Явные и скрытые реформаторы Православной веры, экуменисты разных толков, как на западе от России, так и в самой России, всячески проталкивают идеи либеральных свобод среди не только прихожан Православной Церкви, но и даже среди священства и священноначалия Русской Православная Церкви. Бывает и так, что свободное поведение нередко даже не возбраняется и в таинстве причащения Святых Христовых тайн, как и в вопросах пощения перед Причастием, исповеди перед Причастием и свободы интима.
Экуменическая и либеральная потребность освободиться от святоотеческих норм направлена на сведение Православия до уровня Католицизма и Протестантизма, т.е. направлена в конечном счёте на закрытия значительного числа Православных храмов, как это происходит на Западе, к низведению Таинства Евхаристии до уровня латинской мессы и протестантской трапезы, объединения остатков трёх обескровленных ветвей Христианства под экумо- либеральными постулатами.
Приходится согласиться с тем, что пробралась таки либерально-экуменическая эклектика и эпатаж со своими субъективно-эмоциональными взглядами и в православную церковную среду, проявляя без стеснения пренебрежительное отношение к истории и традициям нашей Православной Церкви, как и к Заповедям Иисуса Христа и Святому Преданию.
Отступление в малом влечёт за собой последующие отступления в большем. Об этом в своё время говорил и Паисий Величковский и Серафим Саровский и всегда - Святое Евангелие. "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк., 16:10). Неверность и малодушие влечёт за собой и предательство. Неверные и малодушные находят себе утешение в разных свободах: в свободе врать (фейк-свободе), в свободной любви, в свободе безответственных фантазий и заблуждений, в праздностях, позёрстве, холуйстве, рынке и обмане.
Можно ли отнести такое утверждение, как: "Вера - это свобода", к христианской правде, соответствующей истории и традициям РПЦ, Заповедям Божиим и Святому Преданию? Между тем, такого содержания высказывания себе позволяют не только рядовые православные люди, но и некоторые священники. Можно уверенно говорить, что вера может сделать человека лучше, но отнюдь не всякая вера. Также и не всякая вера может сделать человека свободнее, а тем более полностью свободным. Полностью свободным его не сделает ни какая вера, в том числе и Православная вера. Православная вера не освобождает верующего от любви к Богу и к Жертве. Любовь к Богу это святые узы, а не свобода. Соединив любовь со свободой, люди выходят на панель для дальнейших грехопадений.
К тому же история западной Европы нам наглядно показала сегодня, к какой свободе привели доверчивых прихожан на западе свободные нравы в Католической и Протестантской церкви, как и в общественной жизни ЕС и США.
Надо помнить, что абсолютной свободы не бывает. Абсолютная свобода по определению должна быть свободна и от самой себя. Мы можем говорить о свободе только в каком-то смысле, том или ином. Вот пример из Евангелия от Луки: " Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал: женщина! ты освобождаешься от недуга своего." (Лк. 13: 11,12). Иисус не сказал ей: ты свободна!?". "Свобода в каком-то смысле" это уже ограниченная свобода, а потому уже - не совсем свобода, зауженная в пространстве человеческой воли и желаний свобода. Смыслы заключают свободу в рамки, делая из неё узника рамок. Точно также, как всякие рамки делают человека ограниченным, то ли правилами и законами административно, то ли - заключением пожизненно.
Чем вера в Творца более ответственная и глубокая, тем она позволяет видеть мир с меньшими искажениями. Она даже может освободить человека вообще от искажений мира, но она не может освободить человека от самого мира. Сам же мир не освобождает никого от самого себя, он может открывать человеку новые горизонты, новые свои особенности и более тонкие свои законы, например, в сфере физики слабых и сильных взаимодействий или в сфере богочеловеческих отношений. Но он не освобождает людей от самого себя. Даже убив себя, человек не освобождается от уз окружающего его мира. Он гниёт в земле по законам этого мира. Поэтому пышное утверждение "вера - это свобода" по сути своей излишне эмоционально, поверхностно и весьма легковесно.
Я бы даже сказал: излишне либерально и весьма непродуманно. Общественная среда в России конца 29-го века начала 21-го века богата людьми, которые любят себя выражать без ограничений, и как им кажется свободно, и даже тогда, когда им нечего выражать. Но подобными проблемами они себя не обременяют, и предпочитают вопросы заменять трескучими заявками и позами.
