Возобновление традиции освящения истока Волги

В начале 1990-х годов

Архиепископ Юстиниан (Овчинников) 
0
26.05.2021 1126

Отношение к истоку Волги на Руси было особым еще с XVII века; не будет преувеличением сказать трогательным. Наши предки понимали значение этой реки для культуры и национального самосознания. При царе Алексее Михайловиче у истока был основан Преображенский мужской монастырь с целью, чтобы там, в болотистых местах, откуда начинает течь сначала очень маленький робкий ручеек, происходила молитва, освящающая это начало великой могучей русской реки Волги. И в более поздние времена там был выстроен замечательный храм из красного кирпича. С учетом разного рода особенностей обитель не могла сама себя содержать, и она была взята на попечение государства, потому что освящающая истоки Волги постоянная молитва считалась делом государственной важности.

В XIX веке было закрепившейся традицией, что ежегодно тверские архиерей и губернатор выезжали для освящения истока Волги.

В советское время, по понятным причинам, традиция оказалась прервана. В 1990 году ее решила возродить группа тверских энтузиастов. Это Владимир Захарович Исаков, в то время главный редактор тверской областной газеты «Тверские ведомости», Алексей Семенович Чубисов со своей супругой Людмилой и Александр Кокарев, в то время известный тверской тележурналист. О существовании традиции они узнали из работы с архивными документами.

Первое освящение было совершено 29 мая 1990 года, в последнюю субботу мая. В 2021 году освящение запланировано на эту же дату…

Для совершения первого освящения был приглашен настоятель храма г. Осташков архимандрит Вассиан (Шуста). А потом это стало развиваться. У истока сохранилась часовня, крест которой был снят и заменен шпилем в годы гонений на Церковь в России. Инициаторы возобновления традиции самовольно срезали шпиль и установили на его месте специально изготовленный ими для этого крест. В следующие годы количество активистов стало расти.

Валерий и Наталья Колтовые изготовили Оковецкую (Ржевскую) икону Пресвятой Богородицы. Выбор именно ее был не случаен – это ближайшая к месту освящения истока Волги чтимая святыня Тверской земли. Икона была размещена на отдельно стоящей арке недалеко от часовни.

В скором времени инициаторы возобновления традиции обратились к управляющему Тверской епархией, в то время епископу Виктору. Он поддержал их намерения, стал сам выезжать на освящение истока Волги.

С 1993 года, когда сформировалась православная община при храме Вознесения Господня г. Твери, эти люди стали ее основой. Они стали добиваться возвращения Церкви этого храма, в то время занятого промышленной выставкой. Когда Владыка Виктор назначил меня наместником в этот находящийся в самом центре Твери Вознесенский собор, то, чтобы в него войти, мне пришлось покупать билет, потому что там располагалась промышленная выставка. То есть у меня на руках был указ о том, что я наместник этого собора, но для выставки жизнь шла своим чередом. На них никакие указы архиерея впечатления не производили. Тогда началась большая эпопея по отстаиванию прав верующих на то, чтобы они стали хозяевами церковного здания, чтобы там начались богослужения.

Мне навсегда запомнилась община Вознесенского собора, ядро которой составляли люди очень интересные – творческая интеллигенция города Твери. Там невозможно было, и было бы это неправильно, грубо, если бы священник стал действовать по принципу: «Я наместник, и все знаю. А вы выполняйте только мои благословения». Нет, мне сразу было понятно, что я должен видеть в этих людях своих добрых помощников, соратников, что здесь не может звучать просто команда, должно все решаться соборно, при нашем общем обсуждении. Что я как священник призван к тому, чтобы услышать как можно больше мнений членов приходского совета. При этом я понимал, что право решающего голоса за мной. Потом я должен был брать на себя эту ответственность и не страшился ее. Но я старался быть максимально открыт для рекомендаций членов моего церковного совета. И должен сказать, что я не увидел в этих людях каких-то честолюбцев, желающих себя прославить за счет дела служения Церкви. Я видел очень добрых, порядочных, интеллигентных людей. Да, может быть, недостаточно воцерковленных, еще только встающих на этот путь, но они были очень мудры, добры, и мне с ними очень хорошо работалось. И поэтому я и каждому священнослужителю – священнику или архиерею – желаю не бояться общаться со своим верующим народом, будь то паства прихода или паства епархии.

