Издревле в Святой Православной Церкви существует традиция совершать соборные памяти Святых, объединенных либо по роду служения (Соборы Святых Праотец, Святых отец, Святых Апостолов, Вселенских учителей, Всех Преподобных, в подвиге просиявших), либо по месту рождения, подвигов и кончины (Собор всех Преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, Собор Всех Русских Святых и, в его составе, Соборы Московских, Санкт-Петербургских, Владимирских Святых и многие другие, а также Соборы Святых, подвизавшихся в той или иной обители: Хиландарской, Киево-Печерской, Валаамской, Соловецкой, Оптинской и др.). Особое место и значение имеют Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных и память Всех Святых.
Каждая соборная память предполагает почитание не только известных, явленных нам, но и неявленных Святых. Такие празднования являются выражением соборного начала нашей Святой Церкви. Призывая соборную молитву Святых, они объединяют и людей, почитающих их. Так, Вселенские учители Святители Василий Великий. Григорий Богослов и Иоанн Златоуст явились в 1084 году Митрополиту Евхаитскому Иоанну и, объяснив, что они равны пред Богом, повелели установить общий день празднования их памяти, дабы угасить разногласия, возникшие из-за предпочтения одного из Святителей другим.
Древнейшими соборными памятями, установленными в Русской Церкви, стали празднования Киево-Печерским Преподобным и Собору Российских чудотворцев, прославленных Святителем Макарием в 1547 и 1549 годах. С 1607 года стала совершаться соборная память Пермским Святителям Герасиму, Питириму и Ионе. В 1841 году было установлено общее празднование Вологодским Святым, а в 1904 году — Тверским. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 годов было возобновлено торжественное празднование Всем Святым, в земли Российской просиявшим, и определено совершать его в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Святитель-исповедник Афанасий (Сахаров) в продолжении почти сорока лет, из которых около 30-ти провел в тюрьмах, ссылках и лагерях, трудился над составлением Службы Собору Русских Святых, которая стала одним из шедевров литургического творчества.
В 1964 году была установлена память Собора Ростово-Ярославских Святых, и с того времени, на протяжении 70-90-х годов XX столетия, устанавливались празднования Соборам Святых, подвизавшихся в различных областях и обителях Русской Земли. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1992 года установлено празднование Собора Новомучеников и Исповедников Российских, явленных и неявленных. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года в этот собор включено более тысячи имен Новомучеников и Исповедников, и в настоящее время в состав Собора Новомучеников на основании определений Священного Синода продолжают вноситься все новые и новые имена.
5 декабря, 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия установлено празднование Собору Брянских Святых. Собор Святых, эта малая Церковь, объединяет людей всех сословий и состояний нашей малой Родины — Брянской Земли, помогает им почувствовать единство со Святыми и друг с другом, а главное — единение с Богом, дивным во Святых Своих. И мы обращаемся к нашим Святым сродникам словами церковной песни: «О Соборе Святый и полче Божественный, земли нашея утверждение вы есте воистину!» С сайта кафедрального собора Святой Троицы Брянска
_____________________________________________________
Святые, входящие в Собор Брянских Святых:
Святители:
1. Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (+ 1123, память 5/18 августа и в Соборе Печерских Святых). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии.
2. Святитель Феогност. Митрополит Киевский и Московский (+1353, память 14/27 марта). Жил некоторое время в Брянске.
3. Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский (+1696. память 5/18 февраля и 9/22 сентября). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии.
4. Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский (+1715. память 10/23 июня). Был наместником Свенского монастыря.
5. Святитель Филофей, Митрополит Тобольский, в схиме Феодор (Лещинский; +1727, память 31 мая/13 июня и в Соборе Сибирских Святых). В 1701-1702 гг. был наместником Свенского монастыря.
6. Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский (+1857, память 25 мая/7 июня).
7. Святитель Филарет, Митрополит Киевский, в схиме Феодосий (Амфитеатров: +1857, память 21 декабря/3 января и в Соборе Сибирских Святых). Был учителем, а затем ректором Сенекой Духовной Семинарии и настоятелем Свенского монастыря
8. Святитель Игнатий, Епископ Ставропольский и Кавказский (Брянчанинов; +1867, память 30 апреля/13 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни.
9. Священномученик Макарий, Епископ Орловский и Севский (Гневушев; +1918, память 22 августа/4 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.
10. Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов; +1937, память 28 ноября /11 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1906-1908 гг. был Епископом Орловским и Севским.
11. Священномученик Дамаскин, Епископ Стародубский (Цедрик; +1937, память 2/15 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.
12. Священномученик Серафим, Архиепископ Орловский и Севский (Остроумов: +1937, память 25 ноября /8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.
13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.
14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября /7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября /7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября /8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января /7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября /7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября /7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября /7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября /13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских).
Благоверные князья:
22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.
23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.
24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.
