В 2022 году исполнилось 100 лет литературно-художественному и общественно-политическому журналу «Молодая гвардия», старейшему из ныне существующих литературных периодических изданий. В юбилейный год редакция получила множество поздравлений от коллег-писателей и от благодарных читателей. Свои приветствия направили министр культуры России О.Б. Любимова, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
«Молодую гвардию» поздравили с юбилеем и питерские писатели. Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Александрович Орлов (кстати, автор «Молодой гвардии» с 1980 года) от имени правления прислал письмо редактору журнала Валерию Васильевичу Хатюшину:
«Журналу во все времена были присущи юношеская страсть и зрелая мудрость. На его страницах публиковали свои первые произведения многие писатели, ставшие впоследствии классиками советской литературы и получившие мировую известность.
''Молодая гвардия'' всегда стояла на страже интересов Русского мира и отстаивала традиционные духовно-нравственные ценности многонациональной литературы нашего Отечества. Писатели нашей Великой страны считали и считают за честь публиковать свои произведения на страницах возглавляемого Вами журнала... Желаем Вам крепости духа, твёрдости убеждений, богатырского здоровья!
И, как говорят на флоте: ''Семь футов под килем!''».
Журнал «Молодая гвардия» был учреждён в апреле 1922 года Центральным Комитетом Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ), а уже в мае вышел 1-й номер. Понятно, что издание имело ярко выраженную идеологическую направленность. Да и само название — «Молодая гвардия» — перекликается с появившейся тогда популярной комсомольской песней на стихи А. Безыменского «Мы — молодая гвардия / Рабочих и крестьян» (не знаю, правда, что было первичным, а что вторичным — песня или название журнала). Первым редактором стал Леопольд Авербах — племянник председателя ВЦИК Якова Свердлова, сын его сестры Софьи, прославившийся идеями «одемьянивания» литературы. Впрочем, уже в 1924 г. Авербаха сменил Фёдор Раскольников, что, вероятно, было связано с «чисткой» троцкистских кадров в комсомоле (в партийной дискуссии 1923—1924 гг. многие комсомольские вожаки активно поддержали Л.Д. Троцкого).
На журнальную политику оказала влияние и определённая корректировка советской идеологии. Провал революционных восстаний в Европе побудил большевистских лидеров пересмотреть былую стратегию, направленную на «разжигание» мировой революции за счёт сил и ресурсов России, изменить и само отношение к России — увидеть в ней великое государство с великой культурой, а не просто плацдарм, пригодный для подготовки штурма капиталистических стран.
Кроме того, было понятно, что в стране, где миллионы людей только начали осваивать грамоту, массовый интерес к чтению нужно пробуждать и воспитывать, а для этого литературные издания, в том числе «Молодая гвардия», должны печатать яркие произведения, написанные на высоком профессиональном уровне. Тем более, что недостатка в них не было. В 1920-е годы на страницах «Молодой гвардии» публиковались произведения Сергея Есенина и Владимира Маяковского, Вячеслава Шишкова и Дмитрия Фурманова... Да и в дальнейшем журнал старался держать высокую литературную «планку», при этом сохраняя верность своему названию: не ограничиваясь публикацией общепризнанных корифеев, редакция искала и открывала новые имена талантливой молодёжи. Дебюты в «Молодой гвардии» нередко становились литературно-общественной сенсацией. Например, именно здесь впервые увидел свет знаменитый роман Николая Островского «Как закалялась сталь». А в 1967 г. «Молодая гвардия» опубликовала историческую повесть Дмитрия Балашова «Господин Великий Новгород». К этому времени автор был уже признанным учёным, специалистом по фольклору, но его литературный дебют открыл новую грань незаурядного дарования. Не оставляя научных занятий, Д.М. Балашов написал ряд исторических романов о русском Средневековье, полюбившихся читателям, — «Марфа-посадница», «Младший сын», «Похвала Сергию»...
