Посеял зерно – иди дальше!

Очерк о Валерии Камшилове

Бывший СССР 
0
1190
Время на чтение 30 минут

Татьяна Хремина

В начале октября в городе Касимове издана книга преподавателя истории, руководителя клуба «Наследие» Касимовского нефтегазового колледжа Татьяны Викторовны Хреминой «Наши выпускники о времени и о себе». Книга увидела свет 8 октября в день рождения архимандрита Кирилла (Павлова), выпускника Касимовского индустриального техникума (ныне нефтегазовый колледж), о чём напоминает памятная доска на здании учебного заведения, установленная В.В. Камшиловым. Одна из глав книги и посвящена атаману Валерию Васильевичу Камшилову – нашему автору, известному православному общественному деятелю. Её мы предлагаем вниманию читателей.

***

Вернее всего о человеке можно судить по его поступкам, ценностным жизненным ориентирам. Своими свежими идеями, реализуемыми в добрых делах, в городе Касимове хорошо известен Валерий Васильевич Камшилов.

Его регалии можно перечислять долго: вице-президент РОО «Рязанское Землячество», Депутат Касимовской городской Думы, член Совета

Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель

Совета атаманов России, генерал-полковник казачьих войск…

Родом из детства

Родился будущий атаман Камшилов в Москве, но через всю его жизнь проходит тесная связь с родиной родителей – Мещерским краем. К своим родовым корням Валерий Васильевич относиться бережно и уважительно. Особенные духовные скрепы связывают его с прабабушкой Тукмаковой Еленой Федоровной, 1886 года рождения. Именно у нее, в деревне Четаево, он провел все свое детство, именно она впервые привела его в храм села Которово, именно бабушка знакомила его с историей и легендами родного края, заложила основы нравственного поведения и православного самосознания.

Как и большинство его сверстников, Валерий Васильевич вспоминает свое детство с ностальгией: «Жили небогато, но счастливо». Его лучшими деревенскими друзьями были братья Хомяковы, Александр и Николай. Вместе играли в футбол, в лапту, по очереди катались на велосипеде, который Валерка привез из Москвы и которым невероятно гордился, вместе облазили все окрестные овраги и перелески, постигая свою малую родину. Когда ребята пошли в сентябре в школу, шестилетний Валера решил не отставать и самостоятельно отправился постигать азы грамотности. Ему даже букварь купили, хотя в списках учениках он официально не значился. Вот так несколько месяцев и отучился в сельской школе, пока мама не забрала его в Москву, где через год он пошел учиться в первый класс.

А однажды Валера вместе с друзьями чуть не замерз в зимнем лесу. Бабушка тогда всю деревню на поиски ребят подняла. Сорванцов нашли, и на следующий день все сельчане отмечали их спасение как праздник.

Воспоминания об этом происшествии остались на всю жизнь.

А еще Валерий Васильевич вспоминает, как в каникулы помогал бабушке в огороде, на сенокосе, продавал молоко, собирал шиповник… Вот это и есть трудовое воспитание, воспитание долга и ответственности.

Своего деда Тимофея Васильевича Валера в живых не застал, тот погиб во время Великой Отечественной войны на Курской дуге. Сведения о нем были весьма скудны, даже похоронка сгорела во время пожара дома. Генерал казачьих войск Камшилов очень гордится, что после продолжительных поисков удалось выяснить, что его дед рядовой Тимофей Васильевич Камшилов погиб в боях с немецко-фашистскими захватчиками и похоронен в братской могиле советских воинов в селе Угревище Комаричского района Брянской области. Но через год на сайте «Память народа» появилась информация о второй могиле деда, но уже похороненного в Калужской области, в одинокой могиле у села Сосновка.

Семейная жизнь родителей не сложилась, родители разошлись, когда мальчику был всего год. Маме пришлось воспитывать сына одной, опираясь на помощь бабушки, так как самой приходилось много работать, чтобы «поставить сына на ноги». Своего отца Валерий Васильевич не помнит, в судьбе сына тот участия не принимал, но зла за это он на него не держит. Генерал Камшилов был очень рад, когда удалось найти документы, подтверждающие, что в сентябре 1941 года его отец поступил учиться в самое престижное учебное заведение Касимова – индустриальный техникум.

А накануне своего шестидесятилетия казачий атаман, после долгих поисков, нашел свою сводную сестру, 51-летнюю Светлану. Её дочь Сафия стала серебряным призером олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. А также выиграла Олимпийские игры в Токио.

Со своей женой они познакомились, будучи студентами архитектурно-строительного техникума. Они – вместе, воспитали двоих сыновей, души не чают во внуке Алексее, которого назвали в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Алексия II.

Сегодня генерал Камшилов – частый гость в городе Касимове. Не случайно он представляет интересы касимовских избирателей в Городской Думе. На вопрос: «Почему вас тянет к родным истокам?». Он отвечает: «Здесь у меня прошло детство, похоронены моя мама и родственники, осталось немало друзей, и эти края мне небезразличны. Стараюсь сделать максимально, что в моих силах, чтобы принести пользу и прославить наши места».

Казак-доброволец

Валерий окончил архитектурно-строительный техникум, отслужил в армии, участвовал в подготовке стратегических объектов для осуществления совместного космического проекта «Союз–Аполлон», получил экономическое образование в Московском инженерно-строительном институте.