Нам нужно не потерять способность участвовать в диалоге. Нужно прекратить менторски вещать с высоты амвона «непререкаемые истины». Нужно действительно жить среди народа, быть частью верующего народа, чтобы священник ощущал себя частью прихода, а приход ощущал, что у него есть духовный отец. Чтобы на практике исполнялось древнее изречение святооотеческое: «Где епископ, там и Церковь», – об этом часто любят вспоминать. Но там ведь есть и продолжение этих слов, о том, что епископ в Церкви. То есть нужно стремиться быть в Церкви, а не пытаться быть «над Церковью», диктовать Церкви. Об этом говорит Святейший Патриарх Кирилл. Есть все желание сейчас у нашего Священноначалия, чтобы архиереи и священники были доступны своей пастве. Именно ради этого происходит разукрупнение епархий. Но я могу сказать, что это технические способы. Если архиерей или священник сам внутренне не поймет, что ему необходимо общаться с людьми, то как мелко ни дроби епархии, если священнослужители будут удаляться от народа, общение с людьми будет им в тягость, то само по себе дробление не принесет успеха.

Потому что архиерей и священник должны стать отцами своих духовных чад; братьями для тех, кто еще не дорос до таких отношений, потому что многие из тех, кто недавно пришел в Церковь, тяготятся такими отношениями, что священник – отец. Хорошо: будь мне братом, будь мне другом, будь просто человеком, который хочет доброжелательно говорить о духовных вещах. Поэтому я, исходя из своего пастырского опыта, могу сказать, что мы с моим церковным советом за счет такого общения горы готовы были свернуть, и действительно на тот момент было сделано очень многое.

Нам удалось отстоять Вознесенский собор. Это было очень непростое дело. Мы использовали все пути мирного, легального отстаивания права верующих на это церковное здание. В итоге наша настойчивость принимала и достаточно жесткие формы. Но святыня Церкви была возвращена.

Молитва во время освящения истока Волги была одним из важных ежегодных событий нашей общины. Для нас был радостный день, когда на трех больших автобусах мы выезжали нашим приходом. Человек сто двадцать – сто пятьдесят прихожан с детьми, мы участвовали в освящении, приветствовали Владыку Виктора, а потом там устраивали пикник, с играми, с отдыхом на лоне природы. И это было очень памятно, сплачивало наш приход. В этот день мною совершалось массовое крещение в Волге молодежи, в том числе членов военно-спортивных организаций.

В 1995 году я был призван к архиерейскому служению, и покинул тверскую землю, а традиция освящения истока Волги не только не прекратилась, но и получила свое развитие. Освящение истоков стало сопровождаться крестным ходом, задействовался теплоход, провозивший святыни по стоящим на берегу храмам вплоть до Калязина. Как и в дореволюционное время в освящении стала принимать участие региональная власть. С каждым годом праздник становится все более многочисленным и официальным, и мне захотелось рассказать о том, как он был возобновлен 31 год назад; сказать добрые слова о людях, которые много своих сил этому отдали.

И мне хотелось бы передать слово одному из активных участников тех событий – Валерию Михайловичу Колтовому, бывшему мне добрым помощником в качестве старосты Вознесенского собора г. Твери.

***

Валерий Колтовой

«Чувствовалось единение священства и народа»

Решил написать эту заметку в память моих друзей В. З. Исакова и А. С. Чубисова.

Стоял 1990 год. Год назад страна праздновала 1000-летие крещения Руси. В стране намечались перемены, мы стали ощущать себя причастными к Православию. Тем более, что Владимир Захарович и Алексей Семенович воспитывались в семьях, которые не смотря на гонения на Церковь в то время, остались православными. Один родился в Бежецком районе Тверской области, другой на Урале.

Алексей Семенович учился в духовной семинарии с нашим Владыкой Виктором (Олейником), а Владимир Захарович имел желание учиться в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Но жизнь распорядилась по-своему, и А.С. Чубисов стал директором театра и режиссером в Тобольске. После переезда на родину в Тверь, он стал кооператором с удостоверением номером 1 или 2. Владимир Захарович Исаков после окончания Московского университета стал корреспондентом центральных газет Тверской области, в частности, много лет прожил и работал в Осташкове на Селигере.

Люди, неравнодушные к истории страны, всей душой преданные Православию, не могли просто сидеть и ждать перемен. Душа требовала действий, приближающих эти перемены. Владимир Захарович был неутомимым исследователем древних рукописей, исторических событий на своей малой родине. В 1990 году он возобновил издание губернской газеты «Тверские ведомости», редактором которой сам и стал. Однажды в дружеской беседе Владимир Захарович вспомнил о том, что до революции была традиция освящать исток Волги-матушки, воды которой протекали по всей России, освящая её пределы. Слова быстро нашли поддержку у его друзей Алексея Семеновича Чубисова и его супруги художника-графика Людмилы Георгиевны Юги, Александра Сергеевича Кокарева, бывшего тогда режиссером на только что открывшемся Калининском канале ТВ.

