itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К 205-летию А.Сухово-Кобылина

0
348
Время на чтение 3 минуты

 

    1

Ирония - один из способов примириться с окружающей действительностью; но сатира - более высокая ступень: сатира, в сущности, сбивание мази, что, положенная на эгоцентрические расчёсы общества, сулит оздоровление оному: и, разумеется, не вина драматурга, что этого не происходит: уж больно застарелые расчёсы, не говоря про раны.

 Какова была стойкость духа Сухово-Кобылина, когда находясь под следствием, он пишет вещь бурлескно-яркую, переливающую красками характеров, а вовсе не обречённую драму, сулящую черный меланхолический эффект?

Заметим в скобках, что эффект от чтения лёгких и великолепных пиес Кобылина может действовать не менее меланхолически - имея в виду ощущение от человеческой породы, чьи представители выведены так заострённо, что уколоться можно: точнее уколоть своё представление о возможном человеческом благородстве.

 Что ж? Кречинский не может вести себя иначе - афера сущность его психического состава, как подвижность - долговязого тела.

Театральные маски мы видим?

О нет!

Маленький человечек Расплюев дышит и живёт огромными амбициями: этакое раздувшееся человеческое насекомое: не встречали?

Ажурное плетение мизансцен поражает мастерством драматурга, чьё искусство не уступит ни Островскому, ни самому Грибоедову, при чём касается это всей трилогии; и «Смерть Тарелкина» такое же логичное завершение трилогии, как и сама смерть чиновника.

Пьеса-шутка.

О! реплики часто пенятся, как шампанское!

О! они обнажают нищь душевную (совсем не евангельское "нищие духом"), демонстрируют духовную гниль - заодно и вечную силу царицы-взятки, и вечное же нежелание делиться ни с кем.

Сухая порода.

Твёрдая, что кремень.

Чиновник.

Просто человек.

Отношение с человечеством у Сухово-Кобылина жёсткое - но какое ещё может быть у виртуоза-сатирика-драматурга?

Именно поэтому и не сходят - не кончаются сущностно - его пьесы со сцен.

Именно потому он так современен, и юбилей его - не просто мета времени, но знаковое предупреждение: не желаете посмеяться над собою? так и оставайтесь же такими...

 

   2

Сухая графика Сухово-Кобылина, превращающаяся в тяжёлую масляную живопись человеческих пороков – словно хватает их за скользкие хвосты, но – бац! – ускользают, отбрасывая их, как ящерицы.

Всегда так.

Тарелкин показывает вам язык, зная, что вы снова поймаетесь на какую-то удочку.

Или – и впрямь нет хороших людей?

Или дар Сухово-Кобылина был такого рода, что оптика его позволяла видеть только так?

Или жизнь, круто обошедшаяся с ним (см. биографию) не оставляла других вариантов мировидения?

Конечно, писатель зависим от собственного бытования на земле.

…писательство есть развитие в душе, в самых её недрах постоянного электрического заряда, бьющего в сердца и души.

 А чем можно ударить сильнее, как не сатирой – сатирой блестящей, организованной суммами реплик, которым не возразишь?

В своё время Святополк-Мирский утверждал, что было только два драматурга, приближавшихся к Островскому: Сухово-Кобылин и Писемский, но если драматургия Писемского практически забыта, то мощь пьес Кобылина оказалась такова, что и сегодня гипнотизируют они, представляя богатство типажей, и ситуации, столь же типичные для нашего времени, как для его, столь далёкого, с совершенно другим историческим антуражем.

 Язык пьес – сочный, смачный, меткий, с крылатыми словечками, с острыми гранями афоризмов.

 Что волновало автора?

Можно выразить одной фразой: рост хищничества в обществе: то, что сейчас видим в ещё более ярком свете; рост хищничества, победа прагматизма над совестью, добром, честью…

 В принципе все три классические пьесы драматурга варьируют эти темы, представляя галереи людей, в большей, или меньшей степени подверженных оному росту.

Если бы духовному…

Куда там…

…инсценировка Тарелкиным собственной смерти – дабы сбежать от кредиторов, отдаёт абсурдом: словно, опережая время, писатель использует приём введения оного в тело текста.

 Бесконечные чиновники отличаются только степенью корысти – иного не дано.

Но – смех, смех, бурлеск, ярость бушевания сатиры, памфлетная заострённость: ощущение – эстетика спасёт, она вытянет человека за уши из болота, куда норовит забраться, она…

Зыбкость оного ощущения серьёзна – как серьёзно величие наследия, оставленного А. Сухово-Кобылиным.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Балтин
К 70-летию смерти Павла Германа
Памяти мастера романса
25.09.2022
На смерть В.Краснопольского
(14.06.1933 – 23.09.2022)
23.09.2022
К 100-летию Григория Поженяна
(20.09.1922 – 20.09.2005)
21.09.2022
На смерть С.Пускепалиса
(15.04.1966 – 20.09.2022)
20.09.2022
Все статьи Александр Балтин
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Владимир22
27.09.2022 17:39
«Не бойтесь!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.09.2022 13:26
Потому что «договаривался» Абрамович
Новый комментарий от Александр Миронов
27.09.2022 13:21
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
27.09.2022 13:16
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Владимир22
27.09.2022 13:15
Три вектора развития событий
Новый комментарий от Владимир22
27.09.2022 13:02
«Украина превратилась в тоталитарное государство нацистского толка»
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.09.2022 12:57