Русский человек, русский мир, русская культура… Сегодня эти понятия чаще, чем прежде звучат с телеэкранов и во всевозможных СМИ. Однако «русский» всё больше используется как прилагательное, как характеристика, указывающая на то, что тот или иной человек, предмет или явление имеют отношение к территории, на которой находится Россия, существуют в России. «Русский таджик», «русский еврей» или «русское радио». «Русский мир» нередко понимают, как пространство, где всего лишь говорят по-русски. А русская культура представляется как мегакультура, в которой перемешаны все культуры мира.
Но каким видел Русский мир святой равноапостольный князь Владимир? Что значило «русский» для великого полководца Суворова? А для композитора Глинки? Что говорил о русском человеке Достоевский? «Русский – значит православный» – в этом высказывании суть понимания русскости по Достоевскому.
Да, «русский» – понятие всеобъемлющее. Но таковым оно является во Христе. Во Христе Россия может во всей полноте принять у себя представителей всех народов и всех культур, если они примут Православие.
Русь – Христова. И если хочешь быть русским, желаешь видеть себя частью русского мира – исповедуй Христа, будь православным.
О том, что значит быть русским, прекрасно сказал неизвестный автор публикуемого ниже стихотворения:
***
Ты говоришь: «Я – Русский»
И бьешь себя ладонью по груди
Но в чем ты видишь свою русскость?
Коль нет Христа в твоей груди
Есть группа крови да язык,
Да территория Земли нам говорят о былой славе
Но это есть и у китайцев,
У всех народов на Земле.
Так чем же русские
В отличье от японцев,
Негров, папуасов и чечни
Себя возводят в ранг особого народа?
Конечно, есть у нас своё
Как есть своё у всех земных народов
Но наше-то своё воспитано веками в Христианстве.
Лишь во Христе и для Христа мы созданы Христом как Русские.
Об этом нам и Достоевский говорит –
Ты русский, значит православный.