К 210-летию А.Герцена

0
468
Время на чтение 5 минут

 

Перец публицистики призван будоражить общество, заставляя умы работать интенсивнее; и Герцен, подписывая статьи «Искандер», возможно (хотя бы отчасти) имел в виду глобальный поход на человеческую косность, рутинёрство, мелочность, эгоизм…

Он обрушивался на дилетантизм в науке, восставал против учёного педантизма и фикций формализма, критиковал схоластический схематизм, не принимал квиетизма.

Речь его кипела, он пламенел, и за всем, что делал, прочитывался неистовый порыв к свободе, жажда её, стремление предельно раскрепостить мысль от всех формальных догм и вековых наслоений.

Уже живя в Европе, Герцен выступал с интереснейшим анализом тогдашней ситуации европейского мира, и наиболее важными из произведений этого периода были письма из «Avenue Marigny»…

Слои мысли, за каждым из которых открываются новые, и всегда – острый скальпель исследователя сочетается со стилистической выверенностью.

Герцен не принимал буржуазного уклада, морали, связывающей оные круги, принципов на которых строилась та жизнь; Герцен особые надежды возлагал на четвёртое сословие, что неоднократно, чётко и ясно, декларировал в письмах…

Он разработал свой – неповторимо-эмоциональный жанр беллетристики, что особенно ощутимо в эпохальной книге «Былое и думы».

Тома опыта, пропущенные через блистательный талант; расширяющиеся горизонты мысли, великолепная наблюдательность, благодаря которой создаются, живописуются картины быта и нравов…

Колоссальный труд, представляющий собою своеобразную сумму сумм писателя, философа, публициста Александра Герцена, сыгравшего своей блистательной неуёмностью огромную роль в истории российской мысли и литературы. Это и другие его произведения остаются актуальными и сегодня, что только и может быть мерилом истинного таланта.

 

Слоистая мощь «Былого и дум», плавные каменные волны слов, накатывающие на реальность – тогдашнюю, нашу ли; неспешная постепенность разворачивания грандиозного повествования…

Герцен был отменным стилистом: при огромном объёме книги нигде в ней нет провисаний, рыхлости, одутловатости, словесного жира: менее одарённый писатель растянул бы художественные мемуары такого плана на пять томов.

 Сложно оценить в процентном соотношение – чего больше – былого, то бишь воспоминаний, или дум – всегда напряжённо-сложных, но и – лирических, даже часто – оптимистичных; Герцен нашёл идеальный баланс соответствия: и, пересекаясь, переплетаясь волокнами впечатлений, организуется гармоничный космос значительной книги.

 Память цепкая – держит много: писатель описывает всё, как помнит: хоть детство, хоть события 1812 года; повествование прерывается – и идут ответвления размышлений, вспыхивая порой неожиданными огнями.

 Герцен остро чувствовал несправедливость: раскалённая её нить сильно резала сознание, и Герцен боролся, боролся, как мог, ища новые и новые варианты построения гармоничного общества.

 Против дисгармонии: один из скрытых посылов книги: точно вшифрованный в обстоятельные описания жизни.

И – вместе с тем – именно они (обстоятельства) дают широчайшую панораму русской жизни девятнадцатого века.

Жизни.

Быта.

Бытования тогдашнего на земле: слишком разного в различных слоях.

 Леность мышления, косность оного, очевидно, раздражали Герцена, готового отдать себя на растерзание ради улучшения положения, оставаясь, притом хорошим, порядочным человеком…

 Но есть и – опрятность мысли: Герцен мыслит, как философ, долго штудировавший реальность, много читавший, пропускавший через себя массу чужих мыслей.

 Никакой избыточности – говорить по делу: что не мешает пышному - часто - словесному буйству, многокрасочности повествования.

 …он дружил с дворовыми ребятами, детство проводя в деревне; когда поступил в университет, появились приятели, становившиеся с годами друзьями: дружба с Огарёвым стала легендарной.

 Он узнаёт вкус ссылки, он узнаёт трагедию смерти ребёнка.

Он борется постоянно: с собой, с обстоятельствами, с судьбой, кажется, даже.

 Как жестоки бывают рамки контроля над человеком!

Крестьянин не вправе себя защитить.

Герцен восстаёт против такого порядка вещей.

Книга часто бьёт набатом: колокольный звон, густея, звучит с её страниц.

