…Вирджиния Вульф была сложна в своих литературных построениях, совмещавших литературу и архитектуру, мерцавших поэзией и тайной…
С другой стороны, детская песенка – Кто боится большого злого волка? – из диснеевского мультика – проста; и Э. Олби, заменив волка на имя американской писательницы, включённой временем в категорию классиков, допустил игру, - пронзительного трагизма…
Пьеса «Кто боится Вирджинии Вульф» длится в районе трёх часов: три часа напряжённого, иногда словно с прослойками вяловатости психологического исследования; три часа диалогов, обнажающих души, выявление сути которых и является основой пьесы.
…супружеская пара средних лет, принимающая после университетской вечеринки молодую пару…
Пожилые, втягивающие молодых в озеро горечи собственных отношений и разочарованности…
Последняя полная: собой, жизнью, институтом брака, цепляясь за возможности которого пожилые как-то длят жизнь…
Тусклые огни мерцают, и – не понять: где же когда-то полыхавшие костры?
Ведь было же – ярко, звонко, весело.
В сущности, пьеса обо всех, ибо сколько ни живи, всегда будет казаться, что пронеслась одна минута, вот только мама водила в детский сад, а… где же теперь мама?
Ещё миг – и тебя нет, и… поди пойми, что там, сколько ни читай Сведенборга, потустороннее яснее не станет, и уж тем более не передастся вам вощущениях.
Интеллектуальная тонкость драмы Олби завораживает: во всех постановках и экранизациях, а их было бессчётно в мире.
Точная выверенность реплик напоминает порой схождение клинков…
Впрочем, нет, ведь – разочарование…
Интерес Олби к противостоянию реальности и иллюзии выражен предельно в этой пьесе.
Кто боится жить без иллюзий: вот что кроется за названием, и – за трёхчасовым действом.
…вымышленный сын: игра, в которую играют пожилые супруги, давно узнавшие скорбную весть о своём бесплодии.
Без иллюзий нельзя.
Без реальности тоже.
Зыбкий баланс, который предстоит изучать, и есть жизни.
Об этом пьеса.
Тяжёлая – и не теряющая свежей актуальности в любые времена.