itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Подвиг веры как подвиг любви

О книге Лидии Довыденко «Русская мысль и человечество»

0
453
Время на чтение 5 минут

 

Проблемно-тематическим ядром книги Лидии Довыденко «Русская мысль и человечество» является осмысление исторического пути России, а также её исторической миссии в преодолении вечного противоречия между должным и сущим в современных актуалиях.

Системообразующим фактором, опредяющим духовно-нравственную и художественно-эстетическую целостность рассматриваемого издания, является сама направленность мышления, вектор смысла исследуемых автором книги художественных систем. «Сквозная умозрительность» (термин М. Бахтина), отражённая в текстовой фактуре исследуемых Лидией Довыденко мастеров художественного слова, в меценатской и публицистической деятельности выдающихся русских людей, выявляет сердцевину русской ментальности, когда органом познания является именно сердце.

Об этом хорошо сказал С. Франк, утверждая, что переживать, прочувствовать что-либо – значит познать объект изнутри в эмоциональном общении с ним. «Мы познаём в той мере, в какой любим», – писал философ.

Эмоционально-чувственный маркер в оценке тех или иных явлений ярко и красочно представлен на страницах книги. Так, говоря о Валентине Курбатове, Лидия Довыденко свидетельствует: «Я с волнением думаю о предстоящей встрече, медлю в Изборске перед тем, как поехать в Псков, по которому в новогодние каникулы движется много людей, много школьников, студентов, семей с детьми, которые с сияющими глазами поднимают головы к куполам древних храмов».

Христианское мирочувствие, органичная связь с духовным наследием русской культуры проявляются у Лидии Довыденко естественно, на уроне рефлективно-поведенческом: «Толстые кирпичные и каменные башни, открывающиеся просторы земли с высоты крепости, река Великая. Но сначала нужно поклониться Словенским ключам, куда, несмотря на накрапывающий дождь, людские реки текут, замерзая мокрым лицом и согреваясь изборским сбитнем на травах, который продаётся по пути просёлочной дороги к Ключам – 12 ключам как 12 апостолам, сливающимся в один поток, устремляющийся в Горовищенское озеро». Многомерность различных слоёв реальности в восприятии действитености Лидией Довыденко наглядно ощутима в этих строках о Валентине Курбатове.

Сердечное, чувственное переживание действительности, «различных слоёв реальности» (С. Франк), иллюстрируют и цитируемые Лидией Довыденко на стр. 45 строки философа Владимира Соловьёва:

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете.

Приведённые Лидией Довыденко строки Валентина Курбатова выражают своеобразие русского самосознания, ибо, по мнению Лидии Владимировны, «Дневник» Валентина Курбатова «отражает не только твою жизнь и твоё время, но и ту мысль, что все вместе мы были «частью общественной истории, где нет чужого». Это и исповедь, и свидетельство, и мировоззрение, и нравственные оттенки, отражение «небесной всеобщности», «Эхо нашей всеобщей разговорчивости, старая тень достоевских “трактирных мудрецов“, которые через две минуты после встречи уже решают вопросы мира, хотя началось с простой “Жалко провожать день, не оглянувшись“». Так соединяются общее и частное, русский космос и предметная реальность. Вот они, русские Всечеловечность, Всеобщность, Всеединство!

Вот оно, наглядное свидетельство, что нет на свете ничего, что в той или иной степени не соприкасалось бы с Другим!

Лидия Владимировна продолжает размышления о Владимире Курбатове: «(...)“Дневник“ его – это зеркало нашего духовного развития общества, где всё соединено: живая простота повседневного человека, прорывы ищущих и небесный синтез великих умов, которые собирают мир и на которые мир смотрит с благодарностью».

П. Флоренский говорил о подвиге веры как о подвиге любви, истолковывая любовь онтологически как „ «благодатную единящую силу бытия».

Можно сказать сегодня о подвиге любви к Родине автора книги «Русская мысль и человечество», чья творческая жизнедеятельность осиянна служением отечественной культуре, выявляя её незримые светопотоки, улавливая их явственно-зримое воплощение в художественных рефлексиях и метафизических медитациях, в сингулярном оформлении в единое целое произведения, тем самым пролагая пути к постижению русского кода, исполненного любви к Богу и человеку, а, значит, и к человечеству.