В августе 1991 года Камшилов привел на защиту Белого дома костяк казачьей сотни, куда вошли многие товарищи его детства. «Мы были тогда на грани братоубийственной гражданской войны, – говорит Валерий Васильевич. – Стойкость живых кордонов казаков, выставленных у Белого дома, во многом помогла избежать этой трагедии».

Указом Президента РФ № 174 от 1993 г атаман Валерий Камшилов одним из первых был награжден медалью «ЗАЩИТНИКУ СВОБОДНОЙ РОССИИ».

Одной из сравнительно малоизвестных страниц российской истории 90-х годов стало участие добровольцев из России в локальных конфликтах – как на территории бывшего СССР (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье), так и в республиках распавшейся Югославии. Это они во многом спасали честь России – учитывая, что власти страны, говоря о своем «невмешательстве» в дела ставших в одночасье независимыми государств, забывали сплошь и рядом о российских национальных интересах, – бросив к тому же фактически на произвол судьбы сотни тысяч этнических русских, русскоговорящих и православных по вероисповеданию.

Наиболее многочисленной, энергичной и сплоченной силой в составе российских добровольцев были в эти нелегкие годы казаки. Оставшись непризнанными и невостребованными у себя на Родине, они все-таки пытались хоть таким образом – полулегально или вовсе нелегально, вопреки официальной позиции властей – принести пользу России. И во многом именно активное участие казаков в составе добровольческих частей и подразделений вынудило в середине 90-х годов Президента страны издать первые указы по созданию казачьего Государственного реестра, юридически оформляющего привлечение казаков к несению тех или иных видов государственной службы.

В 90-е годы с развалом СССР рушился под ногами привычный уклад жизни, по окраинам России и по периметру ее границ полыхали очаги гражданской войны. Одним из первых начался вооруженный конфликт между Молдавией и Приднестровьем.

Приднестровская республика, в 1990 году провозгласившая независимость, с первых дней подвергалась давлению Молдавии, не признавшей новый статус русскоязычного населения этой области. От политических методов Кишинев и соседняя Румыния перешли к военным. Пока Москва думала о том, как погасить конфликт, а армия, не получившая приказа, стояла в казармах, на помощь своим братьям пришли казаки.

Среди первых добровольцев были походный атаман Виктор Заплатин, начальник штаба казачьих войск Валерий Камшилов и их товарищи. Они уехали в Приднестровье защищать русских от молдавских националистов и находились на передовой в самый опасный период конфликта с середины марта по май 1992 года. Казаки обороняли позиции на территории совхоза «Киров» – между Григорополем и Рыбницей у села Доротское

Остается лишь удивляться, как совсем мизерными силами казаки сумели вести наступательные и оборонительные бои, рейды и удерживать позиции в момент наиболее острого мартовского противостояния. Трудно отрицать очевидное: казаки сыграли важную роль в защите Приднестровья, стойкостью, храбростью, мужеством и, к сожалению, своими жертвами сорвав операцию противника «Троянский конь», которая должна была завершиться полным разгромом приднестровцев, захватом Дубоссар, расчленением ПМР, с одновременным наступлением на Тирасполь и Рыбницу...

«Интервенты смогли по достоинству оценить профессиональную подготовку, храбрость и бесстрашие казаков – этих прирожденных воинов», – так написала газета «Заря Приднестровья» от 19 марта 1992 г.

За успешные боевые действия многие добровольцы, включая В.В.Камшилова, получили награды Приднестровской республики.

В мае в Приднестровье наступило затишье, казаки, выполнив свой долг, вернулись на родину. А вскоре ситуация в Молдавии вновь обострилась. Российские власти готовы были стать посредниками в переговорах противоборствующих сторон и не торопились оказывать помощь русскому населению. Тогда казаки в июле 1992 года устроили в центре Москвы акцию в поддержку Приднестровья: установили православный крест на постаменте памятника Дзержинскому и провели бессрочный митинг во имя мира и спасения свободолюбивой республики. Эти события не остались без внимания и получили широкий общественный резонанс. Правительство России приняло давно назревшее решение: всеми силами, в том числе военными, оказать помощь и поддержку Приднестровью.

А Валерий Камшилов с товарищами в сентябре 1992 года уехали воевать на Кавказ, за свободу Абхазии, где разгорался новый вооруженный конфликт. В августе 1992 года политическое противостояние между Верховным Советом Абхазии и руководством Грузии переросло в серию вооружённых столкновений в связи с вводом на территорию Абхазии сил Национальной гвардии Грузии.

К концу сентября 1992 года первые двадцать семь добровольцев – казаков были благополучно переправлены в Гудауту. И как раз вовремя! Готовилась операция абхазских формирований по освобождению Гагры. Появление казаков – донцов в традиционной форме поспособствовало поднятию боевого духа абхазских ополченцев и северокавказских добровольцев. Этот передовой отряд положил начало широкому добровольческому движению не только казаков, но и других волонтеров со всей России, которые по зову сердца вливались в ряды защитников Абхазии.

В охваченную войной республику добровольцы пробирались небольшими группами. Шли по горам, морем, инкогнито переходили контрольно-пропускной пункт на реке Псоу. По разным данным, в Абхазии воевало от 3 до 5 тысяч казаков со всей России.

