itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пушки и тюльпаны

Человек на войне

0
386
Время на чтение 6 минут

Лицо Сергея Григорьевича, когда он стоял у черной доски и кончиком мела выводил схему нижнего склада, куда предстояло возить из делянки лес, выражало открытое сожаление, как если бы он жалел этот лес. Мы, учащиеся первого курса Тотемского Лесного техникума, на котором в то время учился и Коля Рубцов, обожали учителя по черчению за то, что он был человеком, хотя и скромным, но увлеченным, особенно, если дело касалось музыки и того, что пело и вдохновляло.

Зачастую свои вечера, особенно в праздники проводили мы в центре города. Там, среди стройных берез городского парка, а то и на стадионе звучала духовная музыка, воспевающая родину, армию и народ. О, с каким задором и смелостью звучали тромбоны, трубы и барабаны! Не только взрослые, но и дети, слушали музыку в честь победы в Великой Отечественной войне, внимали песням, фокстротам и вальсам, и как бы даже взвивались туда, куда уводила мелодия звука. На скамейках парка не было ни одного свободного места. Всем хотелось увидеть самого Самодурова, на плечах которого, как крылья ворона, то поднимался, то опускался красивый черный пиджак с 4 орденами и 11 медалями, от которых, право, так и дышало Великой Отечественной войной.

Как-то по-новому мы смотрели на участников духового концерта и того, кто им управлял. По-новому оттого, что оно обещало то, что нам бы хотелось узнать и принять. Принять полным сердцем...

Все мы знали, что Сергей Григорьевич был на войне. Поэтому удивлялись: откуда у Самодурова могло быть такое познание всех маршей, фокстротов и гимн-парадов. Однажды даже спросили его: где он музыке научился? На что Самодуров ответил:

- Где же, как не на грешной войне! Там много было свободного времени. Кто-то из нас письма строчил домой. Кто-то стихи сочинял. А я музыке отдавался. Она со всех сторон на меня. Знай, лови ее, хоть с пропеллера самолета, хоть с пули-гули. Даже в скрежете танков я слышал музыку. Страшноватую, правда, однако свою, естественную, земную.

Сергей Григорьевич не бравировал. Дома у него, считай, с 45-го года хранится армейский аккордеон. Вручили его Самодурову действительно там, на войне. В перерыве между боями он и играл для бойцов то, что требовала душа.

Почти всю войну провел Самодуров за пушкой. Был ранен. И не однажды. Сколько раз отставал он от дивизиона, пока лечился. Вылечившись же, снова старался попасть к своим батарейцам. Спешил по дорогам войны. То на попутной машине, то на телеге обоза, то на своих проворных ногах.

Война – дело грозное. Сколько было стоических поединков. Ты со своим заряжающим - с одной стороны, фашисты с танками и пехотой, - с другой.

Запомнилась Изюм-Барвенковская операция. Это была преисподняя, а в ней - то могильная тишина, то зловещая канонада, где неведомо, кто с тобой плечо о плечо, а кто в стороне. Живые казались мертвыми, мертвые – удальцами. Раскаленный металл, парашюты огня и эти незримые пули, в которых скрывалась твоя судьба. Или в тебя они, или мимо?

Да и все остальные бои, где напротив тебя - тарахтящие танки, руки с гранатами, свастика на броне, могли быть последними, кабы не музыка жизни, которая, все напасти, перекрывая, рождалась там, где смотрела в глаза тебе смерть-стихия, и ее предстояло принять, как судьбу.

Запомнились капитану и апрельские дни 45-го. Берлин. Батарея его, то на дизельных тягачах, то на сильных автомашинах шла и шла по улицам города, где были целыми только первые этажи. Все верхние части зданий лежали в развалах, напоминая курганы из рваных нагромождений с блеском железа, стекла и камня. Фрагменты стен, крыш и лестниц, воспринимались, как мертвые памятники войны.

Немцы были в отчаянном положении. Не видя пути к спасению, они жестоко сопротивлялись.

В те последние дни войны батарея Сергея Григорьевича продвигалась к разбушевавшейся водами Шпрее, где были сосредоточены последние силы врага. Мало кто знал, что в это время в главном гитлеровском дворце шла церемония свадебного процесса Адольфа Гитлера с Евой Браун. Именно в эту пору самодуровцы и наводили стволы своих пушек на стены рейхстага. Возможно, одну из ям во дворе канцелярии и вырыла пушка бравого капитана, куда и были закопаны дьявол-жених с дьяволицей-невестой.