Именно эта любовь, высвечивающаяся в текстах Лидии Довыденко как «единящее начало» и способ познания мира, вселяет веру в духовное возрождение нации, в постижение её национальной идеи и гуманитарной миссии на планете Земля. Именно подлинная человечность и масштаб личностного мышления Лидии Владимировны, её историософская и культурологическая оснащённость, ставят автора книги «Русская мысль и человечество» в ряд знаковых фигур – проводников и пестователей современной русской мысли, представляя масштабным деятелем культуры современности, жаром мыслящего сердца, как и во все времена, согревающей леденеющий во мраке бездуховности обезбоженный мир. Именно приверженность духовно-нравственным началам, органичным русскому способу мирочувствия и миропонимания, выраженному  здесь в блистательных формах исследовтельского и аналитического подхода, передают нравственно-этический пафос бессмертной русской мысли, окормляющей человечестяо во времена духовного упадка.

 Кроме того, на страницах книги «Русская мысль и человечество», мы находим яркие свидетельства того, что Лидии Довыденко доступна причастность к тем «мыслителям-провидцам», которые «умели распознать сигналы Инобытия». Так, в статье о Валентине Баюканском, несомненно интересном писателе из Липецка, который, помимо всех своих регалий, является членом МАПП (Международной ассоциации писателей и публицистов), Лидия Довыденко пишет на стр. 82-83: «Но дело даже не в том, социализм ли это или дикий капитализм, так называемая демократия (тоталитаризм меньшинства над большинством), не то, в какой системе и в каком государстве ты живёшь, дело в другом: ощущаешь ли ты великие вибрации, допущен ли ты к секретным файлам пространства и времени, а, значит, принадлежишь ли ты к творцам миров, каким был, например, Микалоюс Чюрлёнис – литовский художник и композитор».

Поэтом вселенского масштаба Лидия Довыденко считает и Сэду Вермишеву, о невероятном философско-поэтическом даре которой свидетельсвуют и приведённые её строки:

В пути бесконечном,

Бессрочном и трудном,

Из чаши небесной

Бессмертье испить.

Метафизическая глубина поэзии Сэды Вермишевой впитала в себя и непрестанные раздумия о современном состоянии России, художественно осмысляя геополитический катаклизм конца ХХ века:

Летит под откос

Богом созданный

Шар,

Сбивая небесные сваи.

И всё-таки жизнетворное начало в таинственных медитациях поэта побеждает:

Осмыслить хаос

Первозданных звуков

И хаос мира в Слове

Обуздать,

И одарить доверьем

Иную жизнь.

Русский космос национальной мысли проявляется у Лидии Довыденко как в подборе объектов исследования, так и в расстановке смысловых акцентов в их связи с актуалиями современности.

Интерес Лидии Владимировны к деятелям культуры – таким, как Николай Бурляев и Евгений Киндинов; великим русским меценатам – таким, как князь Н.Д. Лобанов-Ростовский; знаковым русским поэтам – таким, как Сэда Вермишева; значительным русским писателям – таким, как Сергей Пылев, ко всем тем замечательным творцам русской идеи, кто стал объектом исследовательского внимания на страницах книги «Русская мысль и человечество», – всё это отражает духовный облик самой Лидии Довыденко, обнажает её ясную гражданскую позицию. Недаром любимейшим поэтом Лидии Владимировны является Николай Гумилёв.

Образ будущего просматривается на страницах книги «Русская мысль и человечество», основанным именно на принципах соборности в противовес селекционности, и в этом основной мироовоззренческий посыл труда Лидии Довыденко. В этом надежда, которую русская мысль несёт человечеству.

Эляна Генриховна Суодене, доктор гуманитарных наук

Каунас, Литва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Эляна Суодене
Подвиг веры как подвиг любви
О книге Лидии Довыденко «Русская мысль и человечество»
13.02.2022
Все статьи Эляна Суодене
Последние комментарии
Так каковы конечные цели спецоперации?
Новый комментарий от Калужанин
06.07.2022 13:17
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
06.07.2022 13:13
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2022 13:07
Так победим!
Новый комментарий от Марфа Зотова
06.07.2022 12:29
«Не умеем мы жить для себя»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.07.2022 12:07
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
06.07.2022 11:12
Кого американцы называют «полезными
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2022 10:59