Когда я писала книгу «Водные пути» (Калининград, 2008), я знакомилась со всеми каналами, шлюзами на территории области, с теми, кто посвятил себя движению по воде, работая в Западном речном пароходстве, которое сгубила перестройка.
Однажды я приехала на пристань в Черняховск и познакомилась с замечательной семьей: Романец Виктор Никитович и Галина Никитовна. Они работали здесь в течение долгих лет. В их чистеньком домике на первом этаже когда-то размещалась контора Черняховского причала, а на втором этаже жила семья Романец. Виктор Никитович некоторое время был директором пристани, а потом десятки лет работал на кране, а жена его вела учет прибывших и отбывших самоходных барж.
- Я работала приемосдатчицей, - говорила Галина Никитовна, - с 1967 года по 1993, а муж начал здесь работать с 1960 года и до конца существования судоходства на канале.
Я приехала в Калининградскую область из Белоруссии, из Витебской области. Во время войны погибли родители, а сестра была на фронте и дошла до Восточной Пруссии. И она привезла меня в 1947 году сюда, семилетнюю девочку. Здесь я пошла в школу, закончила ее, пришла работать на пристань. Тогда по семь барж ходило, привозили песок на строительство домов из Пушкарево, из карьера. Из Советска также грузы привозили. Виктор Никитович разгружал их с помощью крана, а потом товар грузили на машины по организациям. Муж не знал выходных, приходилось и по ночам работать.
-А отсюда что вывозили?
- Раньше здесь был леспромхоз, и вывозили отсюда доски. Их горы лежали на пристани. На баржу много кубов вмещалось, на машинах столько не перевезешь.
- А пассажирские суда приходили?
- Нет, это только у немцев было. В причальной стенке, прямо в бетоне, выбита русская фамилия, и поэтому я думала, что канал строили русские военнопленные. Канал был настолько чистым, что в нем купались.
Пришла к родителям дочь Светлана и рассказала, как снимали на Черняховской пристани два фильма: «Трое в лодке, не считая собаки» и «Двадцать дней без войны».
- Это было в 1975 году. Тут дети залезали на башню (прежнюю немецкую угледробилку, которая принадлежала коксогазовому заводу) и смотрели сверху на киносъемки, потому что милиция к каналу не пускала. Это была ранняя весна, и нужно было кинематографистам сделать иней на деревьях. Побрызгали из какого-то баллона с жидкостью, и вся стена «инеем» покрылась.
Галина Никитовна принесла из дому во двор, где мы сидим на скамейке, фотографии Никулина в гриме и в военной солдатской одежде с местными жителями и с милиционерами из Черняховска. И продолжила свой рассказ:
- Я смотрю: на берегу канала лежит прямо на бетоне человек полураздетый, дрожит от холода. Я взяла шубу и укрыла его. Вдруг слышу: «Кто это сделал? Кто это нам мешает снимать?» Оказывается, это по сценарию актер должен был лежать раздетым. Будто бы это труп из воды вытащили. А я же не знала, пожалела человека. А режиссер кричит: «Уберите ее отсюда! Кто это такая?»
- Но из того, что здесь было заснято, в фильм почти ничего не попало, - подключился к беседе Виктор Никитович, справившись с домашними делами. - Вокзал Черняховска точно в фильм попал.
С 1993 года Черняховская пристань, система шлюзов - все эти мощные свидетельства человеческого ума и изобретательности не используются. Никак не обозначено и пребывание здесь великого актера. А семья Романец бережно хранит пусть простенькие фото, но дорого, любимого актера.
Надо отметить, что Юрий Никулин был награжден медалью за взятие Кенигсберга. 9 апреля в День освобождения города редко кто вспоминает Юрия Никулина, кто не знает, кто не хочет. А тогда, в 1945 году, будущий знаменитый актер был младшим сержантом и вспоминал об этом, когда приехал на съемки через 30 лет в Калининград. Съемочную группу поместили тогда в лучшую гостиницу «Москва» на проспекте Мира в Калининграде.
Юрий Владимирович играл военного корреспондента Лопатина, влюбленного в девушку, которую играла Людмила Гурченко. Кстати, ее гримерка была в Ленинской комнате Черняховской милиции. Черняховский вокзал – это Ташкент.
Фильм «Двадцать дней без войны» снимали также на пляже в Пионерском. Режиссер – Алексей Герман, сценарий Константина Симонова. В Государственный архив Калининградской области есть фото этих съемок в Пионерском, которые когда-то сделал капитан 3-го ранга Игорь Васьковский.
Черняховская пристань, 1975
Ю.Никулин в образе военкора с милиционерами Черняховска
Юрий Владимирович общается с милицией из Черняховска