Многие казаки шли под кличками, воевали под чужими фамилиями, потому что боялись, что приедут в Россию и их могут арестовать. Поэтому точных данных нет как по количеству участников вооруженного конфликта, так и по погибшим.

Сейчас точно можно говорить о 500 погибших казаках. Добровольцы, они принимали участие практически во всех операциях той войны. Особенно казаки отличились в Тамышском десанте. О переломной операции, в ходе которой триста казаков, высадившись с моря, захватили и в течение нескольких недель удерживали десятикилометровый участок побережья, здесь вспоминают и сегодня.

Боевые действия продолжались с переменным успехом более года.

Абхазия отстояла свою независимость. Уже в суверенной республике В.В.Камшилов встречался с президентом Абхазии Ардзинбой, обсуждали совместные проекты.

Почти 30 лет прошло с момента окончания грузино-абхазской войны. Сегодня атаман Камшилов озадачен и озабочен проявлениями русофобии в Абхазии и некоторых других республиках. Он говорит: «Мы знаем из истории конфликтов и войн: одни побеждают, а другие приходят после победы»

Огромный потенциал казаков как реальной силы, участвующей в вооруженных конфликтах, выявили войны в Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе. Во второй половине 1992 года их помощь понадобилась и православным сербам. На тот момент другие российские патриотические военизированные организации были либо слабы и малоизвестны, либо вообще не считали помощь Сербии перспективным делом

Костяк отряда сформировался из бойцов, уже прошедших Приднестровье и Абхазию. Вместе с В.Камшиловым в отряд были зачислены А.Шакуро, И.Мирошниченко, Г.Котов и другие. С Геннадием Котовым Валерия Камшилова связывало не только общее боевое прошлое, судьбы обоих были связаны с Мещерским краем. Г.Котов с 1977 по 1979 учился в Касимовском Речном училище (Касимовский техникум водного транспорта), затем служил в ВДВ, в 1992 году закончил истфак Ростовского университета.

Как большинство ветеранов Великой Отечественной войны, так и казачий генерал Камшилов, не любит вспоминать подробности боевых действий. Наверное, это тяжело – бередить душевные раны, вновь переживать гибель товарищей. Ведь там, в Боснии, погиб соратник и боевой друг Валерия Васильевича Геннадий Котов.

Детали военных операций на территории бывшей Югославии удалось узнать из воспоминаний командира казачьего отряда Виктора Владимировича Заплатина.

В конце ноября 1992 года казаки стали съезжаться в Москву, причем обозначилось достаточно много технических проблем, начиная с паспортов, виз и кончая проживанием и пропитанием, которые надо было решать. Казаков с помощью атамана станицы Ховрино Н.Адамова поселили сначала в спортивном зале, затем перевели в общежитие. После конфликта с местным ОВД им пришлось перебраться в один из монастырей, где, помогая по хозяйству, можно было дожидаться окончательного оформления документов для отправки в Боснию.

В большинстве своем добровольцы оказались достойными представителями своих войск. Среди них было много кадровых военных с опытом боевых действий, 14 человек участвовали в Приднестровской войне. Перед отправкой казаки, участвовавшие в том вооруженном конфликте, получили заслуженные награды: крест «За Оборону Приднестровья».

В конце декабря 1992 года, окончательно оформив туристический тур и запасясь документами, что в Югославию едет фольклорный ансамбль «Казачок», добровольцы отправилась в путь. Отряд должен был на поезде попасть в Чехословакию, откуда на автобусе через несколько европейских стран в новогоднюю ночь прибыть в Белград и уже оттуда ехать местным автобусом.

Все было спланировано весьма грамотно. Границу тогда пересекло около пятидесяти человек, все были одеты в гражданское платье, наличие казачьей формы в багаже объясняли фольклором (пришлось даже спеть на чехословацкой границе), а отсутствие денег в декларации тем, что будут даны концерты в Сербии.

Было сразу определено, что общее руководство в Боснии будет осуществлять комендант Вышеграда, но сербы не смогут без согласия казачьего командира использовать отряд ни в одной операции. Назначен заместителем командира отряда – Г.Котов, заместителем командира отряда по кошевой службе – В.Камшилов.

Валерий Васильевич вспоминает: «Основная часть отряда прибыла в Вышеград в три часа утра 1 января 1993 года. Мы сразу же разместились в одном из корпусов больничного центра в Околиште».

Больничный центр пустовал с начала войны, его пациенты были вывезены в Сербию. В декабре 1992 года Околишта, это древний пригород Вышеграда, стал центром Вышеградского гарнизона. Здесь находились штаб, склады, размещались добровольцы из России и Сербии. Личный состав разместили в палатах-кубриках по 4-6 человек на первом и втором этажах. Была оборудована комната для хранения оружия и боеприпасов, комната для хранения личных вещей, организована круглосуточная охрана. Сразу получили новую униформу – зимние комбинезоны довольно хорошего качества. Помимо автоматов Калашникова и пулемётов ПК югославского производства, казакам выделили гранатометы, снайперские винтовки, пистолеты (ТТ, «Скорпион»), оптические приборы, в том числе приборы ночного видения, а также БРДМ и зенитный комплекс «Прага».

