«Михаил Держинский» - удерживающий от мирового зла – так называла Старца Михаила Сметанина известная Нижегородская Старица, схимонахиня Мария (Кудинова).
Похоронен Старец недалеко от города Дзержинска Нижегородской области, на кладбище около села Игумново. В годы так называемой «Хрущевской оттепели», когда по телевизору хотели показать последнего попа, Старец Михаил исцелял людей своей молитвой и святой водой и все время говорил: «Пейте святую водичку, пейте святую водичку, пейте святую водичку…»
Это по его молитвам ни одна бомба не упала на город химиков Дзержинск. «А если бы упала, -говорил ученик Старца, протоиерей Григорий Долбунов, - Нижнему было бы не сдобровать. Было бы как Хиросима и Нагасаки».
Напротив Дзержинска, на Хабарской горе, на противоположном берегу реки Оки молился Старец Михаил. Сейчас в память о его молитвенном подвиге здесь установлен семиметровый металлический крест. А на середине горы построен храм в честь его небесного покровителя Михаила Архангела. Недалеко от храма бьет родник, где построены купальни. И вода здесь ничуть не уступает воде Дивеевской.
22 декабря исполнилось 60 лет со дня кончины Старца Михаила Сметанина, Михаила Хабарского, как его еще называли. С самого утра спешили на могилу Старца православные, чтобы поклониться ему, попросить молитвенной помощи. Приносили пироги, освящали на могиле.
Помню, когда мы с поэтом Марией Сухоруковой издавали книгу о Старце Михаиле «Богатырь Духа Русского», нам было явлено такое чудо: поставили на могилу воду, а на следующий день она сделалась сладкой.
Дети называли его «жажака раманатненький», что в переводе с детского означает «ароматный дедушка». И этот аромат мы ощутили с Марией. Пошли в гости к сестре Елизавете, келейнице Старца. Попросили что-нибудь на память. И нам дали поясок от ее платья. И вот этот поясок у нас вдруг заблагоухал.
А еще его называют Царским Старцем. Оказывается, когда Царь Николай II с Царицей Александрой Федоровной ехали в Дивеево, чтобы помолиться о даровании Наследника, Они заезжали к Старцу Михаилу в село Наруксово Починковского уезда Нижегородской губернии. И когда Царица вышла от него, Она сказала: «Мы мало молились». Так что и по молитвам Старца Михаила Сметанина появился долгожданный Цесаревич Алексей.
У Старца Михаила была встреча со Святым Праведным отцом Иоанном Кронштадтским. К нему в Кронштадт Михаил Сметанин пешком ходил с Нижегородчины.
Старей Михаил почти не спал. И ночами молился в конюшне или же в лесу, как это делал Старец Григорий Распутин. «Он был таким же трудолюбивым крестьянином, - писала в своей книге «Богатырь Духа Русского» член Союза писателей России, поэт Мария Сухорукова, - как и Старец Григорий, мастером на все руки, «странником опытным». Плача о своих грехах, Старец Михаил, словно кристальными слезами, как и предсказывал, после своей смерти вышел семью ключами на горе Хабарской».
Мария Сухорукова составила жизнеописание Старца Михаила Сметанина (4.11. 1868 г. – 22.12. 1960 г.). Вот некоторые выдержки из него.
«Сметанин Михаил Алексеевич, 1868 года рождения, уроженец села Наруксова Починковского уезда Нижегородской губернии.
Он был высокого роста, сильный, смелый, строен, даже возраст не согнул его. Волосы на голове, брови, усы, борода были черного цвета до конца жизни. Добродушен, спокоен, никогда не повышал голоса. Умел разговаривать с каждым, кто приходил к нему.
Были у него верная супруга Марфа Парфеновна и две дочери: Дарья и Прасковья. Жена постоянно наблюдала, что Михаил по ночам куда-то исчезает, стала искать, а он стоял на молитве в конюшне. И так каждый день. Когда Михаил узнал, что жене известны его ночные занятия, то, по примеру древних подвижников, предложил супруге пребывать в воздержании до конца жизни. И она согласилась.
Пребывая в посте, воздержании и непрестанной молитве, Старец Михаил стяжал духовные дары: прозорливость, исцеление от недугов, утешение, рассуждение и мудрость. От него исходила благодать Божья и сила Святого Духа. Он никого не боялся, ни бесов, ни самого дьявола, такая святость была в нем. Если возложит свои руки на больных, одержимых бесом, что только они ни делали: кричали, лаяли, пели, изгибались, валились. Говорил строго: «Замучил ты (например, Валентину). – Вон! В стадо свиное или в бездну морскую!» И много больных исцелялись с первого раза – их тошнило, рвало, из желудка выходил шар величиной с яйцо или побольше, потом такие больные оживали.
Где бы ни жил, к нему стекались люди со всей округи: у кого скотина заболела, кто сам занемог, кому Бог не дает детей. Старец помогал молитвой и добрым словом. Подсказывал в выборе жениха и невесты, у кого украли имущество – помогал найти воров.
В Наруксове он был в церкви старостой. После революции Сметанины попали под раскулачивание, дом был отобран, и в нем поочередно размещались почта, аптека, сберкасса, тюрьма (КПЗ), так как в доме были подвальные помещения.
Старца Михаила хотели посадить в тюрьму. Все годы безбожия он вынужден был прятаться, скрываться.
В тяжкие годы гонений на христиан он укреплял в людях Веру в Бога, учил жить и соблюдать Заповеди Божии. Нескончаемый поток больных шел к нему с утра и до вечера. Каждого учил, как молиться, чтобы исцелиться. Немолящихся обличал и учил: «Двадцать поклонов Спасителю, двадцать поклонов Богородице и двадцать поклонов всем святым, и остальные поклоны – кому хочешь за родных и близких.
