Автор с четой Зубаревых
Обладая пятью сборниками стихов Сергея Зубарева, я владею поэтическим сокровищем человека, которого как-то не получалось увидеть лично, но вот это и случилось на церемонии фестиваля «Коктебельская весна»-2020 в Симферополе, где Сергею вручили диплом и знак Лауреата литературной премии имени Николая Гумилёва.
Сергей Куприянович Зубарев родился в 1954 году в Челябинске, живёт в Анапе, член Союза писателей России. Он принадлежит к традиционной почвенной литературе, это подлинно русский поэт, именно русский тип целомудренной православной традиции, выражающей духовную жизнь и большие идеи.
Голос России
Чтение его сборников - это наслаждение поэтическим мастерством и его художественными открытиями. Радость для глаз и души - цветение ветреницы, "коснешься ль музыки озябшею душою", чувства, "вдруг, нежданного, большого". И пенье речки, и свет зари, - "только слушай и смотри... ", только откройся сердцем навстречу всё еще прекрасному открытому поэту миру, где "ночуют облака в саду", где запах "мёда и яблок", их вновь и вновь чарующее созвучие с облаками. Кому это доступно? Только тем, у кого есть невидимые миру крылья, позволяющие видеть, как «с астр летит пыльца», как свет опускается на страницы сборника стихов, как оживает при каждом соприкосновении с ним читатель, но не простой, а равный Поэту, если понимает и принимает его"свет небесно-голубой", если замечает "музу с бубном охрипшего грома", если может соединить "музыку и исповедь".
Постоянные составляющие русской поэзии и вечного русского мира притягивают читателя: это любование окружающими людьми, созвучной настроению природой, проявлениями русского характера, бытия, предназначения поэта, судьбы Родины, ирония по отношению ко всякого рода разрушителям нашей культуры и менталитета.
Голос поэта – это голос потаённой России, о которой слышали да не знают «властелины денег» с жадными руками, предавшие свою культуру, не желающие её знать и как звать.
А она, эта потаённая, глубинная России, живёт себе, соединив земное и небесное, различая лавр, венчающий победителей, которые зачастую его сами себе и надевают, и терн, на шипах которого «кровь Христа, идущая в Небо».
Вера в Россию и русскую культуру даёт возможность создавать жизнеспособную поэзию, вопреки постмодернистам и «постчеловекам», при этом сохраняя трезвый ум, цельность мироощущения, красоту полнокровной лексики, восприятие живого слова, подлинной музыки, живописи – это ли ни животворящее дело, развитие духа, искреннее и наполненное?
«Душа шепталась с Богом»
Сколько звуков жизни в стихах сборника, сладких и молитвенных, пения скрипки и сверчков, мелодий Моцарта и Листа, плеск вина, веселый треск дров в костре: «в спящих травах не уснут цветы, //Будто слаще им никто не пел», «в тишине, в стакане плещется луна», и всё это выливается "из души нараспашку", которая состоит из "потёмок и Света", пьянящих и сжигающих стихотворца дотла. Ведь поэта будит не будильник, не птичье пение, а стихотворная строчка, которая пробивается, как подснежник, на свет, потому что "бессонная душа шепталась с Богом".
Мы шли в Симферополе вдоль укреплённого недавно берега реки Салгир, неширокой и неглубокой, местами стремительной и потом с еле заметным движением, приближаясь к библиотеке имени Ивана Франко, такой красивой, блистательной, уютной и гостеприимной, на церемонию награждения. И здесь я познакомилась с женой поэта по имени Любовь. Я не удивилась, что такой красивый человек, как Люба, может быть, и рождена, чтобы вдохновлять Сергея на талантливые стихи, на то, чтоб вырастали крылья, чтобы глаза поднимались к звёздам, а потом опускались к детской кроватке. Воля человека подстёгивается словами «надо» и «нельзя». Коль на себя взвалил «поэта крест», иди к «своей вершине», не выпуская «из рук подругу-лиру», «заглянув в глаза любимой». Жену в стихах он называет Берегиней "за то, что бережно поддерживает пламя", и «душу обжигая, и ладонь».