Питался казачий отряд в общей столовой гарнизона. Сербская тыловая служба выделяла сухой паек, в качестве дополнительного питания полагались консервы, картошка, сахар и т.д. С местным населением у казаков установились самые дружеские отношения. Казаки были популярны в Вышеграде, их приглашали к себе домой, угощали и выказывали всяческое внимание.

Уже начиная с 4 января 1993 г., действуя согласно схеме единой дислокации с сербами, отряд приступил к боевому патрулированию в горах на направлении Горажде, участвовал в засадах на «муслимские караваны», оборудовал оборонительные сооружения в Вышеграде. Отряду был придан постоянный проводник Марко, прекрасно знавший горы. Кроме того, с личным составом проводились занятия по действиям, тактике ведения боя в горах – проводил их Г.Котов, уделяя этому все свободное время. Был сформирован огневой взвод 82-мм минометов, боевой расчет на комплексе «Прага».

Однако в штабе бригады нас постоянно просили об «акции» – то есть о проведении значительной в тактическом плане боевой операции.

Взятие и удержание села Твырковичи стало самой успешной операцией на Востоке Боснии зимой-весной 1993 г., проведенной казаками (не считая рейда Руда, с захватом 7 туннелей в горах, в котором также участвовали казаки).

Овладев селом Твырковичи и прилегающей к нему долиной Ораховцы, сербские силы значительно улучшали бы своё положение. После разведки было решено, что казаки общей численностью около 40 штыков при огневой поддержке миномётного взвода 2 РДО, расположенного в лесном массиве, выдвигаются утром со стороны сербского села Кочарим по лесным тропам, подавляя огневое сопротивление на Твырковичи, и с ходу начинают штурм села, отвлекая основные силы мусульман. В первые часы боя противник потерял не менее 80 человек и к 10 часам прекратил попытки контратаки; в эфире слышалось, что их окружили, они просили помощь и огневую поддержку из Джанкичей. По самому селу и по склону, где находились казаки, начали работать 120-мм миномёты.

В складывающейся обстановке решить запланированную боевую задачу оказывалось значительно сложнее. Световой день заканчивался в 16 часов, а вспомогательного удара сербов все еще не было – их силы по неизвестной причине в бой вовремя не вступили. Между тем по рации передали, что на помощь «муслимам» идет отряд из Джанкичей.

Контролируя огнем село, было принято решение отходить. Взорвав мечеть, поджегши ближайшие дома, взяв оружие, раненых и убитых, ударная группа начала трудный отход. При отходе отличился саратовец «Дед», который, прикрывая отход, из снайперской винтовки «Маузер» снял 5 «муслимов», и В.Камшилов, отработавший остаток боезапаса «Осы» по зашевелившимся врагам.

При всех потерях задача операции была выполнена – казаки контролировали село весь световой день, нанеся урон «муслимам» до 100 человек. Были очевидны просчеты командования Вышеградской бригады: сербы не сумели воспользоваться ситуацией и помочь удержать село.

После операции в Твырковичи в Сербии заговорили о казачьем отряде.

Одна из югославских газет выпустила статью с фотографиями «Пришли казаки в Боснию». Сербы стремились извлечь максимальную политическую и экономическую выгоду из пребывания казаков в Боснии.

Вскоре казаки приняли участие в рейде на городок Руда. По плану акции 1 казачий отряд, 2-й Русский добровольческий отряд и части Вышеградской бригады прибывали в Руду автоколонной через Сербию, причем следование колонны было демонстративным, с импровизированными митингами и речами по дороге. Противник оказывал слабое сопротивление, он был деморализован слухами, будто Россия ввела «дивизию казаков» и теперь именно эта дивизия наступает на Горажды. Эфир был полон русской речи, позывные «Дон-1», «Дон-2», «Дон-3» надолго запомнятся «муслимам»...

В феврале 1993 г. в одном из рейдов геройски погиб Г. Котов: «муслимы» начали охоту за отрядом, почти каждый боевой выход в горы сопровождался боевым столкновением. Результатом зимне-весенней компании на Востоке Боснии стало неоспоримое превосходство сербов – мусульмане были деморализованы, им не хватало продовольствия и боеприпасов, иногда их вылазки напоминали набеги мародеров для грабежа продовольственных складов. Чтобы их остановить, приходилось выставлять засады на подступах к Вышеграду, в чем также есть часть ратного труда 1-го Казачьего отряда, одним из руководителей которого был атаман Камшилов.

Именно там, в «горячих точках», он стал настоящим атаманом и признанным казачьим лидером. Он собрал вокруг себя сотни казаков, которые готовы были верой и правдой служить Отечеству, делать добро, ценой своих жизней помогать православным братьям в разных странах и республиках. Один из молодых бойцов вспоминал слова атамана Камшилова:

«Я благодарен Господу за то, что он дал мне возможность увидеть то, что бывает только раз за жизнь каждого народа – это высокое собрание воинов, рожденное светом великих надежд в конце эпохи, накануне ренессанса. Надежд пускай несбыточных, но составляющих квинтэссенцию народного духа. Я видел это близко, и я знаю, за что я должен и могу любить мой народ».

Много казаков – добровольцев участвовали в региональных конфликтах на стороне правды, защищая слабых, воюя против несправедливости.