 Это и – исповедь сына века, и философский трактат, и значительное художественное полотно: столь многое смешано в не ветшающем колоссе «Былого и дум»…

 

Кто же всё-таки виноват?

Вопрос извечен: он может быть в равной мере философическим и социальным; а может – свидетельствовать о неуёмном чувстве вины…

 Но Герцен в своём романе – одном из первых романов русского реализма – разумеется, склонялся к социальности.

К социальности и психологии.

…скучная жизнь помещиков Негровых люба им: и обжорство, и непринятие участие в ведение хозяйства, и пуды барственной лени…

 Прибывший из-за границы помещик Бельтов противоположен им (нечто общее просматривается с Обломовым и Штольцем, но первый обаятелен, в отличие от Негровых), и, хотя затея Бельтова с выборами провалиться, жизнь его потечёт, разветвляясь, становясь разноплановой, и, пожалуй, даже интереснее, чем за границей…

 Он ироничен: Герцен – язык, сверкающий перлами остроумия.

Он жёсток.

 Он виртуозен, как писатель: в романе такая бездна сюжетных поворотов и характеров, что иному бы писателю на эпопею хватило: но Герцен ограничился тем объёмом, какой мы знаем.

…аллюзии и параллели просматриваются и с «Обыкновенной историей», и с «Бесами»; русская литература часто перекликается внутри собственного огромного материка.

 Яркими картинами дан срез русского общество: от деревенского бытования и провинциального, тинистого болота – до обеих столиц; и распускается бледная звезда сентиментальности: история любви двух милых мужчин к одной милой женщине…

 Кто же виноват, что всё идёт, как идёт?

Герцен – пером своей и жизнью – стремился поменять идущее и наличествующее; и бытие его в русской культуре имело своего рода очистительное значение.

 

Дружба – неотъемлемая и значительная часть человеческого бытования на земле; и взаимные симпатии, и родство взглядов, и, наконец, избавление от одиночества, к которому каждый приговорён пожизненно – всё фокусируется в оном феномене взаимоотношений.

Иные дружбы становятся легендарными – такова: Герцена и Огарёва.

Два молодых человека, студента, сходятся: чтобы прозвучала клятва на Воробьёвых горах, чтобы слова, которых надо много – для книг, обогащались разговорами, чтобы идеи, фильтруясь обсуждением, становились яснее, сияли острыми гранями мысли.

 Огарёв, изрядный поэт, напишет о клятве на Воробьёвых горах прозой: но столь поэтической, что рифмы были бы излишни.

 …и пусть жёсткая, сапоуправная жизнь вмешалась в их отношения психологизмом любовного треугольника, образ двух молодых людей – на закате, в пепельных сумерках умирающего дня, клянущихся друг другу в вечной дружбе остаётся ярким символом чистоты и глубины людских взаимоотношений.

    

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. в дополнение к 1, оxтeнcкий оxpанитель:

это не только я так считаю:
"призывы Герцена к русским солдатам стать предателями Родины являлись частью программы Маркса – Энгельса по уничтожению Российской империи" (Ольга Черниенко, "Молчанием предаётся Бог").
А про "большую и чистую дружбу" между Герценом и Огарёвым, которая, по мнению автора, "остаётся ярким символом чистоты и глубины людских взаимоотношений", просто изчерпывающе еще Григорий Петрович Климов описал, кто не читал - прочтите "Протоколы советских мудрецов" и "Князь мира сего".

1.

в годы Крымской войны Герцен из своего "лондонского далёка" призывал русских солдат бросать окопы и прекращать сопротивление объединенным европейским агрессорам (а это были не только англичане, но и французы, итальянцы, турки...). К счастью, солдаты призывов Герцена не слушали и проявляли чудеса героизма "за други своя, за Веру, Царя и Отечество". Герценовский "Колокол" издавался миллионными тиражами на деньги давнего и по сей день врага России барона Ротшильда. Поэтому удивила такая статья на Русской Народной Линии. Еще бы автор Венедиктова или Макаревича похвалил "за слог и честность прозы, за жажду справедливости" и проч., за что хвалит Герцена
P.S. А еще именем Герцена назван университет в Петербурге, где учителей готовят. Спрашивается, чего удивляемся, когда учительский университет носит имя предателя России ?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Балтин
Все статьи Александр Балтин
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21