Какие подарки несет к ногам Любови поэт: " сад в золотом огне", гусиное перо, «упавшее с неба»:
А мотыльки летят в раскрытое окно
на лампы яркий свет, им обжигает крылья
Горячее стекло. Так будет вновь и вновь.
Летящие вослед, все рухнут от бессилия.
Когда-нибудь и мы... Не плачь, моя Любовь...
Жизнь является накоплением любви, многоликой, питающей, выпрямляющей. И когда люди живут много лет рядом, то важно слышать друг друга, прощать, чтобы сказать:
Как небо весною безоблачно сине!
И травы купаются в майской теплыни.
От яблонь цветущих хмелеет округа...
Мы любим друг друга! - Мы любим друг друга!
Слова всеохватные, и в личном плане, и во всеобъемлющем, христианском. Сбережение женственности, сохранение женского предначертания – важнейшие и спасающие, исцеляющие деяния в нравственном возрождении и сохранении жизни, и семьи, которой угрожают ювенильные опасности, социальная несправедливость.
«Выдавливаю беса»
Сергей Зубарев видит, где есть места «разрыва» в ткани русской традиции, где бесчинствуют чуждые подражания западным образчикам, и латает нашу русскую ткань традиции, утверждая своей поэзией полотна совестливости, светописи, небесной высоты и подлинности.
О каком говорите Вы счастье?
Нет его и за тысячу миль.
Раз людей продают на запчасти,
Словно угнанный автомобиль.
С неба капнула в реку звезда,
Значит, с нами и он плачет тоже.
Плачься Богу, а слезы - вода,
Да иная и крови дороже.
Вот говорят: "вся наша жизнь - борьба
За лучшее на этом свете место",
«Выдавливаю из себя раба…»
А я всю жизнь выдавливаю беса.
Естественная реальность, критическая интуиция, полемика с либералами, сосредоточение на родном позволяет Сергею Зубареву поднять вопрос взаимоотношений общества и поэзии. Он обращается к тому времени, когда поэты собирали стадионы, а почему сейчас такого нет?
Не оттого ль, что много криводушных?
Но вот стихи, как прежде, не звучат,
И люди не внимают им послушно.
И никого не гонят из страны.
Пускай себе крамольно что-то пишут.
Властям поэты нынче не страшны,
Поскольку их почти никто не слышит.
В стихотворении «Апокалиптическое время» вновь вопросы:
Что за режим во дворе?
- Денег тотальная власть...
Мерзкой той власти конец
Будет ли? Грянет ли час?
Наш терпеливый Отец
Скорбно взирает на нас...
Поэт не позволяет себе отстранения от реальности наших дней, не идёт за толпой, ищет русские смыслы, сохраняя Верность себе и дому:
Я, как бриг, в штормах поистрепался,
Пережить сумел девятый вал.
Хоть в чужие звезды и влюблялся,
Порт приписки с флагом не менял.
…Милей в сто раз родная гавань
И душе, и сердцу моему.
... Я в глазах родных любовь прочту,
Лишь одну я не забуду горечь,
что не все сегодня на борту.
Мы ощущаем «стихотворный озноб» поэта, потому что он
«не пишет, сгорает»:
"Трещина мира прошла через сердце поэта"
И оглушительной болью пронзила его.
Бог стихотворцу дал Слово, но отнял за это
радость покоя. А так, в остальном, ничего.
«Крест поэта» - «нести нелегко, но не бросишь крест свой в поле - яблоней цвести».
Он нацелен на сопряжение духа, обретение смысла в продолжении русской традиции в современности, он возвышает личность понимающего читателя.
Поэзия Сергея Зубарева противостоит современным провокациям, перформансам, пустым «брендам» и бредням, новым варварам и провокаторам. Это русский тип современной поэзии, централизующей Личность, которая немыслима вне своего народа, Отечества и Христа.
Лидия Довыденко - секретарь Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», прозаик, публицист, критик, общественный деятель