Что же толкало этих людей бросать свои дома, семьи и ехать за сотни километров? Деньги? Нет. Их здесь платили немного и только тем, кто по своему желанию заключал контракт. Романтика? Она больше подходит для безусых юнцов, а ехали, в основном, взрослые люди, досыта поевшие армейской каши, прошедшие Афганистан, Нагорный Карабах и даже Чехословакию...

Они защищали русский народ и русскую землю. И эта земля всегда будет им родной. Они отстояли ее ценой огромных, порой даже нечеловеческих усилий. Было много самопожертвований, благородства, мужества и почти не было трусости и подлости.

Казачий атаман

Особое военное сословие – именно так переводит энциклопедический словарь слово «казак». В мировой истории казачество – явление уникальное.

Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей. Наполен говорил: «Дайте мне отряд казаков, и я завоюю весь мир».

Казаки последними во всей России сохранили старинный рыцарский принцип «службы за землю» и собирались на службу за свой счет «конно и оружно». В величайшем сознании своего долга перед Родиной они несли все тяготы и лишения и гордились своим казачьим именем.

Исторически казачество было одной из наиболее передовых частей русского народа. Оно внесло огромный вклад в укрепление и развитие России как сильной и могущественной державы. Л.Н. Толстой писал, что «казаками построена Россия». Заслуги казачества в деле создания России и защите ее интересов признаны всеми. За время своей многовековой истории казачество выработало свой особый жизненный уклад, свое мировоззрение и культурную самобытность. Казачеству, возможно, как никакой другой части русского народа, довелось испытать на себе губительные последствия разного рода социальных экспериментов, включая и «расказачивание», бывшее, по сути своей, геноцидом.

Но, пройдя все испытания, казачество как особое этнокультурное образование продолжает существовать и поныне

Одним из ярких представителей этого особого сословия русского народа является председатель совета атаманов России Камшилов Валерий Васильевич.

Пока огромная страна СССР делилась на отдельные государства, казаки начали объединяться. Вопрос о возрождении казачества поднимался еще в 1989 году, а в 1990 году казаки провели круг Всевеликого войска Донского, где атаманом избрали сына автора «Тихого Дона» полковника МВД – Михаила Михайловича Шолохова. Валерий Камшилов избран начальником главного штаба» СКВРЗ». В том же году Камшилов принимал участие в создании Союза казачьих войск России и зарубежья (СКВРЗ) и между 12 войсками, в том числе украинскими и казахстанскими, не проводили границ. А в 1996 году было создано Главное управление казачьих войск при Президенте РФ. К тому времени уже было зарегистрировано 438 общественных объединений казаков в 75 субъектах Федерации.

Вот только оказалось, что вынутых из старинных сундуков прадедов, амуниции и пошива формы явно недостаточно для создания того или иного казачьего войска. Куда сложнее осуществить подлинное духовное единение всех казаков. К сожалению, процесс возрождения казачества с его массовым энтузиазмом, который проявляли потомки казаков, был спонтанным, противоречивым и конфликтным.

Валерий Васильевич вспоминает: «В девяностые годы возникало множество разнородных "казачьих" организаций. "Казачью" вывеску мог использовать кто угодно. Только за это десятилетие в России было зарегистрировано более 700 организаций и объединений, причислявших себя к казачеству. Шло дробление и мельчание казачьего движения, а размывание самого понятия "казачество" всячески поощрялось властями. Называться казаками позволялось кому угодно. Все, вплоть до откровенных бандитов, могли прикрываться казачьими именами. Помимо этого, либеральной прессой проводилась сознательная информационная политика дискредитации, опошления и клоунизации казачества».

На вопрос о том, что, по его мнению, является главной основой казачества, атаман ответил: «Это незыблемые многовековые традиции: служение Отечеству и народу, почитание старших, защита слабых. Казаки принимают активное участие в военно-патриотическом воспитании молодого поколения, в подготовке призывников к службе в Вооруженных Силах РФ, Внутренних войсках МВД, Федеральной пограничной службе, МЧС. Осознавать себя казаком – значит хранить историческую память. В нашей памяти существует пробел под названием "Первая Мировая война", мы предельно мало знаем о той эпохе и её героях. Между тем, население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, то есть 87% всех жителей Земли. Более 10 млн. было убито, 20 млн. ранено. Наша задача – не предать забвению имена героев войны 1914-1918 годов».

Подтверждением слов атамана служат конкретные дела его самого и его соратников по восстановлению Мемориального комплекса Братского кладбища героев Первой мировой войны на Соколе, перенос праха Антона Деникина на историческую родину.

Это он, атаман Камшилов, и его товарищи – атаманы Всевеликого войска Донского Вячеслав Хижняков и Михаил Шолохов, талантливый скульптор Вячеслав Клыков и многие другие – долгие годы вели переговоры с МИД России, убеждая чиновников в том, что российским эмигрантам необходимо дать двойное гражданство, так как большинство казаков покинули родину не по своей воле. В результате этой инициативы многие соотечественники вернулись в Россию.

В.В. Камшилов крайне озабочен событиями, происходящими сегодня на Украине. Одной из главных проблем современности атаман Камшилов считает раскол русского мира «Единение славянского народа – это сейчас тема самая главная и самая необходимая для славянского мира, потому что Европа и Америка так и ждёт, чтобы разрушить славянский мир», говорит атаман В. Камшилов. Неслучайно в 1995 году они с В.М. Клыковым установили крест на географическом месте соединения наших трёх братских народов (на границе Черниговской, Брянской и Гомельской областей).

