзной Академии и журнал «Человек». (См.: 1)
Отражением этой тенденции в организации науки на Тверской земле стало создание 20 ноября 1989 года Тверского научного центра комплексного изучения человека при Тверском государственном университете.
За прошедшие 34 года нам удалось кое-что полезное сделать в этом направлении. (2)
3. Меняется мир — меняется человек. Особенно в эпоху глобальных перемен, в которых уготовано жить нам… Предупреждающие заявления президента Российской Федерации Владимира Путина в Мюнхене 10 февраля 2007 года дали понять всем, что Россия больше не намерена пренебрегать своими национальными интересами и следовать в хвосте курса «мирового гегемона» по навязыванию однополярного мира. Отныне цель российской стратегии — переустройство международных отношений и мировоззрения современного человека на более справедливых и традиционных основаниях.
Специальная военная операция России на Украине, которую англо-саксонский мир смог превратить в анти-россию и боевой полигон НАТО, окончательно и бесповоротно закрепила за нами право на данную позицию.
Вывод: развернувшаяся гибридная война это — второй, геополитический и цивилизационный, вызов не только нашей стране, но и всему миру.
С точки зрения теоретического и практического отечественного человековедения смена западно-либеральной идеологии и компрадорского экономического курса на национально-патриотическую модель — задача непростая и много векторная. И главное в её решении это — перестройка мировоззрения и психологии граждан в нужном направлении.
К примеру, видно как наши ребята, воюющие на украинских фронтах, уже прониклись настоящим святым русским духом. У них новое миропонимание, новое видение будущего России. Они вошли в эту огненную купель одними, а выйдут другими. Эту трансформацию нужно понять и учитывать.
4. Термин «русское человековедение» ввёл в научный оборот в 1998 году доктор философских наук, академик Петровской академии наук и искусств Александр Субетто и обосновал его своей монографией «Слово о русском народе и русском человеке» в 2013 году. (3)
Гуманитарная наука имеет свои ярко выраженные национальные черты. Есть классическая немецкая философия, которую мы добросовестно изучали в университетах, почему не может быть русского человековедения?!!
Термин этот, конечно, новый, но оное вовсе не значит, что отечественного человековедения не было до него. Наоборот, изучение и воспитание человека на земле наших предков ведётся уже тысячи лет. Сначала — в «русских ведах», затем — в православных монастырях, церковных приходах, и, наконец, в появившихся на Руси в 18 веке научных учреждениях. В первую очередь, в Петербургской императорской академии наук, 300-летие которой мы будем на государственном уровне праздновать в следующем (2024 г.) году...
Слава Богу, что сегодня в нашей стране стало не опасно думать по-русски, называть себя русским и пользоваться цивилизационной категорией «русский» в публичных выступлениях.
Отсюда во весь свой рост встаёт третий, личностный и персональный вызов человеку нашей страны: «Кто ты?», «За кого ты?», «Какие духовно-нравственные ценности считаешь своими?» и «Как будешь их защищать?».
5. Уже упоминавшийся мною Александр Субетто в своих многочисленных монографиях не устаёт доказывать миру, что человечество находится не только в экологическом кризисе. Оно вступило в фазу Глобальной Экологической Катастрофы, которая закончит существование человека на планете Земля. Это — приговор хищническому капиталистическому производству и власти капиталократии. И его осуществляет сама Природа!
Учёный делает вывод: «Спастись человек, как вид, от экологического самоубийства сможет только через своё преобразование в Ноосферного Человека. Я это преобразование назвал «Родами Ноосферного Разума». Рыночно-капиталистического человека Космос, Вселенная не ждут, он обречён на экологическую гибель».(4)
Апокалиптическим раскатом грома звучит четвёртый, природно-планетарный и эколого-ноосферный вызов человечеству: не смените курс на тупое потребление ресурсов природы и безудержное экологическое загрязнение, планета Земля как живой организм избавится от двуногих паразитов на своём теле!
В этой связи уместно вспомнить выступление на 14-ой Торопецкой Свято-Тихоновской конференции в 2017 году доктора биологических наук, профессора, академика Петровской академии наук и искусств Андрея Зиновьева. Основной посыл его доклада «Православие и экология» на пленарном заседании звучал как указание на религиозно-нравственный путь выхода из затруднительного положения: «Православие глубоко экологично. Это самая благожелательная к природе и к человеку религия на земле».
