Фаворский свет в горах Кавказа

Заметки паломника

0
1845
Время на чтение 17 минут
Фото: Бельченко О.И., схиигумен Гавриил, Чернавский А.Ф.

На подворье Валаамского монастыря

В Успенский пост, перед праздником Преображения Господня мы с Олегом Ивановичем Бельченко — хранителем чудотворного образа Святого Царя Мученика и Страстотерпца Николая, вылетели в Сочи для встречи с его духовником — схиигуменом Гавриилом (Виноградовым–Лакербая), известным православным читателям, как Игумен N. Многие годы приходилось слышать восторженные отзывы читателей о книге Игумена N. «В горах Кавказа», а теперь предстояло побывать в описанной в книге среде. Хотелось, поднявшись над суетой, лежащего в кипучих страстях, мира пообщаться с монахами, продолжающими, по мере своих сил, традиции, известных еще в царские времена, кавказских подвижников. Да и взглянуть на свою жизнь с горных вершин.

Поздним вечером о. Гавриил нас встретил в аэропорту Сочи и отвез к себе на Подворье Валаамского монастыря. После скрипа открывшихся ворот повеяло монастырской благодатью, особым духом тишины, покоя, умиротворения.

Немного перекусив в трапезной, мы с Олегом Ивановичем пошли обустраиваться в архиерейской келье. Архиерейская келья, находилась рядом с тем зданием, где мы трапезничали, на втором этаже под сводами крыши одного из нескольких корпусов подворья. Она представляла собой просторную приемную с выходом на балкон, где свисали грозди винограда. Центральную часть приемной кельи украшал камин, справа от камина книжный шкаф, с духовной литературой. Слева от камина на стене в углу висел ростовой портрет Императора Николая Второго с Имперскими Флагами по бокам. Вдоль стен этой просторной комнаты стояли уютные диваны и глубокие кресла с обшивкой зеленоватого цвета. По углам слева и справа от камина двери в небольшие спальни. Олег Иванович разместился в архиерейской опочивальне с ванной комнатой, я в спальне с левой стороны от камина «для иподьякона», как мы шутили. Надо отметить, высокую византийскую культуру, с которой мы соприкоснулись, на подворье, и в дальнейшем, посещая монастырские скиты, как высоко в горах, так и ближе к городским селениям.

Нам с Олегом Ивановичем, как особым почитателям личности Святого Царя Мученика и Страстотерпца Николая Второго, Его созидательной царской эпохи соприкосновение с византийской культурой придавало силы и духовной радости.

1.У портрета Государя

2.У Царского бюста на подворье

3.Олег Иванович у камина

Олег Иванович уже неоднократно здесь бывал, а для меня здесь все было впервые. Невольно вспомнил афонские монастыри, скиты, кельи. Молитвенный монастырский дух роднил с греческим Афоном, но чувствовалась и особое влияние русской царственности и простоты, строгости и особой душевности. Культура Византии в монашеских поселениях о. Гавриила проявлялась в особой христианской православной эстетике, основательности, продуманности, добросовестности всего, что было сделано вокруг. В обителях о. Гавриила чувствовался добротный монашеский труд с любовью и молитвой. С исихастской молитвенной традицией мы соприкоснулись на следующее утро, в 5 часов. Что представляло из себя местное исихастское правило? После полунощницы, это — четыре сотницы ( по четкам) Исусовой молитвы, начиная каждую сотницу с 20 земных поклонов, затем сотница «Пресвятая Богородица, спаси нас» с тем же поклонным началом, потом 50 молитв «Святые Ангелы Господни, молите Бога о нас» с 20 поясными поклонами и следующие 50 молитв, разбитых на пять десятков с поясными поклонами: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», «Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас», «Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас», «преподобнии отцы Сергие и Германе, молите Бога о нас», «Все святии, молите Бога о нас». Шестьсот молитв утром с сотней земных и с семью десятками поясных поклонов — это немалая нагрузка, требующая хорошей подготовки.

Нужно отметить, что данное молитвенное правило строго соблюдалось во всех скитах отца Гавриила, где нам удалось побывать. В каждой обители находились ревнители Иисусовой Молитвы, совершающие ее с особым вниманием. Замечательная традиция кавказских молитвенников — уделять большое внимание молитве, умному деланию.