Прошло более четверти века, а отношения между восточнославянскими народами стали как никогда сложными и непредсказуемыми. В.В.Камшилов верит, что это временное явление: «Надо делами доказывать, что наши народы едины и не хотят разобщения. Чтобы доказать, что казаки всегда воевали вместе против внешнего врага, а не между собой, мы задумали очень показательный проект по единению славянского мира: на стыке границ России, Белоруссии и Украины восстановить Троицкое село и казачью станицу и построить там храм объединения славян, закладной камень для которого был заложен более 20 лет назад».

Всемирно известный скульптор В.М.Клыков был близким другом и единомышленником Камшилова В.В., они совместно установили более двухсот памятников и поклонных крестов.

Валерий Камшилов часто вспоминает, как разрушился Советский Союз и был снесен памятник Дзержинскому, а на его месте власти обещали поставить православный крест как на Голгофе. Памятник убрали, а постамент оставили. В своём интервью газете «Русь Державная» атаман Камшилов рассказывает о том времени: «Вячеслав Михайлович Клыков с нами встречается и говорит: вот здесь хорошо бы православный крест поставить… Что может быть для России святее православного креста. Православные казаки не забыли, и мы семь раз поднимались на постамент, ставили пятиметровый православный крест, там его освящал священник. После этого наши казаки уходили воевать в Приднестровье или в Боснию, или в Абхазию. Семь раз мы ставили этот крест, и семь раз его спиливали. Нам предъявляли наивные обвинения: переход в незаконном месте (там круговое движение), и установка малых архитектурных форм без разрешения. Эта борьба продолжалась два-три года. Потом снесли и сам постамент».

«Одним из совместных проектов был созданный Вячеславом Михайловичем в 1996 году памятник императору Николаю II к столетию со дня его коронации. Мы установили его в подмосковном селе Тайнинском. Тогда мы шли крестным ходом из Ипатьевского монастыря с иконой императора Николая II, уже канонизированного к тому времени Русской зарубежной церковью. На открытие памятника пришли более 10 тысяч человек. В апреле 1997-го памятник взорвали экстремисты, но Клыков создал новый монумент, который с благословения Святейшего Патриарха был вновь открыт на том же месте 20 августа 2000 года».

Долгие годы атамана Камшилова связывала дружба с известной целительницей Джуной. Он был одним из немногих, кто был рядом в самые сложные периоды ее жизни, кто занимался организацией ее похорон. Валерий Васильевич надеется, что реализуются его планы по созданию музея, посвященного этой неординарной женщине.

Особо хочется отметить, что В.В. Камшилов стоял у истоков возрождения казачьих кадетских корпусов в России. С ними неразрывно связано восстановление казачьего движения. Первым был кадетский казачий корпус имени императора Александра III в Новочеркасске. Волею судеб Камшилову пришлось воевать на стороне православных братьев сербов, и он оказался под городом Горажде, где прекратил существование корпус имени Александра III. Но!.. именно там же на войне, у Камшилова родилась идея возродить этот корпус на исторической Родине. Эта идея была воплощена в жизнь. Не прервалась связь времен. Потом к нему присоединились другие казачьи кадетские корпуса.

С середины 90-х годов казачьи кадетские корпуса стали открываться не только на землях, где традиционно живут казаки, но и в центральной России – в Рязани, в Курске, в Туле, в Воронеже. Следует заметить, что инициатива по возрождению кадетских рязанских классов исходила от почетного атамана Рязанского округа Алексея Евгеньевича Кирилина, полковника Валерия Алексеевича Красных, директора Шацкого казачьего культурного центра полковника Николая Васильевича Сидорова.

Кадетских казачьих корпусов уже десятки, они есть в каждом субьекте Федерации, и В.В. Камшилов делает все возможное, чтобы их стало еще больше. «Кадеты – это наши дети, – любит повторять Валерий Васильевич. Кадеты – это опора государства, это державные люди, которые никогда не будут ни бандитами, ни наркоманами».

Неустанная пропаганда образа казака как защитника народа и Отечества сделала свое дело. 9 мая 2002 года президент России В.В. Путин назвал российское сообщество казаков уникальным и неотъемлемым пластом нашего общества, пронизанным идеями подлинного патриотизма, традиционных духовных ценностей и самобытной народной культуры. Тогда же В.В. Камшилов лично наградил главу государства казачьим орденом Святого Георгия Победоносца за номером 1.

Казачьего генерала Камшилова постоянно спрашивают: «Чем будет заниматься сообщество казаков в XXI веке?» Он неизменно отвечает: «Тем же, чем занималось столетиями, – защищать Отчизну. Казаки – это военнослуживое сословие. Но есть у него одна особенность: каждый казак должен быть православным и патриотом. Главное – чтобы казачество не стало жандармом в борьбе против народа».

Патриот малой родины

В.В.Камшилов – человек неравнодушный, активный, деятельный. Все свои личностные, деловые, профессиональные качества он пытается реализовывать во благо общества. Он многое делает для сохранения истории и укрепления уважения к нашей стране, к родным местам. Будучи депутатом Касимовской городской думы и вице- президентом РОО Рязанское землячество, он является инициатором проведения в Касимове и на Рязанщине целого ряда культурных, образовательных, православных, благотворительных мероприятий.