Судьбоносным событием в истории «Молодой гвардии» стало назначение в 1963 г. на пост главного редактора писателя-фронтовика Анатолия Васильевича Никонова. Он привлёк в редакцию журнала и в авторский коллектив талантливых писателей-патриотов — людей, которых в дальнейшем стали условно называть «русской партией». В отличие от т. н. «шестидесятников», выступавших за «возврат к ленинским нормам», считавших эталоном 1920-е годы, представители «русской партии», оставаясь на советских позициях, явочным порядком отвергали наиболее одиозные идеи В.И. Ленина — русский национальный нигилизм и воинствующий атеизм. Наряду с талантливыми художественными произведениями на страницах «Молодой гвардии» стали появляться смелые публицистические статьи. Например, в течение 1965 г. под рубрикой «Берегите святыню нашу» в журнале печатались материалы о необходимости сохранения памятников истории и культуры (напомню, что в начале 1960-х гг. в ходе антирелигиозной кампании в стране были снесены многие храмы, часовни, молитвенные дома, включая ценные архитектурные памятники). Инициатива «Молодой гвардии» вызвала широкий общественный резонанс. Редакция получила сотни читательских писем, а разгоревшееся на страницах журнала обсуждение этой темы стало толчком к созданию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В кругах интеллигенции заговорили о феномене русского возрождения. Правда, патриотическая позиция «Молодой гвардии», её возросшая популярность вызывали раздражение у либералов-«шестидесятников», что стало причиной не только знаменитых литературных дискуссий, того, что Некрасов назвал когда-то «словесной войной», но и «сигналов» в идеологический отдел ЦК КПСС. В 1970 г. Никонова «ушли» с поста редактора. Однако, насколько можно судить, внутри Советского правительства тоже имелась своя «русская партия». Преемником Никонова стал сибиряк Анатолий Степанович Иванов, автор романов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Он продолжил патриотическое направление журнала. В 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Молодая гвардия» была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В небольшой заметке невозможно описать всю историю журнала, тем более, что на его страницах отражалась история огромной страны. Но и в годы перестроечного кризиса, и в труднейшие времена крушения СССР, в лихолетье 1990-х, и в «нулевые» журнал «Молодая гвардия», не подлаживаясь под конъюктуру, сохранял верность своим убеждениям, отстаивал позиции русского патриотизма, сохранения традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей.
В 2009 г. главным редактором «Молодой гвардии» стал поэт, прозаик, публицист Валерий Васильевич Хатюшин, который пришёл в редакцию в 1990 г. и пережил вместе с журналом, ставшим судьбой, немало испытаний. Благодаря самоотверженности редактора и его помощников, верности читателей и друзей журнала, «Молодая гвардия» продолжает выходить, несмотря на отсутствие государственной поддержки, и остаётся одним из ведущих литературно-общественных журналов современной России.
25 мая 2022 года в Москве в Центральном доме литераторов состоялся юбилейный вечер, посвящённый 100-летию «Молодой гвардии». Прямо на улице, у входа в здание и в фойе гостей встречали столики с журналами и книгами. Особой популярностью пользовались свежий юбилейный выпуск «Молодой гвардии» (№ 5' 2022) и памятный знак в честь 100-летия журнала. В Большом зале ЦДЛ собрались писатели, учёные, общественные деятели и, конечно, читатели всех поколений. Были и гости из С.-Петербурга, в том числе мы с писательницей Ириной Семёновной Катченковой.
Вечер начался с показа видеоролика, где кратко и выразительно была представлена история «Молодой гвардии», её лучшие авторы. А героем вечера, принимавшим многочисленные поздравления, его ведущим стал главный редактор Валерий Васильевич Хатюшин, которому помогала поэтесса из г. Макеевка (ДНР) Елизавета Хапланова.
Председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов рассказал о недавней поездке в Мурманск, где он вместе с писателем Владимиром Крупиным участвовал в церемонии вручения Всероссийской Арктической литературной премии имени писателя, полярника В.С. Маслова. Поздравляя «Молодую гвардию», Иванов вручил В.В. Хатюшину флаг Союза писателей России, специально изготовленный к 100-летнему юбилею журнала, и почётный знак «За заслуги в литературе». Председатель партии «Российский общенародный союз» и Международного Славянского Совета Сергей Николаевич Бабурин, писатель и учёный из С.-Петербурга Марк Николаевич Любомудров особо подчеркнули значение «Молодой гвардии» в деле воспитания советской и российской молодежи в духе патриотизма и любви к нашей Родине. Директор Института русской цивилизации, редактор газеты «Русский вестник» Олег Анатольевич Платонов поделился воспоминаниями о 1960-х — 1970-х годах. В ту пору он, будучи молодым человеком, зачитывался журналом «Молодая гвардия». Публикации Владимира Солоухина, Михаила Лобанова, Ильи Глазунова, Леонида Леонова оказали решающее влияние на формирование его взглядов, на выбор жизненного пути, а также на русскую молодёжь его поколения. Легендарный полковник Главного разведывательного управления Владимир Васильевич Квачков провёл параллель между Куликовской битвой, пробудившей в русских людях национальное достоинство, и современными событиями в Донбассе, где сейчас решается судьба России. Председатель фонда «Глас ангельский Руси» Николай Детков наградил журнал «Молодая гвардия» статуэткой «Ангел трубящий».