После смерти Старца было родственникам сновидение с предсказанием, что он выйдет ключами. Сон повторился. Было еще одно предсказание, что гора – святая. Она у села Хабарского, где Старец жил, учил, лечил, отчитывал, изгонял бесов из больных, исцелял недужных, утешал страждущих.
Выступая на могиле Старца Михаила 22 декабря, протоиерей Георгий Бакшаев, настоятель храма мучеников и исповедников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских чудотворцев, отметил крепкую Веру Старца Михаила, как бесы боялись его, трепетали, исцелял и изгонял их из людей. «И если посмотрим на современный народ, - продолжил отец Георгий, - на нас с вами, докатились. Все потеряли, все растеряли.
Слабоверные, маловерные, сомнительные. Во что угодно верим. Любим что-то тоже земное. А Господь говорит: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и душою больше всего на свете». А мы привязались к разным грехам и страстям, земным услаждениям. И тем самым теряем крепость Духа, души и тела. И поэтому, вспоминая Слова Святого Евангелия, «по вере вашей да будет вам», какая у нас вера, то и получаем. А раз мы ничего не получаем, значит у нас нет веры. Господь говорит: «Была бы у вас вера с горчичное зерно, не только там чего-то там получали, какие-то наши просьбы, горы переставляли бы.
А мы молимся: «Господи, ничего у нас не получается. Акафисты читаем, Псалтирь читаем, ничего с места не двигается». Как будто нас Господь и не слышит. Надо нам взывать к Господу: «Верую, Господи, помоги моему неверию. Помоги, умножь Веру в нас, Живую Веру, в Единую Троицу: в Отца и Сына и Святаго Духа. Господь - это не что-то. Я вот верю, вот что-то есть. А надо конкретно верить, а не во что-то есть. Если мы что-то хотим купить в своих бытовых нуждах, мы даже не сомневаемся. У нас даже тени сомнения нет. А что-то серьезное: «Ой, у меня там сын, у меня там зять, у меня там муж, у меня там жена. Помолюсь, а может, поможет, а может, не поможет». Это уже сомнение.
А если четко сказать: «Сейчас помолюсь. И Господь поможет». У нас этого, как обычно, нет. Где-нибудь, да червячок вклинится этого сомнения. Смотришь, сейчас все в намордниках, к Кресту боятся подходить, поцеловать, к иконам боятся подойти. Где у нас Вера-то? А значит, мы не верим, что Крестом освящается вода, не верим, что через иконы Господь исцеляет. Куда приплыли-то? Да, остерегаться надо. Допустим, сода есть, чебрец есть трава, есть перекись водорода, такие народные обычные средства. Ну и естественно, если ты знаешь, что у тебя болеет сосед, ну не ходи к нему, если ты сам болеешь, не давай повод другим заболевать. Не лезь на рожон. А то: маска защитит. От масок сколько заболевают, потому что они пропитаны, имеют такое свойство, чтобы не заболел человек, но маска работает только пять минут. Через пять минут будешь дышать своими микробами. Это нормально, что ли? Вам скажут: иди об стенку головой. И ты что? Побежишь? Где рассудительность-то у нас?..
Так что, друзья, надо молиться и крепко верить в Бога и Его Промысел. Довериться Богу. «Не надейтесь на князя и на сыны человеческия», - вот Господь нам говорит, чего надеяться-то на тех, кто нас не туда ведет. Господь говорит: «На Бога, на Меня надейтесь, в Меня верьте, Меня любите, Меня ищите. Я есть Истина, Я есть Жизнь, Я есть Путь». Без этого мы заблудимся, мы и так уже заблуждаемся, то в одну трясину засядем, то в другую лужу. «Иди прямой дорогой», - Господь говорит. А нас, то направо, то налево тянет. Вот и получаем потом по тридцать первое число. Помоги, Господь, нам, укрепи нас, Господи, не оставь нас и не отними от нас разум».
О Старце Михаиле режиссер Анна Москвина создала фильм «Царский Старец Михаил». Мария Сухорукова написала стихи, которые были положены на музыку композитором Борисом Сазоновым. Они и звучат в этом фильме и как нельзя лучше передают суть этого человека.
ПЕСНЬ О СТАРЦЕ МИХАИЛЕ ХАБАРСКОМ
Дух имел Имперский, Царский
Господу служил
Старец Михаил Хабарский,
Старец Михаил.
Бесов изгонял из грешных,
Немощных людей.
Скольких излечил, утешил
Посреди скорбей!
Старца колдуны боялись
И бежали прочь.
И его молитвы гнали
Смерти злую ночь.
И своим моленьем жарким
Родину хранил
Старец Михаил Хабарский,
Старец Михаил.
Со Христом он сораспялся,
Князем тьмы гоним.
Русские святые Старцы
Не разлучны с ним.
И мы просим в жизни адской:
«Дай нам света, сил,
Старец Михаил Хабарский,
Старец Михаил».
Завещал, Богоугодный,
Ты в теченье дней:
«Пейте все святую воду,
Исцеляйтесь ей».
Всем народом Крестным ходом
Мы к тебе идем,
Всем честным, простым народом
Песнь тебе поем.
Как тепла твоя могила
В городе могил.
Помоги нам, Старец милый,
Старец Михаил.
Вымоли Царя нам, Царский
Старец, нам внемли,
Старец Михаил Хабарский,
Ангел всей земли!
Старец Михаил слышит нашу любовь к нему. Однажды мы были потрясены увиденным на его могиле: роза в мороз 22 декабря распустила зеленые листочки.
Ирина Высоцкая, директор благотворительного фонда «Меценат», город Нижний Новгород