В храме, где мы совершали молитвенное правило, вдоль стен стояли стасидии, что также напоминало мне греческие храмы. Промежутки между земными молитвенными поклонами — важная поддержка нашей телесной немощи. Молитву читали поочередно монахи и послушники. Во время чтения молитв, чувствовалась особая сосредоточенность и внимательность в отношении правильности и четкости, произносимых слов молитвы. Особо отмечалась неспешность и бережное отношение к каждому молитвенному слову и к каждому молящемуся. Братолюбие, отсутствие суеты и простота общения между братией это — для меня, побывавшего во многих монастырях России, Украины, Беларуси, Америки и Греции — верный признак заботливого и верного духовного руководства.

Поездка в верхний скит

После пары дней адаптации к местному климату, монашескому укладу жизни на Подворье, мы отправились в верхний скит. Скит находился в нескольких часах езды от подворья довольно высоко в горах. Преодолев два пограничных поста, проехав несколько деревень, а затем красивый водопад «Чашечный», мы приближались к райскому месту.

Остановка у водопада «Чашечный»

Здесь когда-то была опытная пасека Краснополянского пчелохозяйства, а потом, в конце 1999-го Валаамский наместник, архимандрит (ныне — епископ) Панкратий, выбрал это место для скита, где в начале 2000-х настоятелем стал схиигумен Гавриил. За годы деятельного обустройства скита здесь появились: 3-х этажный братский корпус и несколько отдельных келий, храм, колокольня, гаражи, пилорама, подсобные помещения, водопровод, солнечные батареи, пасека, теплицы, сад, огороды, пруды с золотыми рыбками, карпами и форелью, а вокруг — клумбы с цветами и даже три банановые пальмы

«Скит во имя иконы Божией Матери «Владимирская» в с. Аибга—2», так было написано на въездных воротах.

Просто диву даешься, как сюда, по узким горным дорогам завозились строительные материалы, и каким чудным все здесь так основательно и с любовью построено? Устроившись, в уютном братском корпусе, пообедав в братской трапезной, мы стали готовится к вечернему правилу. Храм в скиту небольшой, но уютный и отношение к молитве такое же основательное, как и внизу на подворье.

На следующий день, мы с Олегом Ивановичем обошли монашеские владения и искупались в небольшом пруду, распугав разводимых там больших рыб. Везде, в этом горном скиту, как и внизу на подворье, чувствовалась твердая хозяйская рука и тонкий вкус отца настоятеля. После выполнения мною небольших послушаний, отец Гавриил спросил меня, прочитал ли я, подаренную им мне еще в Москве книгу «Кавказские подвижницы». Я ответил, что пока не добрался до нее. Он подает мне еще один экземпляр, предлагая всё-таки прочесть. И я понимаю, что именно здесь, в скиту, в кавказских горах, мне могут приоткрыться тайны подвижничества героев этой книги. Воспринимаю это, как небольшое послушание и углубляюсь в чтение, все больше осознавая — для чего я приехал к кавказским монахам, к этим современным подвижникам монашеского, спасительного жития.

Находясь в горном монашеском скиту, молясь в храме рядом с автором книги, созерцая окружающую кавказскую природу, было легко настроиться на духовное восприятие событий и смыслов, изложенных в книге. На одном дыхании за два дня, прочитав книгу, я получил множество ответов и даже откровений на многие духовные вопросы. И мне подумалось: «Вот бы добраться до могилки этих святых подвижниц, которые относительно не так далеко находятся здесь, в кавказских горах. Но помысел, помыслом, а там — как Бог даст!»

Готовимся к празднику Преображения Господня. Находясь в горах, как-то особенно переживаешь чувствования апостолов, удостоившихся видеть Преображение Господне на Фаворской горе. В предвкушении праздника в душе уже звучит тропарь:

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху./ да возсияет и нам грешным/ свет Твой присносущный,/ молитвами Богородицы,/ Святодавче, славаТебе».

Величай, душе моя, преобразившегося Господа!

Служба на праздник Преображения прошла очень празднично, а в завершение на улице состоялся водосвятный молебен и освящение меда нового сбора.

