ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
СО ВНИМАНЬЕМ…
Господнему себя вверяй
Смотрению, и со вниманьем
Пост проходя, не измеряй
Его – от пищи воздержаньем.
Вот – дьявол; он не ест, не спит
И трудится, не уставая,
А тяжко, между тем, грешит;
Грешит он, не переставая.
***
…Ужель такой заботы и вниманья
Достойна наша плоть! И почему
Желудку дань со всем сбираем тщаньем, –
Как будто господину своему?
ЗОВЁТСЯ ИСТИННЫМ ПОСТОМ
От зла – в молитву удаленье,
Молчанье, гнева подавленье,
Смиренье и неосужденье,
Храненье глаз, и отвращенье
Телесной похоти при том –
Зовётся истинным постом.
Прп. ЕФРЕМ СИРИН
…И САМ ПРОСИ ПРОЩЕНЬЯ
Прости всех в пост и сам проси прощенья,
А ты сбираешь в память огорченья.
И сам твой труд напрасен и бесплоден,
А ты – в упрямом рвении – подобен
Хотящему водою тщетной славы
Наполнить до краёв сосуд дырявый.
***
О чём ты воздыхаешь, человек? –
Пост на дворе и воздыхать не дело:
Кресту не покорится дух вовек,
Пока кресту не покорится тело.
Авва ЛЕОНТИЙ
ВСЁ, ГРУЖЁННОЕ БЕЗ МЕРЫ
Просил бы ни на что не годных,
Ленивых и чревоугодных
Усвоить истину одну:
Вздохнёт лишь море, глубь ощеря, –
И всё, гружённое без меры,
Пойдёт ко дну.
Прп. ИСААК СИРИН
ЖЕЛАНИЕ МОЛИТВЫ
Глазам здоровым – кто оспорит это? –
Всегда присуще вожделенье света.
Так и посту, творимому смиренно,
Желание молитвы вожделенно.
СОВЕРШЕНСТВО ПОКАЯНЬЯ
Важней всего в спасенья осознанье
И выше – добродетель покаянья,
Способная из бездн греха воздвигнуть,
Хоть в ней нам совершенства – не достигнуть.
Прп. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
ОГОНЬ НЕ УГАШАЮТ МАСЛОМ
Ты чрево хочешь ублажать,
И страсти блудной избежать,
Но трудишься напрасно:
Ко видел, чтоб со всех сторон
Идущий приступом огонь
Да угашали – маслом?
***
Стеснённое чрево во время поста
От праздных речей заграждает уста.
Язык наш, насыщенный множеством снедей, –
Так часто бывает виною трагедий!
***
Без лукавства покорился
Божьей воле – грешный род:
Не постился, но смирился,
И приял меня Господь.
***
Сердце, – если не утеснено
Воздержаньем тела – где витает?..
Чрево же, постом иссушено, –
Воды покаянья источает.
Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
ПРЕСЫЩЕНЬЕ
Не сказать об этом по-другому:
Пресыщенье – враг всему благому;
Ум – глубокий самый – ослепляет;
Мысль, и дух, и чувства притупляет;
В жизни – без того многострадальной –
Приближает к старости печальной…
Постящийся – достоин воздаянья,
Но от греха нужнее – воздержанье:
Едящий всё, но не судящий ближних,
Блаженней, чем клевещущий подвижник.
Бог милосерд, а мысль проста зело:
Еда – не зло, а грех – большое зло.
Прп. ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН
БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ
…Она иссушена, как трость,
Но не жалеет «постник» плоть,
Не видит в этом смысла.
Ни пить не будет он, ни есть,
Несчастнейший, – а это есть
Сам грех самоубийства.
***
Суровый пост
Не принесёт спасенья.
Коль вслед за ним –
Грех чревообъяденья.
***
Пост благоугодным тогда лишь зови,
Когда он украшен плодами любви.
Прп. ИОАНН ДАМАСКИН
***
Когда б, как думают, в посте
Всё дело было лишь в еде,
То в мире, где ничто не ново,
Святыми были бы коровы.