На предприятии Алексея Семеновича Чубисова его работниками был изготовлен православный крест, который должен был заменить безликий шпиль на часовне, стоящей на истоке Волги. Замену шпиля на крест никто согласовывать с властями не собирался, так как было ясно, что такого разрешения никто никогда не даст. Положившись на волю Божию, взяв несколько добровольцев из числа друзей Алексей Семеновича, на разбитой машине отправились в село Волговерховье за 260 км. от Твери.

Александр Сергеевич Кокарев взял видеокамеру и снял замечательны фильм об этом событии. Надо отметить, что это событие состоялось 29 мая 1990 года, как потом выяснилось, что день совпал с ежегодным дореволюционным освящением Истока. Волговерховье в то время – это несколько потерявшихся домиков с жителями-пенсионерами, да два не действующих храма. Но и тут Господь помогал, жительница села, имя которой я не вспомню, сохранила храмовую икону Воскресения Христова, с которой братия подошли к Истоку крестным ходом. Шпиль был заменен на крест, отслужен молебен, воды освящены. Служил отец Владимир Шуста, священник собора Вознесения Господня на территории Знаменского монастыря города Осташкова, прослужившего более 40 лет возле мощей преподобного Нила Столобенского. Отец Владимир впоследствии стал первым наместником Нило-Столобенской пустыни архимандритом Вассианом. Сослужил отцу Владимиру отец Иоанн.

Алексей Семенович, Владимир Захарович, Александр Сергеевич Кокарев были знакомы и дружны с отцом Владимиром и об освящении истока договорились заранее. Отец Владимир сказал доброе слово присутствующим, отметил, что дождик после молебна – это хороший, добрый знак, Господь принял молитвы.

После этого приехала районная администрация, высказывались недовольства самоуправством, но крест снимать не стали, не то время уже было. Как пронзительно сказал Александр Кокарев, что возможно это и было самое главное событие в их жизни.

Откуда я все это знаю? Меня ведь с ними не было. Знаю, потому что люди, объединенные большим добрым делом, не собирались на этом останавливаться. Вернувшись в Тверь, они решились на то, что казалось невозможным – вернуть собор Вознесения Господня верующим. Главная трудность была в том, что собор стоит в самом центре Твери, в нем находилась Тверская промышленная выставка. Промышленность к тому времени приказала долго жить, а выставочные площади сдавались в аренду. Никто такой кусок пирога отдавать не собирался.

Но это обстоятельство нисколько не смущало друзей, и была организована двадцатка активистов за передачу храма. С этого момента я уже подружился с этими совершенно удивительными людьми. Часто встречаясь, они вспоминали и про исток, и про множество других не менее удивительных дел. После того, как в 1993 году собор удалось забрать у промышленной выставки и был назначен настоятелем иеромонах Юстиниан (Овчинников), наша община каждый год ездили на освящение истока. Это были настоящие праздники с кашей, чаем, разговорами и песнями.

Отец Юстиниан, после освящения истока Владыкой Виктором, часто крестил в Истоке новообращённых. Все было очень хорошо, чувствовалось единение священства и народа.

Время идет неумолимо, память человеческая слаба, уже не каждый вспомнит, что было 29 мая 1990 года. Мне же хотелось, чтобы мы помнили имена тех, кто по велению души, по воле Божией творил добрые дела. Будем помнить. Нет уже с нами ни Алексея Семеновича Чубисова, ни Владимира Захаровича Исакова.

Фильм А. Кокарева «Воздвижение креста» https://www.youtube.com/watch?v=xwI3oiukmBo возвращает меня к событиям того времени; думаю, что он будет интересен и всем, кому небезразлична история Церкви; то, как происходило возрождение Православия в России после семи десятилетий безбожия.

1.Икону на исток несут А.Кокарев и А.Чубисов

2. Архиепископ Виктор, архим. Вассиан, иеромонах Юстиниан

3. Валерий и Наталья Колтовые - активисты возрождения традиции

4. Освящение истока Волги

5. Иеромонах Юстиниан с паломниками-вознесенцами на истоке

6. Архимандрит Вассиан (Шуста)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Архиепископ Юстиниан (Овчинников)
Все статьи Архиепископ Юстиниан (Овчинников)
Последние комментарии
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 18:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 17:51
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Калужанин
21.09.2021 14:47
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42
«Геолог, исследователь, педагог, публицист, коллекционер»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
21.09.2021 10:09