«У Касимова особая энергетика, – делится В. Камшилов, – когда приезжаю, стараюсь чем-нибудь помочь родному городу, Рязанскому краю».

Рязанцы и гости города могут видеть при въезде в областной центр, памятник Георгию Победоносцу, который был установлен по его инциативе и изготовлен его другом, скульптором Клыковым.

Это один из самых величественных памятников Георгию Победоносцу, его высота составляет 22 м. Как заявил на церемонии открытия памятника бывший губернатор Рязанской области Георгий Шпак: «Рязанская область возводит этот памятник в благодарность павшим и тем, кто остался жив в ходе Великой Отечественной войны, тем, кто сделал нашу страну самой могущественной страной в мире». По словам же архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, возведение памятника Георгию Победоносцу в Рязани – это символический и одновременно мистический шаг: «Георгий Победоносец поможет нам сделать все возможное, чтобы страна и Рязанская область процветали, чтобы жители России жили в достатке и благополучии»

В 90-х годах Клыков создал славянский памятный крест в честь святых Кирилла и Мефодия. Тогда по всей России стали устанавливать кресты в честь памятных битв и памятных дат. В их числе поставили два креста, посвященные 550-летию битвы рязанских и мещерских казаков на реке Листане (1444г.). Сейчас эта река называется Листвянка. Клыков подарил рязанской земле эти памятные кресты. С тех пор там проводятся казачьи мероприятия, постоянно поминают героев тех событий.

«Это была важная победа, и первое упоминание о казаках в летописях. Мы привыкли, что они живут в пограничных областях государства, защищая его рубежи. Но ведь когда-то сразу за рязанской землёй начиналось Дикое поле. И вся история казачества начинается именно с Рязанских казаков, только через 300 лет после этого казаки стали появляться на Дону, Запорожской сечи, Сибири и Урале», уверен атаман Камшилов.

Валерий Камшилов давно в сердце вынашивает мечту – восстановить Мещерское казачье войско с центром в Касимове. Он считает Рязанский край исторической родиной всего казачества, а рязанских казаков основателями первых хуторов от Дона до Семиречья.

В 2020 казачий генерал, атаман ЦФО Валерий Камшилов подписал приказ о переносе Штаба Казачьего Войска ЦФО в г. Касимов и назначении на должность походного атамана Михаила Филина. Филин Михаил Викторович является вице-президентом национальной федерации боевых искусств, кандидатом исторических наук. Он служил в спецназе, участвовал в военных действиях в Приднестровье, награжден боевыми орденами – орденом Красной Звезда и орденом Красного знамени. Это решение принято не случайно, многие казаки считают Касимов родиной первого казачьего войска – Мещерского, к тому же, для 18 региональных субъектов ЦФО, это наиболее удобное место в плане проезда и дорог. Так же это позволит развивать туристическо-исторический проект «Кольцо Казачьих городов России»: связать в один туристический маршрут города основанные казаками, показать роль казаков в истории России.

В середине сентября 2019г. из села Карамышева Касимовского района стартовала экспедиция, посвященная боевому пути атамана Ермака – покорителя Сибири. В.В. Камшилов выступил инициатором этого двухгодичного проекта, возглавить который согласились известные путешественники Федор Конюхов и Валентин Ефремов, а старец Илий благословил на путь всех участников экспедиции.

За два года будут преодолены тысячи километров на автомобилях, водном транспорте, велосипедах, лошадях и даже на воздушном шаре, которым будет управлять Валентин Ефремов. Проект поддержали многие известные представители Рязанского землячества, а также глава Касимовского района Валерий Лунин. Он передал экспедиции флаг района, который вместе с участниками экспедиции проделает тот же путь, что и Ермак Тимофеевич 370 лет назад.

Валерий Васильевич рассказывает: «К слову, флаг Касимовского района в числе флагов других российских городов недавно был доставлен на мыс Дежнева. Это произошло в рамках другой нашей большой экспедиции «Россия от Запада до Востока» – по пути атамана Семена Дежнева.

Она стартовала в Великом Устюге, а завершилась на мысе Дежнева, куда на воздушном шаре «Святая Русь» прибыл путешественник Валентин Ефремов, и мы установили рядом с маяком на мысе Дежнева православный крест, якорь и колокол. Экспедиция – это память о наших предках, о том, чем мы им обязаны. Хотелось бы, чтобы наши потомки не забывали их подвижнические дела».

После окончания этой памятной экспедиции В. Камшилов пригласил знаменитого путешественника В. Ефремова в г. Касимов. Были организованы встречи с общественностью, школьниками и студентами. Одна из них состоялась в Касимовском нефтегазовом колледже. Увлекательный рассказ путешественника и его обстоятельные ответы на вопросы аудитории, наверняка, оставили след в умах и душах студентов, заставили задуматься о своих исторических корнях, вспомнить о людях, благодаря которым мы живем в самой большой и богатой природными ресурсами стране в мире.

Валерий Камшилов стал инициатором проведения в Касимове празднования 100-летнего юбилея со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова). Благодаря этому многие касимовцы узнали, что духовник братии

Свято-Троице-Сергиевой Лавры и трёх Святейших Патриархов Московских и Всея Руси Алексия I, Пимена и Алексия II учился в Касимовском индустриальном техникуме (ныне нефтегазовый колледж). И не случайно, центром праздничных мероприятий стало это учебное заведение.