На праздничном вечере, конечно, не обошлось без музыки и поэзии. «Молодую гвардию» поздравляли артисты, певцы, музыканты. Особенно зрелищным было выступление Народного хора Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке (художественный руководитель Александр Василенко). А «Прощание славянки» в исполнении народной артистки России Татьяны Петровой вызвало всеобщее воодушевление зрителей.
В завершение вечера В.В. Хатюшин пригласил на сцену авторов «Молодой гвардии», представителей разных литературных поколений, — от признанного мастера слова Владимира Николаевича Крупина до молодой поэтессы, чья первая публикация в журнале появилась в 2022 году. Каждый из них тоже сказал добрые слова о любимом издании, а поэты прочитали свои стихи.
Юбилейное празднование завершилось, но история «Молодой гвардии» продолжается. Конечно, в тот вечер Валерий Васильевич Хатюшин был нарасхват и не имел времени даже на краткое интервью. И всё же по окончании торжеств он любезно согласился ответить на три вопроса специально для сайта Петербургского Дома писателей. Публикуем сегодня это интервью.
***
Т.Н.: Что значит для Вас журнал "Молодая гвардия"?
Для меня журнал «Молодая гвардия» – это без малого половина жизни. 32 года (с марта 1990 г.) я отдал работе в этом журнале. Он стал для меня без преувеличения вторым домом, а с некоторых пор – важнейшим смыслом и главной заботой моей жизни. Наравне, конечно, с собственным творчеством. Журнал, естественно, и меня «сделал», сформировал как писателя, как редактора, как творческого человека. Без журнала и тем более без такого журнала, как «Молодая гвардия», я был бы скорее всего другим писателем и другим человеком. Хотя, конечно, после того, как я стал главным редактором (в 2009 г.) журнал забирал все мои силы (и физические и духовные), всё мое время. Но я понимал, что этот журнал нужен людям в России, нужен писателям России, нужен самой России и потому поставил себя на службу ему и вместе с этим, надеюсь, на службу русской литературе. Возможно, в ущерб собственному творчеству и в ущерб собственной жизни, хотя я об этом не думаю и ничуть об этом не жалею. Пока что с Божьей помощью удается и свое писать.
Т.Н.: Можно ли сказать, что у современной русской литературы есть сильные и слабые стороны? Если да, то какие именно?
У любой литературы есть сильные и слабые стороны. Правда, в разные времена – разные. Как редактор с более чем 30-летним стажем могу сказать, что современная литература в большинстве своем больна скороспелостью, стилистической неряшливостью, а порой и просто полуграмотностью языка. Приходится почти всё, что мне присылают в журнал, приводить в языковой порядок. Разучились писатели или просто обленились работать над собой, над написанным текстом. В большей степени это касается прозы и публицистики. Но даже и в поэзии то и дело приходится сталкиваться с языковой безграмотностью. Все-таки в советское время, а уж тем более, смею думать, в дореволюционное, уровень языковой и литературной грамотности был выше. Но есть и сильная сторона современной литературы – смелость, умение поднимать самые острые проблемы нашей жизни, невзирая ни на какие властные структуры и табу. Потому и трачу я силы, глаза и время на редактирование языка этих текстов.
Т.Н.: Как бы Вы охарактеризовали сотрудничество "Молодой гвардии" с петербургскими авторами?
С петербургскими авторами у журнала давнее тесное и плодотворное сотрудничество. Петербургские поэты, прозаики, публицисты и критики присутствуют практически в каждом номере журнала. Марк Любомудров, отметивший в этом году свое 90-летие, прозаики Михаил Зарубин, Анатолий Козлов, Татьяна Никольская, поэты Николай Рачков, Владимир Шемшученко, Валентина Ефимовская, Борис Орлов, публицист Андрей Антонов, литературоведы Любовь Федунова, Ирина Катченкова – неизменные авторы «Молодой гвардии», чему я очень рад и за что им искренне благодарен. Очень надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество, их творчество – всегда удача для журнала.
И мы в ответ благодарим «Молодую гвардию» и ещё раз поздравляем со знаменательным юбилеем!
Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, член Союза писателей России
Впервые опубликовано на сайте «Петербургского Дома писателей»