Текущее время - время неофитов, неофитов широкого профиля: большого набора вер, либерализма, гедонизма, очень свободного рынка, свободы вообще, глобализма и атлантических ценностей. Среди неофитов заметна тяга к эклектике, эпатажу, потребности общественных винегретов. Отсутствие необходимых знаний в вопросах веры и общественной жизни сильно тормозит их развитие, как членов гражданского общества. Своё общение в Интернете они часто превращают в коммунальные склоки и тем ставят жирную точку на своем общественном освобождении от сандалов, хамства, оскорблений и обывательщины. Всё это является следствием патологической тяги к свободе вообще, к свободе от ума и размышлений. "И сказал виноградарю: "вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; на что она и землю занимает?" ( Лк.13:7).
Оставим католицизм и протестантство атлантическому миру и остановимся на вопросе: Православная вера и свободы. Первое, что мы должны сделать - это обратиться к Божиим Заповедям, данным христианам. Известно, что их - десять. Рассмотрим их под углом зрения свободы. Заповеди, непосредственно призывающей к свободе вообще, среди Божиих Заповедей нет. Это говорит о том, что сама по себе свобода, как самоценность, не является целью православной жизни. Целью православной жизни является Любовь, которая содержит в себе и узы, и долг, и преданность, и ответственность, и жертвенность. Чтобы назвать все перечисленные качества свободой, надо быть законченным либералом. Свобода и любовь сочетаются меж собой успешно только на панели.
Обратимся к Заповедям:
Заповедь 1. "Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози иниии, разве Мене".
Эта заповедь по существу запрещает свободное непринуждённое и небрежное отношение к Богу-Творцу: нельзя, как хочу, так и воротить свои отношения с Богом.
Заповедь 2. "Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землёю; яко да не поклонишися им, ни послужиши им."
Эта заповедь в наибольшей степени касается вопроса христианского отношения к свободе, как ценности веры. Свобода - это то, из чего нельзя делать для себя кумира и всяческого подобия кумира.
Заповедь 3. "Не приемли имене Господа Бога твоего всуе."
Вообще не приемли Господа всуе, в том числе и в свободной суе.
Заповедь 4. "Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвори в них все дела твоя, в день же седьмой – суббота Господу Богу твоему."
В выборе содержания седьмого дня тоже свобода Богом не предполагается.
Заповедь 5. "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли."
Это заповедь любви к родителям, но не заповедь свободного поведения к родителям.
Заповедь 6. "Не убий!"
Запрет на свободу уголовщины, никакой свободы уголовщине.
Заповедь 7. "Не прилюбы сотвори!
Запрет на прилюбы (разновидность свободной любви).
Заповедь 8. "Не укради."
Запрет на свободу воровства.
Заповедь 9. " Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна."
Запрет на ложь и на свободу вранья.
Заповедь 10. " Не пожелай жены искренняго твоего..."
Запрет на ещё одну разновидность развратной любви."
Суть этих заповедей Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобая ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя". (Мф. 22: 37-39).
Мы видим, что в Заповедях Божьих в ветхом изложении и в изложении Иисуса Христа там, где говорится о Любви, благословлённой Творцом, там нет места свободе вранья, воровства, уголовщины и свободной и распущенной любви. Ни в одной заповеди не используется понятие "свобода". Поэтому такие заявления, как: "Православная вера - это свобода", оставляют после себя очень большой шлейф вопросов, и, базируясь на либеральных эмоциях, не могут считаться православно оправданными.
Кто - не с Божиими Заповедями, тот - не с Господом. Кому более мила свобода, придуманная им самим или его знакомыми, нежели любовь по Заповедям Божиим, тот - не с Богом. Но он может громко прикрыться желанием свободы от греха. Однако, кто серьёзно думает о своих грехах, тот рано или поздно выходит на тот уровень понимания проблемы, который определён в традиционной русской культуре, как "без Бога - не до порога", когда путь к Божиему порога лежит через покаяние и причастие, а не через всесвободу. Так это и определено в Православной вере: чем сильнее покаяние - тем сильнее связь с Богом. Именно православного христианина влечёт связь с Богом, а не свобода в общении с Богом! Надо также отчётливо осознавать, что любой выбор свой современный человек делает своей душой, умом и волей вместе со своими грехами, т.е. несвободно от грехов, в том числе и от первородного греха. У современного человека есть принципиальная возможность выбирать что-то вместе со своими грехами, в частности, есть возможность выбирать покаяние, но нет у него принципиальной свободы выбирать что-либо, особенно для оболваненного и расхристанного свободой.
1. Попытка уточнения