А пока вместе со скитской братией готовились встретить праздник «Преображения Господня», мне вспоминались слова Святителя Иустина (Полянского) «Преображение Господа есть образ нашего преображения, «ибо у каждого христианина, по слову Апостола, должно быть преображение «от славы в славу» (ср.: 2 Кор. 3:18). Как же нам не желать увидеть сей божественный образ?»

Какое преображение произойдет со мною после празднования одного из любимых мною праздников здесь в горном скиту?

После прочитанной книги «Кавказские подвижницы», хотелось верить, что фаворское сияние в горах Кавказа, можно прочувствовать и прожить, побывав на их могилах. Схимонахиню Елену и монахиню Нину — героинь книги записал в помянник, и стал особо обращаться к ним за помощью.

Поездка в скит к отцу Паисию

Помолившись в «Верхнем» скиту мы вернулись вниз на подворье, чтобы по готовности посетить абхазских молитвенников. И как только все было готово, поехали в Абхазию к отцу Паисию. Об отце Паисии мы уже много слышали из рассказов схиигумена Гавриила. Особенно меня в этих рассказах поразило, как он зимой на тракторе расчищал десятиметровые снежные завалы над пропастью, на узкой горной дороге, ведущей в скит. Жутко представить всё это после поездки по тем самым дорогам.

Отец Паисий — крепкий и высокий монах с большой бородой встретил нас гостеприимно, с несуетным спокойствием, устоявшимся благодаря размеренному укладу монашеской жизни: молитва — труд — молитва. С утра пораньше, помолившись пару часов, мы потрудились с парнем из Москвы на садовом участке.

К месту подвига «кавказских подвижниц»

Так случилось, что благодаря переносу ряда встреч, у о. Гавриила высвободилось время, и он неожиданно предложил нам съездить к «кавказским подвижницам» — на могилку схимонахини Елены и монахини Нины. Мое сердце ликовало от радости. После небольших сборов мы отправились в путь.

Дорога предстояла не из легких, но желание посетить могилки живших совсем недавно и теперь уже легендарных (в православных кругах) монахинь Елены и Нины, о которых я только недавно узнал, было настолько сильным, что у меня почему-то появилась уверенность, все пройдет очень хорошо. Отец Паисий, который сидел за рулем, показал нам мастерство вождения по горным кручам. Иногда казалось, что мы поднимаемся под прямым углом по разбитой, размытой стихией и давно заброшенной людьми дороге. Один раз даже наш мощный джип заглох на подъеме. Совсем не верилось, что всего-лишь 30-40 лет тому назад к греческим поселениям, находящимся в округе, ходили автобусы. Впрочем, и селений тех уже нет. Остались одни фундаменты, заросшие кустарником и колючими лианами.

И вот мы проезжаем место, где когда-то находилось село Чины. Едем по заросшим грунтовым дорогам к месту другого разрушенного греческого села — Георгиевки и где-то посредине между ними останавливаемся на краю обрыва у деревянного заборчика из тонких жердочек. Вместо калитки — веревочка, а рядом — несколько ореховых палок для паломников. Мы берем эти посохи и начинаем спускаться по тропе, идущей по крутому склону в глубину ущелья реки Джампал, где на крутом склоне находится маленькая келья-часовня с могилками кавказских подвижниц схимонахини Елены и ее сестры, монахини Нины. Тяжелее всех приходится Олегу Ивановичу, которому пошел уже девятый десяток. Обливаясь потом, он с большим трудом спускается по узкой тропинке горной кручи. Отец Паисий отправился первым, и вскоре где-то внизу послышался колокольный звон, так не привычно звучавший в этой горной пустыне. Но вот, наконец, после изматывающих часов тяжелой дороги и затянувшегося спуска, мы добрались к желанному месту, пришли к могилкам тех, «которых весь мир не был достоин», тех, которые «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».

Нас встретил, живущий здесь в отшельничестве, монах Георгий. Он заботливо, с особым почтением отнесся к Олегу Ивановичу — самому старшему из нас по возрасту, усадил в тень на лавочку и обмыл его тело и ноги холодной водой.

По рассказам бывавших здесь почитателей кавказских подвижниц, на их могилках происходило много исцелений и чудесной помощи. Мы, Божиим промыслом приведенные сюда, с упованием обращались к духовно и телесно пребывающим здесь угодницам Божиим. «Схимонахиня Елена и монахиня Нина! Вашим ходатайством перед Заступницей Нашей и Её Всемилостивым Спасом вразумите и оздоровите нас! Да будет на все святая воля Божия!»

Помолились, полежали и посидели у их могилок соблюдая местные правила, и напитавшись благодатью, исходящей от кавказских подвижниц, стали возвращаться к оставленной на верху машине. Первым чудом, которое меня поразило — была неожиданная бодрость и легкость, с которой поднимался Олег Иванович. И, хотя мы часто останавливались, чтобы перевести дыхание, тем не менее, мы поднялись все же в два раза быстрее, чем спускались.

«Для человека, чьи духовные очи покрыты пеленой грехов и неверия — всё в этом мире случайно. Отдельные события кажутся не связанными друг с другом и совершаются лишь по воле случая, независимо ни от его прежних поступков, ни от его нравственного состояния. Но тот, кто познал Истину Божию, кто очистил покаянием свои духовные очи, во всем видит действие Божественных законов, везде усматривает связь явлений, которую не видят другие» (Из книги Игумена N «Кавказские подвижницы» стр.18)

Да! Ничего случайного в нашей жизни нет и приезд на могилку кавказских подвижниц в дни празднования Преображения Господня тоже важное для нас событие ко многому нас обязывающее. При спуске с горных круч, после увиденных красот и захватывающего дух кавказского простора решили завернуть на место слияния рек Амткел и Джампал. Уже стемнело, когда мы, разложив на «полевую скатерть» захваченную с собою еду и арбузы, перекусили при свете автомобильных фар. Освежившись речной водой, в полной темноте, по разбитой пустынной дороге довольно быстро вернулись к о. Паисию. На следующий день мы посетили ряд духовно-исторических достопримечательностей Абхазии. Особенно запомнилось просторное и живописное место, где планируется восстановление разрушенного храма и обустройства земель вокруг него. Возрождение этих исторических мест, связанных с древним абхазским родом Лакербая, предками отца Гавриила это — особое духовное наследие. Насыщаясь духовными и телесными радостями от встреч с подвижниками былыми и настоящими, от воздуха и видов Кавказских гор, от альпийских лугов и плодоносных садов черноморского приморья, совершенно перестаешь ориенти­роваться во времени. Оно пролетает быстро и незаметно. Вот и наступил конец нашего паломничества. Рано утром возвращаемся на Валаамское подворье, откуда мы начинали свое путешествие по Кавказу.

21 августа в день Собора Валаамских святых мы должны были вылетать в Москву. После литургии в Адлерском храме «Новомучеников и исповедников российских» на Подворье Валаамского монастыря состоялся праздничный обед, собравший много гостей.

Перед отъездом мы с Олегом Ивановичем решили сохранить в фотографиях память о душеполезном паломничестве к кавказским подвижницам и подвижникам. Опыт показывает, что душевная и духовная полезность паломничества раскрывается постепенно. Для меня было очень важно посмотреть с высоты (физически и духовно) горнего мира на свою деятельность и что-то упрочить в своей жизни. Фаворский горный свет Кавказа, знаки и символы Византийской традиции, увиденные мною, укрепили меня в вере в чудодействен­ное возрождение Исторической Самодержавной России.

Размышления над прочитанной книгой Игумена N. «Кавказские подвижницы»

«Сама жизнь схимонахини Елены и сестры её, монахини Нины, составленная по воспоминаниям людей, близко знавших сестер, является чудом живой веры. Свечой Божией, зажженной в юго-западных пределах бывшей империи Самой Царицей Небесной, была приснопоминаемая схимонахиня Елена, которая множество людей не только в Кавказском регионе, но и тех, кто приезжал к ней из других областей нашей Родины, возвращала к вере отцов, направляя на путь спасения». Книга написана на основе воспоминаний духовного сына матушки Елены, схиархимандрита Саввы, известного и почитаемого всей Грузией и Грецией, подтверждается изобильными дарами Святого Духа, которые получил сей старец от Бога по молитвам его духовной матери. Редко можно встретить великих подвижников — духовных сыновей монахинь. Это тоже заставляет нас, ныне живущих мужчин, задуматься и вспомнить о том, что Дух дышит, где хочет и что нам нужно внимательно относиться к советам духовных подвижниц. Сама жизнь слова и советы матушки Елены, в передаче отца Саввы, обладают своей собственной глубокой внутренней достоверностью, ни в чем, не входя в противоречие с жизнью, поступками и словами православных святых отцов и учителей Церкви. «Кавказские подвижницы» (История жизни схимонахини Елены и сестры ее монахини Нины) с первой до последней страницы наполнена дыханием и действием Божьего Промысла. История рода схимонахини Елены (Тувишевой) своими корнями уходит в глубину двух последних столетий. Дед будущих монахинь по отцовской линии, Стилиан, был киприотом. Все четверо внуков деда Стилиана, оставив все мирские привязанности, безраздельно посвятили свою жизнь Христу. Младшая внучка родилась в 1887 году, а затем в возрасте 5 лет, исцелившись в Псковском монастыре от смертельной болезни, так и осталась в нем жить. Впоследствии эта девочка, будущая схимонахиня Елена, около 28 лет своей жизни провела монастырях в ревностном служении Богу. В 1924 году по благословению Святейшего Патриарха Тихона, у которого она после закрытия из монастыря находилась на послушании, вследствие тяжелой болезни была пострижена в великую схиму в Донском монастыре. Однако с Божией помощью она выжила, несмотря на сложную, по тем временам, операцию по удаление почки. Врачи рекомен­довали ей сменить климат и уехать в горы, в Абхазию. Святейший Патриарх Тихон благословил ее брата архимандрита Никанора, которого хорошо знал, на поездку в Абхазию чтобы подобрать место для будущего скита. Прощаясь с отъезжающим на Кавказ братом, мать Елена открыла отцу Никанору тайну о явлении ей Пресвятой Богородицы, указавшей ей в сонном видении после операции, где следует искать место для пустыньки.

— Место это, как сказала Пречистая, находится в пятидесяти километрах от Сухуми, неподалеку от реки Амткел, за греческим поселком Чины.

Матушка подробно описала брату, все подробности с деталями, виденного сна, указывающего искомое место.

С таких мистических подробностей начинается книга. И Промысел Божий чувствуется на каждой странице, пересказанной отцом Гавриилом истории, поведанной ему, духовным сыном матушки Елены, схиархимандритом Саввой в 90-х годах.

По чудному Промыслу Божьему, который действует вне времени, мы в Успенский пост добрались до мест, описанных Пресвятой Богородицей, схимонахине Елене.

Читая книгу, находясь в горах, я пережил неоднократно «сияния мысленные», почерпнул много душевно и духовно полезных советов из рассказанных в книге историй. Уверен, что молящийся святым подвижницам читатель также почерпнет много спасительных для души советов и знаний. Для примера расскажу только об одном из своих «сияний мысленных», открывшихся мне.

«Сияния мысленные»

«… и ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим» (утренние молитвы, молитва ко Пресвятой Троице) — и ныне проясни мое духовное зрение, открой уста мои, чтобы размышлять о словах Твоих.

Каждое утро в молитвах мы просим Господа: «… просвети мои очи мысленные», но не знаем, в какой момент наши духовные очи приоткроются. Это явление всегда происходит неожиданно и нередко — при чтении святоотеческой литературы, а вне всяких сомнений книга схиигумена Гавриила «Кавказские подвижницы» относится к святоотеческой, поскольку приоткрывает читателю духовное зрение.

«Для человека, чьи духовные очи покрыты пеленой грехов и неверия — всё в этом мире случайно. Но тем, кто очищает покаянием свои духовные очи, со временем начинает видеть действие Божественных законов, усматривать связь явлений, которую не видят другие». Напоминают строки, прочитанной книги.

Неотрывно, в течении двух дней читая «Кавказских подвижниц», я неоднократно испытывал «сияния мысленные», которые продолжают происходить и после прочтения книги.