У войны оставались последние дни. Самодуров со всей своей батареей провел их рядом с рейхстагом. Справа дымились дворцы, слева горели хоромы. Из глубин зоосада слышался вой. Следом за ним – и рычанье. Население зоосада, в числе которого были тигры, львы, шакалы, птицы и барсуки, всё было выпущено на волю. Разбежалось и разлетелось, а их клетки с вольерами заняли немцы, спасавшиеся от расправы там, где должны были спасаться безвинные звери.

Ночь. Тени то ли людей, то ли зверей. Сам зоосад, будто чудище, трудно дышал, словно, кого-то предупреждая о том, что здесь находиться сейчас опасно. Но кто здесь свой? Кто чужой? Сутки, а то и двое все обитатели сада были похожи на жителей ада, которые, паникуя, носились, как бешеные, средь веток.

Под утро, всё, что было вверху и внизу, немного угомонилось. Из всех щелей, вольеров и клеток повылезали солдаты рейха. Прямо на клумбы, где расцветали ландыши и пионы, складывали винтовки и автоматы. Затем поднимали руки и уходили туда, куда поведут.

Не спавший всю ночь капитан Самодуров решил вздремнуть у лафета пушки. Только бы очи закрыть, да охнул, не столько от страха, сколько от дива. Под рукой его прижималось к ладони что-то мягкое и живое.

- Кыш! – сказал Самодуров, признавая маленького тигренка. Тут, как тут с автоматом в руках адъютант Вова Баров. Впился взглядом в тигренка:

- Пристрелить?

- Да ты что!? - Самодуров погладил тигренка не только рукой, но и коленом ноги. – Он защиты просил у тебя, а ты его – бац! Эдак-то, Вова, не надо. Война, понимаю, всех нас круто ожесточила. Но теперь ей конец. И жестокости нашей –конец.

Вова не дал договорить. Потянулся к тигренку.

- Коли так, я с собой его! Увезу в Ленинград!

- Вот этого делать как раз и не надо, - остановил его Самодуров. – Здесь, в германском саду он, как дома. А там, у тебя, в Ленинграде, будет ему, как в тюрьме. Или не эдак?

- Эдак!- согласен был Вова.

Ах, как пахли в тот день расцветающие на клумбах среди винтовок и автоматов малиновые тюльпаны. Самодуров смотрел на них и видел далекую Тотьму с такими же радостными цветами, которые полыхали в каждом почти палисаде, вознося над собой музыку и привет.

Войны уже нет… Берлин, взбудоражен. Всюду русское над фашистским. Кругом салюты, возгласы, радостное «Ура». Самодуров сидит на лавочке, рядом с пушкой. На коленях - аккордеон. Рядом с ним прямо в муравке – боевые артиллеристы. Вон заряжающий. Вон наводчик. А вон и Вова с подносчиками снарядов. А там, за воротами, где машины, целый взвод только что прибывших пехотинцев. Взгляды у всех – к сидящему на коленях у капитана, словно на троне, аккордеону.

- Нашу! Нашу давай! – доносится от пехоты.

Самодуров спрашивает глазами:

- А какая она?

- Самая! Самая!

Самодуров разводит меха. И голосом задушевным, каким когда-то пел той, на ком собирался жениться:

В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнет липа,

Иль роса блестит,

От тебя такой красивой

Глаз не отвести.

Сделал паузу Самодуров. Высветился глазами, передав волнение всем, кто с ним рядом, и умчался душой вновь на родину, как бывалый тотемский кавалер.

Прошел чуть не полмира я,
С такой, как ты, не встретился,
И думать не додумался,
Что встречу я тебя…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Багров
Память возвращается как птица…
О дружбе с Николаем Рубцовым (3.01.1956 - 19.01.1971)
04.01.2024
Опора – в своем народе…
К 90-летию великого русского писателя Василия Ивановича Белова
28.09.2022
Незабываемые встречи
К девятому дню кончины автора
09.07.2022
Забытое
Воспоминания
08.04.2022
В земле и на земле
Воспоминания
01.11.2021
Все статьи Сергей Багров
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25