Атаман Камшилов – человек правослвный, для него было крайне важно, что деятельность по увековечиванию памяти нашего земляка архимандрита Кирилла (Павлова) получила благословление у схиархимандрита Илии (Ноздрина), духовника СвятейшегоПатриарха Кирилла.

В течение юбилейного года вице-президентом Рязанского землячества Камшиловым В.В., руководителем музея КНГК Хреминой Т.В., ведущим специалистом Духовно-просветительского центра Касимовской епархии Муравьвой М.В. была проведена большая работа: исследование биографии и духовного наследия архимандрита Кирилла, научно-практическая конференция, интерактивная игра, торжественный вечер и вечер памяти, широкое освещение события в СМИ… В.В.Камшилов совершил настоящее паломничество с памятной доской, посвященной старцу, после чего она была установлена на здании Касимовского нефтегазового колледжа. Благодаря материальной помощи Валерия Васильевича был издан сборник «Каждый должен делать свое дело», в котором раскрыты ранее неизвестные страницы биографии архимандрита Кирилла, впервые представлены документы, фотографии, воспоминания о его студенческих годах.

«Значение духовных трудов нашего прославленного старца трудно переоценить. Многие православные называют архимандрита Кирилла (Павлова) духовником всея Руси», – говорит Валерий Васильевич.

2021 год – год 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского. У касимовцев особое отношение к Великому князю, ведь не исключено, что именно наш город стал последним пристанищем знаменитого полководца. В исторических документах в качестве последнего пункта земного пути князя упоминается Городец, возможно, это именно Городец Мещерский – нынешний Касимов. Историки до сих пор так и не пришли к единому мнению о географическом адресе того самого Городца.

Идея открыть памятник Александру Невскому принадлежит В.В. Камшилову. Многим казалось, что реализовать ее невозможно в силу самых разных обстоятельств. Многим, но только не Валерию Васильевичу. Он взял на себя все заботы по реализации этого плана. Памятник изготовлен в Краснодарском крае скульптором из Ростова Анатолием Дементьевым, все финансовые и организационные вопросы были решены атаманом Камшиловым. Бюст великому князю появился на площади возле старейшего храма города

– Богоявленского (Георгиевского). На это событие собралось много людей – приехали гости, пришли местные жители. Памятник освятил епископ Касимовский и Сасовский Василий. Потом все приняли участие в крестном ходе, воплотив то, что всегда называлось соборностью.

Все получилось торжественно и празднично. А в Центре культурного развития все гости собрались на круглом столе «Александр Невский: вчера, сегодня, завтра». В центре обсуждения были вопросы как о значимой роли великого князя, как в православии, так и в общественной жизни Руси.

«Мы, как народ, как соборная личность, должны помнить своих великих предков, убежден Валерий Камшилов. – Народ – это единство во времени. Мы должны быть единым целым со своими прародителями. Если мы не будем их помнить, мы утратим свою силу. А она необходима нам для того, чтобы противостоять историческим вызовам, которых сегодня немало».

Для Касимова новый памятник стал новой туристической точкой, да и для местных жителей бюст будет напоминанием о значимых моментах в жизни великого государства.

Трудно переоценить вклад В.В.Камшилова в духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Он участвует во многих мероприятиях Православной школы, нефтегазового колледжа, других учебных заведений. В гости касимовский депутат приходит не с пустыми руками. Ученики Православной школы говорят ему спасибо за подарки на Рождество, к 1 сентября, за финансирование поездки в Константиново и Иоанно-Богословский монастырь. Для студентов нефтегазового колледжа гланый подарок - книги, которые Валерий Васильевич преподнес всем участникам краеведческой конференции «Науки юношей питают» и деловой игры «Кузница кадров». Шефская помощь оказывается Духовно-просветительскому центру и Молодежному отделу епархии, городским библиотекам.

* * *

Валерий Васильевич любит повторять: «Посеял зерно – иди дальше!».

Это значит, что, заложив основы доброго дела, нужно начинать новое. Он все время в работе, у него много новых планов и замыслов, его телефон постоянно на связи.

К 850-летию Касимова Клыковым был изготовлен макет памятника основателю города – князю Юрию Долгорукому. Но тогда проект не был реализован по объективным причинам. Сейчас Валерий Васильевич опять взялся за эту идею, а сын знаменитого скульптора Андрей готов воплотить проект отца к 870-летию города.

Мечтает атаман Камшилов открыть в Касимове «Аллею Российской славы», начало которой было заложено открытием бюста Александру Невскому. Этот замысел, несомненно, сделает город привлекательнее для туристов и позволит по-новому взглянуть на свою историю местным жителям. Он использует все свои возможности для благоустройства площади имени Александра Невского, улучшения инфраструктуры города, создания новых туристических маршрутов.

Всестороннюю помощь и поддержку оказывает депутат Камшилов в издании энциклопедии Касимова и Касимовского района, проведения фестиваля духовной музыки…

Хочется надеяться, что планы будут реализованы, а посеянные зерна дадут хорошие всходы и богатый урожай.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Хремина
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Все статьи Татьяна Хремина
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03