6. Если размышлять в некой простоте о соотношении русского научного и православного человековедения, то можно сказать, что наука изучает человека таким, какой он есть, «со всей своей, — как говаривал Максим Горький, — человеческий требухой». А православие учит тому, каким он должен быть «по образу и подобию Божьему». В идеале — похожим на спасителя нашего бога-человека Иисуса Христа.
Именно это противоречие между идеалом и действительностью, или в другой редакции — вечная борьба в душе человека между «врагом рода человеческого» и Богом, рождает ещё один, пятый обострившийся — экзистенциальный и сакральный — вызов современности, причём, перед каждым живущим на земле.
7. Главный герой Свято-Тихоновской конференции — несомненно, Патриарх Московский и всея России Тихон. Поэтому нельзя здесь обойтись без упоминания его.
Святитель Тихон (Беллавин) не только своим расположением — доброго, любящего Родину и понимающего родных людей, но непримиримого в вере и в защите человека — даёт нам пример бытия истинно русского. Одновременно он учит нас православному человековедению своими трудами.
Так, князь Георгий Трубецкой писал: «Ему органически чужда была всякая искусственность. Он был чуток в своей простоте к каждому неискреннему и напыщенному слову, и при всей исключительной мягкости и доброте обладал безобидным чувством юмора. Иногда одним добродушным словом он обнаруживал, что насквозь видит характер и скрытые пружины людей, с которыми ему приходилось иметь дело — (выделено мною В.О.). — Какая-то незлобивость и младенческая чистота души в соединении с благостностью составляли особое обаяние его личности». (Ссылка 5)
А вот каково свидетельство иеросхимонаха Валентина Гуревича: «Поистине, он явил миру благой лик Православия»! (Ссылка (6))
Сам Патриарх Тихон в «Послании с предостережением против мщения» от 8 июля 1919 года, когда вся Россия стала полем битвы, взывал к ней:
«Трудная, но такая высокая задача для христианина: сохранить в себе великое счастье незлобия и любви… Озлобленный обстоятельствами жизни, человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды… размахивается так, что под ударом его ослеплённой жаждой мести руки падает масса невинных жертв. Он слил в своём сознании свои несчастья с злой для него деятельностью какой-либо партии и с некоторых перенёс свою озлобленность на всех…
Православная Русь. Да идет мимо тебя этот позор...Следуйте за Христом… Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. «Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром». (7) … Такова его праведная речь.
8. Подводя итог сказанному, можно прийти к оптимистичному выводу: союз науки и православия в со-работничестве с умным, патриотичным и уважительным к человеку правительством Российской Федерации сможет в будущем осознать и достойно ответить на все глобальные и много векторные вызовы современности. Мы в это верим!
Литература
1. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1989. - 559 с.
2. Осипов В.Г. Институализация человековедения: Тверской научный центр комплексного изучения человека. - В сб. Современная гуманитарно-экономическая наука и тенденции её развития / Материалы региональной научно-теоретической конференции. 6 февраля 2015 год. - Тверь: ТФ МГЭИ, 2015. С.109-123.
3. Субетто А.И. Слово о русском народеи русском человеке: Научное издание / Под науч. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. - СПб.: Астерион, 2013 — 265 с.
4. Субетто А.И., Лукоянов В.В. Диалоги: Ноосферизм — будущее человечества. - СПб.: Астерион, 2023, с. 74.
5. Трубецкой Г. Н. Воспоминания. Интернет-ресурс https://hram.cy/biblioteka/publikacii/svt-tihon/
6. Ссылка на ресурсы Интернета: https://svyatye.online/articles/obraz-svyatosti/samyy-dobryy-patriarkh-o-svyatitele-tikhone-patriarkhe-moskovskom-i-vseya-rusi/ )
7. «В годину гнева Божия...»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона / Сост., автор статьи Н.А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2009, с.105-108.
Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Тверского регионального отделения, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, профессор и академик ПАНИ, кандидат философских наук.
12-16 октября 2023 года, город Тверь