Фантастика, как жанр, сильно перекликается с метафизикой, работающей традиционно с пластами запредельности, пусть и используя материалы человеческого бытия.
…отсюда – мыслящая планета, знаменитый Солярис, в недрах которого мышление происходит усложнённо: уж человеческий мозг с бессчётными его тайнами не уступает в сложности вселенной, а как представить мозг, увеличенный тысячекратно?
Причудливые кладовые памяти раскрывают былое по-новому, и планета, являющаяся сгустком мысли, работает с человеческими ассоциациями, не говоря – памятью, как считает нужным.
Каждая жизнь поэтична: Лем поэт фантастики, но и – её алхимик, смешивающих в литературных сосудах самое разное: иронию, сострадание, сожаления об ушедшем…
Тихо струится подводная трава воспоминаний; вдруг она вспенивается невозможным, и исследователь, оказавшийся в бездне космоса, обнаруживает собственную жизнь изменившейся…
Есть в этом нечто от возможности проснуться с изменённым лицом, от Кафки, сильно менявшим представления человека о нём самом, от…
…пусть даже экранизации: некогда столь знакомой советскому зрителю: экранизации, представивший и город будущего, и возможные открытия, и блестящую игру любимых актёров; но – никакое киноповествование невозможно без качественной основы…
Таков «Солярис» - во многом ассоциирующийся с эталоном фантастики.
Лем – писатель мысли: неустанной, неуспокоенной, но – совершенно не раздражённой; мысли, стремящейся объять необъятное, расшифровать космос, предложить новые варианты развития и движения.
С. Лем анализирует возможное, выстраивая не бывалое.
Он анализирует это сложно, опровергая расхожий, пустой псевдо-афоризм: Всё гениальное просто…
Сложно!
Очень сложно!
А Данте, и квантовая теория, и Бах…
…Солярис работает: неукоснимо, красиво, медленно, быстро, собирая тысячи процессов в одно, увеличивая скорость читательского сознания, раскрывая бездны, ещё неизвестные человеку.
Известны ли они теперь?
Лем разнообразен: его юмор высокого качества, его шутки врезаются в память.
Попробуйте разобраться с сепульками!
Они – есть процесс сепуления.
…каковое представляет собой занятие ардритов: и оный круговорот прочно вошёл в фольклор советской интеллигенции.
…это – «Звездные дневники Ийона Тихого»: наполненные чудесным юмором, играющие фактурой фантазии и мечты, разнообразно варьирующие человеческое многообразие.
Путешествие манит: всегда, почти всех: звёздное путешествие заманчиво вдвойне.
Русский провидец, поэт космоса К. Циолковский утверждал: Земля – колыбель человечества. Но нельзя же всю жизнь прожить в колыбели!
Лем снаряжает великолепные космические экскурсии, демонстрируя роскошную оснастку языка и чудо, которое может взрастить фантазия.
У Лема – сад фантазии.
И сад фантастики, разбитый им, сияет ярко.
Философско-футурологический трактат «Сумма технологий», -очевидно адресующийся к Аквинату, суммировавшему теологические своды, и, исполнив труд, выходящему из библиотеки с толстым томом подмышкой: а мимо, по изменившемуся городу проносится ярый мотоциклист.
…интеллектроника – религиозно-метафизическая информация, значение значения, суть сути…
Забраться в самые корневые лабиринты, чтобы поймать её – бесконечно ускользающую, такую манящую суть: бытия и фантасмагории, мысли, помноженной на чувства, и чувств, исследованных мыслью.
Восемь глав книги, как восемь ступеней в зазеркалье: или запредельность анализа несуществующей данности: Лем головоломен и очень непрост.
Пролегомены к всемогуществу есть конструирование всего: именно с той интенсивностью, которая это всё отрицает.
Появится фантомология, опережая намного виртуальность: она появится, объясняя грядущее, ибо фантаст выступает порою, как провидец.
Но здесь вовсе не интеллектуальная игра в бисер: здесь – начертание возможных путей…
Жаль, не предлагаются выходы из ситуаций, куда приводят многие из них.
…как-то понятно становится, что морально-этические аспекты сложно соотносятся с нагромождением технологий, так меняющих души, что они уже не могут глядеться в зеркало небес.
А вот «Мнимая величина» - книга, состоящая из предисловий к выдуманным книгам, и из рекламного проспекта к измышленной «Экстелопедии Вестранда»: в определённом смысле – это книга пустот: бесконечное напластование вымыслов, которые, если последовательно разворачивать, ничего не найдёшь.
Лем предсказал нынешнюю действительность: виртуальная реальность убеждает в этом.
Или она – нынешняя – подражает Лему?
…он описывал и Эдем, и путешествие в него,
Только Эдем получался слишком далёкий от рая…
Двутела, существующие там, нагромоздили власть, отрицающую своё собственное существование, и – таким образом – в концепции романа – неуязвимую…
Прокрустика – наука по управлению обществом – очевидно и недвусмысленно отсылает к Прокрусту: известно каким образом расправлявшемуся со своими жертвами.
Так, что бросьте мечтать об Эдеме – вечно будут получаться двутела.
И «Глас Господа» не будет раскодирован, увы.
Но движение в этом направление может породить сверх-мощную творческую энергию, которая, будучи умножаема на талант, даёт великолепные результаты: случай Станислава Лема подтверждает это.