Прп. НИЛ СИНАЙСКИЙ
СОКРУШЕННОЕ СОЗНАНЬЕ
Без сокрушенья в деланье нет проку, –
Не разрубить нам собственных пороков.
А сердце – в сокрушённое сознанье –
Приводится трояким воздержаньем,
Когда восстать решение созрело:
Лишеньем пищи, сна, покоя тела…
Свт. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
СВОИМ УМОМ ГОРДЯСЬ
И Богу, и себе молясь,
Живёшь, своим умом гордясь;
Размысли ж на минутку:
Коль так, то почему твой ум,
Впадающий в паренье дум,
Зависит от желудка?
ЗАПОВЕДЬ
В самом раю, где чистота
И святость, заповедь поста
Касалась запрещенья снеди,
Так что отступникам ея
Грозила жизнь вне Бытия,
Вне Бога – наказанье смертью…
НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДЛЯ ХРИСТИАН
Отвека и доныне дан
Насущный хлеб для христиан –
Христос, и ничего под небом
Нет жертвеннее сей любви,
И, Господи, благослови,
Нас этим насыщаться хлебом.
Свт. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
ВОСПЛАЧЕМСЯ ПЕРЕД ВЛАДЫКОЙ
Поста Великого преддверье –
Моленье: покаянья двери
Отверзи милостью поста.
До камня доходящим криком
Восплачемся перед Владыкой,
Падём в объятия Христа!
ПЛОТЬ ОБУЗДАТЬ…
Не оказаться чтоб средь «неключимых», –
Плоть обуздать и умертвить должны мы:
Из наслаждений мира ч т о утешит
Во тьме кромешной, где лишь плач и скрежет
Зубовный?..
***
Кто воздержаньем плоть распять готов –
Лишь тот христианин, лишь тот Христов.
Прп. АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
НЕ ПИЩА, НО ЗАПОВЕДЬ
Вкушенье или невкушнье
Не столь важны, а нарушенье, –
Что воля прорекла святая,
За что и изгнан был из рая
Адам…
БЛАГОРАЗУМЕН БУДЬ
Благоразумен будь, со всяким тщаньем
Идя путём смиренья; оттого
Великому Посту – в уме – молчанье
Приличествует более всего.
Прп. ИОСИФ ОПТИНСКИЙ
ПОСТИШЬСЯ?..
Постишься? – помоги Господь!
Страшась геенны зева,
Удерживай от неги – плоть,
От пресыщенья – чрево.
И плоть, и душу – Пост ценя –
Возьми разумно в руки,
Да избегут они огня,
Неугасимой муки…
Прп. АНАТОЛИЙ СТАРШИЙ ОПТИНСКИЙ
ЛУЧШИЙ ПОСТ
…На самом деле, лучший пост –
Терпеть всё то, что Бог пошлёт.
ПОСТ С ТОБОЙ ВСЕГДА
Помни же, что пост с тобой всегда:
Коль не можешь понести труда –
С непокорной плотью тяжкой битвы –
Сердцу и уму тогда внимай
И телесный подвиг заменяй,
Не сумнясь, Иисусовой молитвой.
Прп. АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ
***
Когда мы в пощенье
Духовную радость обрящем –
Тогда нам и редька становится
Сахара слаще.
Прп. НИКОН ОПТИНСКИЙ, исповедник
***
Умеренное воздержание
Полезнее всего…
Св.прав. ИОАНН КРОНДШТАДТСКИЙ
***
…И помни: если Господа любя,
Постов суровых тщательной заботе
Предашь себя, то с долгой скорбью плоти
Придут все козни бесов на тебя.
Какое испытание нависнет,
В обличии каком предстанет грех
Для ревностных и безрассудных, – всех,
Несовершенных в христианской жизни.
Свт. ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ
ПРОСТИМ И МЫ
Пройдёт печаль Великого Поста,
И Царство долгожданное Христа
Отверзнется томящемуся взору.
Земную тяжесть вяжущих обуз
С плеч сбросим мы: чем невесомей груз,
Тем облегчённей восхожденье в гору.
Дабы не впасть в тягчайшую беду,
Изгоним из сердец своих вражду,
Восплачем покаянными слезами.
Заступничеством Девы и Жены
Очищены, и Богом прощены,
Простим и мы виновных перед нами.
ПОСТ
Пост – это должность, кресло, кабинет;
Пост – под охрану сданный нам объект,
За оставленье коего с нас взыщут.
А также, пост – храненье дум и чувств
От находящих тёмной тучей буйств;
Храненье уст – от запрещённой пищи.
В КОНЦЕ ВСЕГО ПУТИ…
Столь быстротечно время! И оно
Нам только для спасенья душ дано…
Дана и память, что не обойти
Нам Страшный Суд – в конце всего пути.
СВЕТ ПОКАЯНИЯ
Представьте комнату, что свет
Не видела с десяток лет
Существованья, –
Так брошена, захламлена
Жизнь наша, и душа темна –
До покаянья.
В ней – тщанье плотского ума,
Нерассветающая тьма,
Мрак преткновенья.
Там будущность объемлет – страх,
Там – каждый наш неверный шаг
Грозит паденьем.
Покаяться б давно должны, –
Но мы в грехи погружены
Злой круговерти.
Несмысленные, день за днём
К своей погибели идём,
К духовной смерти…
Но хлынет лишь Господень свет,
Свет покаяния, – и нет
Мглы разделенья.
И все, изъятые из тьмы:
И вы, блаженные, и мы –
Близки к спасенью.
БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ
(из слова свт. Иоанна Шанхайского в седмицу Торжества Православия)
1
На греческом языке слово «анафема»
Означает «отделение с вознесением вверх»,
То есть предание Суду Божьему.
Тех, кто не только сам
Отступает от Православия,
Но и увлекает за собой других,
Церковь отсекает от себя,
Как заражённую раком
Или другою опасною болезнью
Часть тела,
Дабы предохранить от заражения
Здоровую его часть.
2
Всякое отступление от Православия
Есть повреждение ясного духовного зрения,
А также ослабление духовных сил.
Быть православным важно,
Ибо православное учение о Боге есть то,
Что открыл Сам Сын Божий.
Быть православным означает
Иметь верное знание о Высшем,
Насколько оно доступно человеку.
А также знать путь
В мир Горний…
ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЙ
Лежит пред нами Сам Творец
Земли и неба, всей Вселенной,
Прошедший крестный путь мертвец,
Покойник необыкновенный.
Те заповеди, что Он дал,
Мы преступили, согрешая.
Как смертный, Он за нас страдал,
Быть Богом не переставая.
И в этот вечный миг весны,
В сей, ладаном пропахший вечер,
Цветы Ему принесены,
И возжжены печально свечи.
А Он, страдальческий венец
Избравший, – от Своих избранных
Ждёт размягчения сердец, –
Бесчувственных и окаянных…
НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ
1
…Ещё немая бездна пролегла
До светлого Христова Воскресенья –
От скорби той, от траурных одежд,
От храмовых коленопреклонений;
От Сада Гефсиманского, где предал
Владыку злочестивейший Иуда;
От ночи той и от того двора,
Где трижды убоится слов служанки
Апостол Пётр до пенья петушина,
И отречётся Господа; от криков
Безумия, Пилата превозмогших
Неистовством: «распни Его, распни!
«Свершилось!»
Миг – и надвое завеса
Разодралась в ветхозаветном храме.
2
Но что за чудо: словно бы светает
Среди вселенской неподвижной ночи,
Как будто – где-то ангельские звуки
Касаются измученного сердца,
И сердце плачет и обнять готово
В слезах любое Божие творенье…
А, может быть, доносит ветр восточный
С собой благоухающее миро,
Что жены-мироносицы готовят
К помазанью Спасителя…
О Боже,
За что, скажи, Твоя любовь и милость
Твоё неистощимое терпенье
К созданью Твоему?..
Помилуй грешных.