25. Мученики и Исповедники Михаил, князь Черниговский
26. и болярин его Феодор, чудотворцы (память 20 сентября / 3 октября, 14/27 февраля, и в Соборах Московских и Тульских Святых). В XIII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.
27. Благоверный князь Черниговский и Дебрянский Роман Михайлович (+после 1288, память 20 сентября /3 октября в Соборе Брянских Святых). Основоположник Свенского мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Именуется Благоверным князем в Русских летописях и агиографической литературе. Местно почитается Благоверным князем и одним из покровителей Брянской Земли.
Преподобные:
28. Преподобный священномученик Кукша Печерский, просветитель вятичей, в Ближних пещерах (+после 1114, память 27 августа /9 сентября и в Соборах Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). Проповедовал в пределах Брянской Земли.
29. Преподобномученик Никон (+после 1114, память 27 августа/9 сентября и в Соборе Тульских Святых). Ученик Священномученика Кукши.
30. Преподобный благоверный князь Олег Брянский (+1331., память 20 сентября/3 октября). Сын Черниговского и Дебрянского князя Романа Михайловича. Основатель Брянского монастыря во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
31. Преподобномученик Александр Пересвет (+1380, память 7/20 сентября и в Соборах Московских, Тульских и Радонежских Святых). Был боярином Брянским.
32. Преподобный Поликарп Брянский (+1499., память 23 февраля /8 марта). Подвизался на Брянской земле, основатель Брянского Спасо-Поликарпова монастыря.
33. Преподобный Тихон Карачевский (XVI в., память 16/29 июня). Город Карачев в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.
34. Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; +1791, память 19 февраля /4 марта; обретение мощей 21 апреля/4 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни.
35. Преподобный Василиск Туровский, Сибирский (Гаврилов; +1824, память 29 декабря/11 января, в Соборе Екатеринбургских Святых), память установлена в апреле 2002 г .
36. Преподобный Зосима (Верховский; +1833, память 24 октября/6 ноября и в Соборе Московских Святых). Подвизался в Брянских лесах.
37. Преподобный Лев Оптинский (+1841, память 11/24 октября). Подвизался в Брянской Бело-Бережской пустыни, затем был ее строителем.
38. Преподобный Макарий Оптинский (+1860, память 7/20 сентября). Подвизался в Площанской пустыни.
39. Преподобный Моисей Оптинский (+1862, память 16/29 июня). Подвизался в Брянских лесах, послушник Свенского монастыря.
40. Преподобный Иона Киевский (+1902, память 9/22 января). Подвизался в Брянской Бело-Бережской пустыни, где был пострижен и рукоположен во иеродиакона.
41. Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия (+1250, память 25 сентября / 8 октября и в Соборе Владимирских Святых). Дочь Мученика и исповедника благоверного князя Михаила Черниговского, во время правления которого город Брянск входил в состав Черниговского княжества.
42. Блаженный Киприан Карачевский (память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших Минея май, часть 3 — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 372.)
Подвижники Благочестия Брянской Земли:
1. Игумен Варнава Одринский (+ после 1720). Строитель Одрина монастыря.
2. Иеромонах Антоний Площанский, игумен Одринский (+1734). Строитель Площанской пустыни и Одрина монастыря.
3. Схимонах Симеон Бело-Бережский (+1741, 15/28 ноября). Строитель и основатель Бело-Бережской пустыни.
4. Иеромонах Пафнутий (Козелкин) Площанский (+1758). Ученик иеросхимонаха Иоасафа, площанский строитель, при перезахоронении в 1787 году обнаружена нетленность его мощей.
5. Иеросхимонах Иоасаф (Медведев) Площанский (+1766). Площанский строитель, положил начало пустынножительству в Брянских и Рославльских лесах.
6. Иеромонах Клеопа Островский (+9/22 марта 1778). Подвизался в Трубчевской Яменской Предплечевой пустыни, ученик старца Василия Поляномерульского.
7. Монах Никита Бело-Бережский, Рославльский (+29 марта/11апреля 1793). Подвизался в Бело-Бережской пустыни, жил в Брянских лесах.
8. Игумен Серапион Площанский (+1807). Площанский строитель, подвизался в Бело-Бережской пустыни, пустынножительствовал в Брянских лесах.
9. Схимонах Феодор (Пользиков), Бело-Бережский (+7/20 апреля 1822). Ученик Преподобного Паисия (Величковского), подвизался в Чолнском и Бело-Бережском монастырях.
10. Схимонах Афанасий (Охлопов) Свенский (+6/19 апреля 1811). Ученик Преподобного Паисия, подвизался в Брянских лесах, в Свенском и Бело-Бережском монастырях.
11. Иеросхимонах Алексий (Блинский) Площанский (+28 марта/10 апреля 1812). Ученик Площанского строителя иеросхимонаха Иоасафа, подвизался в Площанской пустыни, пустынножительствовал в Брянских лесах.
