itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К 95-летию Олега Ефремова

(1.10.1927 – 24.05.2000)

0
503
Фото: из открытых источников

 

Властное обаяние Олега Ефремова требовало собственного театра: воплотить драгоценные идеи можно только имея согласно работающий и беспрекословно слушающийся метафизического дирижёрского смычка режиссёра коллектив.

        Ефремов-Подберёзовиков из фильма, ставшего народным, играет, кажется самого себя: сдержанность интонаций, подразумевающая взрыв, ежели что не так, облако обаяния, пронизанного властностью, и бесконечно характерный, ни с кем не спутаешь, голос.

       …голос, интонации, жест: каждый из которых выверен до точки, и все увязаны в благоуханный букет жёстко сделанной, а как будто прожитой роли…

        Мхатовский «Иванов» был не стандартен: Ефремов поменял местами сцены: многие театралы были недовольны, но… почему бы большому мастеру не взглянуть на классическую пьесу под новым, освежающим углом?

       Тем более, что общее впечатление было значительным.

       И замечательным.

       …Ефремов жил современностью – той, которая выпала на его долю; и роли современников в спектаклях по пьесам Розова, Володина, Гельмана попадали в десятку всегда: были точны, как вектор, лучась всё тем же – теплым и щедрым обаянием…

        Иное дело – Мольер в «Кабале святош»: нервный и рваный, словно постоянно предчувствующий смерть, связанную со сценой, вынужденный прорываться к шедеврам своим вопреки обстоятельства, постоянно складывающимся против: ибо давит она, гнетёт: кабала святош…

        …Ефремов рос в коммунальной квартире на Арбате, о которой, будучи взрослым, мог рассказывать часами; никто из родителей не отличался художественными наклонностями; самородок Ефремова горел двойной яркостью.

        Театр влёк с детства: и тогда уже, мальчишкой, примеривался – по собственным воспоминаниям - к мхатовской сцене: как к главной: открывающей самые яркие (или яростные, учитывая темперамент Ефремова) перспективы.

       «Современник» возник, как факел – новизны, современности, неожиданности, разнообразных прочтений и новых, и старых пьес; «Современник» блистал, бесконечно привлекая зрителей; его постановки в миг, без череды десятилетий, признавались классическими.

        «Голый король», рассмотренный под метафизическим углом: или высвеченный своеобразным политическим изломом, не ветшает: и сегодня яркость пьесы заставит задуматься о верности построения социума; «Пять вечеров» распускались плазмою жизни, больше напоминавшей нежные цветы.

        И стал реальностью МХАТ: великий театр, куда Ефремов был зван стариками, почувствовавшими, что только его пульсации способны оживить затухающие интонации театра.

        Каким сочетанием нежности, доброты, грусти стало «Соло для часов с боем»: сколько собрано обаяния и теплоты в актёрской игре, просвеченной тонкой режиссурой; и насколько за сценой просматривается образ смерти…

        Ефремов ставил и очень советские пьесы, ибо был предельно укоренён в том мире: со всеми его традициями, с лучшим и худшим; он играл и сугубо советских… условно назовём «директоров колхозов», оставаясь большим актёром, не снижая уровня самоотдачи…

        Нежно поёт «Сладкоголосая птица юности» - поёт из совсем других широт, обещая всё равно трагедию.

       Ибо всё сводится к смерти.

       Ибо всё искусство противостоит ей.

       Ефремов создавал театры-организмы: представлявшие собой, как вселенная, единое целое: театр, созданный только для выражения воли режиссёра-диктатора, претил ему; хотя, очевидно – диктатором во время постановки он и был: своеобразно умея подняться выше этого.

        Труды его кажутся бесконечными: и, оставшись в памяти истории, они словно продлены в – неизвестность, запредельность; и пусть Ефремов не воспринимается верующим человеком, тем более – мистиком, думается там, в неведомости он получил иные варианты творчества, превосходящие земные.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Великий русский советский актер и режиссер.

Знаковый, фундаментальный артист. Прекраснейший, и театральный и кино актер. Талантливый и достойный ученик великих МХАТовских артистов. Один из главных создателей великого (теперь, к горькому сожалению, уже в прошлом) московского "Современника". Великий режиссер МХАТа ( тоже к слезам -- уже в прошлом), несмотря на серьезные ошибки , допущенные при разделе Театра. Очень симпатичен, обворожителен для женщин. Был русским, русским--любил и выпить, в том числе с великой Фурцевой, и покутить с женщинами. Добрым был. Этим пользовались, когда он в 90-е годы, при общем развале в стране. и в культуре, на нервной почве стал усиленно пить. Потом заболел раком. Как говорил, его ученик и друг, покойный Олег Табаков, МХАТ, при умирающем Ефремове влачил жалкое зрелище -- пьянки, воровство, распутство. Правда, сам Табаков, как бы наведя как главреж, дисциплину во МХАТе, не смог сделать из МХАТа очаг российской культуры. По свидетельству, тоже уже покойного великого Василия Ланового, в табаковском МХТе, на сцене царили матершина и пошлость ! Но, при всем, при всем, Олег Ефремов навсегда остается знаковым . великим явлением в советской и российской культуре. Абсолютно справедливой наградой было похоронить Олега Ефремова на Новодевичьем кладбище около могил величайших Чехова, Станиславского, Немирович-Данченко. Вечная ему память !
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Балтин
Все статьи Александр Балтин
Последние комментарии
Как вернуть России Русь
Новый комментарий от Vladislav
04.12.2022 01:07
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Light9
03.12.2022 21:01
Сатана в Дивеево?
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2022 18:16
«Голову срезал палач и мне...»
Новый комментарий от Mary
03.12.2022 17:51
Год Петра Великого и микроцефал в Петропавловской крепости
Новый комментарий от Серёга Чудиса
03.12.2022 16:47