Перед поездкой на Кавказ я работал над завершением главы в учебнике по педагогике общинной самоорганизации. И вот, читая в «Кавказских подвижницах», рассказ одного из героев книги — советского генерала о потере мальчишеской веры, мне пришли ответы на темы самопознания, самоопределения, через которые я подводил читателя к понятию самоорганизации.

Эта глава рассказывает о новом молодом учителе, который пришел в Нижегородскую гимназию, где тогда обучался будущий советский генерал, и о том, как этот «прогрес­сивный» учитель подорвал веру мальчишек в Бога.

«Николай Петрович подвел нас к мысли, что не Бог сотворил всё существующее, а случайное стечение обстоятельств образовало первую живую клетку, из которой эволюционным путем появилось множество различных живых существ. В результате, как-то незаметно даже для самих себя, мы пришли к мысли, что Бога вовсе не существует, а священники только обманывают народ, чтобы держать его в повиновении правящим классам… Ну, а потом всё покатилось как снежный ком. Теория борьбы классов, якобы закономерная смена политических и экономических формаций, неизбежность борьбы с эксплуататорами, неизбежность революций… »

Эволюция — как точно сформулировано! Само собой, стихийное, без Творца, без Бога случайное стечение обстоятельств! И все социальные теории, оказывается, существуют в этой же логике, в эволюционном стечении обстоятельств, так же, как и случайное стечение обстоятельств образовало первую живую клетку!!!

Нельзя сказать, что я ничего не слышал о теории эволюции. Но только здесь, в горах, в дни праздника Преображения Господня, осознал особое место Творца Вседержителя во всех сферах жизни. Отсюда и новое понимание, волнующих меня понятий. Самопознание — это не только раскрытие своих дарований и призваний, но и познание своих духовных, греховных препятствий, мешающих исполнить свое Предназначение, раскрывающееся только в Промысле Божьем. Отсюда возникает и понятие духовного самоопределения (по словарю: самоопределение — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, в этике — cамоназначение). Таким образом, духовный смысл понятия самоопределения, раскрывшийся мне во время чтения этого рассказа — поиск Воли Божией и исполнение Её. Так и с самоорганизацией. Раскрылись новые ее грани, новые духовные смыслы. Самоорганизация — это, прежде всего, духовная работа по организации самого себя. Отсюда и педагогическая помощь в проведении, кажущейся некоторым маловерующим, случайной, внешней и не нужной самостоятельной внутренней работы. Работы, которая должна помочь проявить или выработать в человеке (не без помощи Божией) «организационный ген». А уже после появления и проявления (не всегда осознанного) этого «синтезирующего ключа» происходит собирание и сплочение вокруг инициатора-организатора единомышленников. Внутренняя личностная работа православ­ных патриотических лидеров по самоорганизации общин касается не только личностной и внутриобщинной деятельности но, и соборной самоорганизации, которая сейчас так необходима нашему народу для мобилизации и сплочения национальных, общенародных сил для борьбы со Всемирным Злом, ополчившимся на Святую Русь.

Это — лишь один, более детализированный пример святоотеческого воздействия от прочитанной книги «Кавказские подвижницы».

Уверен, что молящийся, ищущий духовные и жизненно-необходимые смыслы читатель, найдет многие смыслы-ответы в этой книге.

Но самое главное — читатель укрепиться в Вере, так как каждая страница книги подтверждает, что «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Книга «Кавказские подвижницы» еще раз подтверждает, что наша вера — живая.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Чернавский
«Пасхальная радость в селе Филипповское»
Репортаж о пребывании чудотворного образа Святого Царя мученика и Страстотерпца Николая II в Свято-Никольском храме
08.03.2024
Возрождение духовно-нравственных традиций Исторической России
С 3 по 8 декабря в Пензе пребывал чудотворный мироточивый образ последнего российского Императора Николая II
14.12.2023
Образ будущего – государство заповедных людей
В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и Государством
27.11.2023
Его любимое изречение: «Царь грядет!»
На годовщину смерти Игоря Евгеньевича Смыкова
13.11.2023
Все статьи Александр Чернавский
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 18:26
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
13.04.2024 18:17
Заказ на разврат выполняется успешно
Новый комментарий от АБС
13.04.2024 16:32
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 16:05
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 15:21
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 13:39