12. Иеродиакон Анастасий (Каменский) Бело-Бережский, Свенский (+1815). Ученик иеромонаха Василия, подвизался в Бело-Бережском и Свенском монастырях, в Брянских лесах.
13. Иеросхимонах Клеопа (Антонов) Бело-Бережский, Валаамский (+19 мая/1 июня 1816). Ученик Преподобного Паисия, подвизался в Бело-Бережской пустыни, при копании могилы рядом с захоронением иеросхимонаха Клеопы обнаружено благоухание его черепа.
14. Схимонах Афанасий (Захаров) Площанский (+17/30 октября 1825). Подвизался в Чолнском, Свенском монастырях, Бело-Бережской и Площанской пустынях.
15. Иеросхимонах Серафим (Веденисов) Площанский, Бело-Бережский (+14/27 мая 1826). Любимый ученик старца Василия (Кишкина), подвизался в Свенском монастыре, строитель Бело-Бережской и Площанской пустыни.
16. Иеромонах Василий (Кишкии) Площанский (+26 апреля/9 мая 1831). Ученик Святителя Тихона Задонского, начальник и возобновитель Бело-Бережской пустыни, подвизался в Свенском и Площанском монастырях.
17. Игумения Паисия Севская (+30 июля/12 августа 1838). Подвизалась в Севском женском монастыре во Имя Святой Троицы.
18. Иеродиакон Макарий (Глобин) Бело-Бережский (+24 октября/6 ноября 1839). Родился под Брянском. Подвизался в Бело-Бережской пустыни.
19. Иеродиакон Мелхиседек Бело-Бережский, Рославльский (+9/22 июля 1840). Пустынножительствовал в Брянских лесах, жил в Бело-Бережской пустыни.
20. Иеросхимонах Афанасий (Степанов) Свенский (+30 декабря/12 января 1844). Пустынножительствовал в Брянских лесах, подвизался в Бело-Бережской пустыни, Свенском монастыре, учитель Моисея и Антония Оптинских.
21. Монах Арсений (Кириллов) Бело-Бережский, Рославльский (+7/20 февраля 1844). Ученик иеромонаха Василия, пустынножительствовал в Брянских лесах, подвизался в Ллощанской и Бело-Бережской пустынях.
22. Схимонах Герасим Соловецкий (+28 октября/10 ноября 1848). Родился в г. Карачеве, подвизался в Брянских лесах, ученик и постриженник монаха Арсения (Кириллова).
23. Игумения Магдалина Севская (+1848). Ученица старцев Василия (Кишкина), Льва и Макария Оптинских, состояла с ними в переписке, подвизалась в Севском женском монастыре во Имя Святой Троицы.
24. Иван Семенович Дудочкин, юродивый (+24 января/6 февраля 1850). Родился и жил в г. Севске, скончался в г. Орле.
25. Иаков (Вечерков), Архиепископ Нижегородский и Арзамасский (+20 мая 1850). Был инспектором Севской Духовной Семинарии.
26. Иеросхимонах Иосиф (Березовский) Площанский (+17/30 марта 1853). Подвизался в Бело-Бережской и Площанской пустынях. В келлии Преподобного Макария Оптинского хранился его портрет.
27. Схимонах Леонид Оптинский (Бочаров) (+4/17 декабря 1853). Родился в г. Карачеве, подвизался в Чолнском монастыре и Бело-Бережской пустыни, ученик старцев.
28. Протоиерей Петр Иванович Турчанинов (+4/17 марта 1856). С 1803 по 1809 служил священником в храме в честь Архангела Михаила г. Севска, церковный композитор. Первый гармонизовал и ввел в обиход в XIX веке древние Церковные напевы.
29. Схиигумен Серапион (Пирожков) Бело-Бережский, Одринский (+30 декабря/12 января 1858). Пустынножительствовал в Брянских лесах, подвизался в Площанской и Бело-Бережской пустынях, строитель Одрина монастыря.
30. Монах Авраамий Брянский (+16/29 ноября 1860). Подвизался в Брянских лесах.
31. Иеродиакон Палладий Оптинский (+5/18 ноября 1861). Подвизался в Площанской пустыни вместе с Преподобным Макарием Оптинским, здесь же пострижен в рясофор с именем Паисий.
32. Феофил Святогорский, Христа ради юродивый (+30 января/12 февраля 1861). Родился в Севске.
33. Архимандрит Никодим (Демутье) (+7/20 февраля 1865). Несколько лет подвизался в Площанской пустыни, ученик Площанских и Оптинских старцев.
34. Палладий (в схиме Пантелеимон) Белобережский, строитель Ордынской пустыни (26 марта 1866). Подвизался в Бело-Бережской пустыни.
35. Монахиня Херувима (Оськина), юродивая (+5/18 декабря 1884). Родилась в г. Трубчевске, подвизалась в Каменском женском монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы.