Спасский Староярмарочный собор

Святыня Нижнего Новгорода

0
518
Время на чтение 6 минут

Притом же ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

2 Тим. 3, 15—17

Моё детство прошло возле его стен в играх, обидах, огорчениях и радостях. Ещё не были возведены у стен его строительные леса для реставраторов, в послереволюционный период впервые решивших подновить внешний облик здания. Вымощенная булыжником мостовая, проросшая травой, являлась для нас и площадкой для игры в лапту, чижика, и местом для катания на велосипедах.

Мне нравилось бывать у храма летними вечерами. Тепло и тихо. Неподвижно стоят старые высокие липы. Тогда вокруг собора их росло много. Они как бы отделяли его живой изгородью от сараев, непрерывной стеной протянувшихся с одной стороны за алтарём, с другой стороны — на месте бывшей когда-то колокольни (о том, что с западной стороны собора возвышалась колокольня, я узнал позже, разглядывая старинные фотографии). Перед собором, с той его стороны, которая обращена к Главному ярмарочному зданию, возвышался крепкий бревенчатый дом, окружённый малоухоженным садом, вольно заросшим вишнёвыми деревьями и смородиной. Я помню, как ломали этот дом, и мы, мальчишки, выискивая что-нибудь таинственное, неожиданное (почему-то веря, что в таком доме подобные предметы обязательно должны быть), пробирались по раскуроченным полам из одной комнаты в другую, подбирая всякие занятные тогда для нас вещички, которые, действительно, всегда оставляются хозяевами в порушенном и брошенном ими жилье.

С другой стороны собора стоял жилой двухэтажный каменный дом (стоит он и по сей день), а уже за домом, за железнодорожной насыпью, в котловине было озеро со странным названием — Цыганка. Когда-то озеро входило в единую систему ярмарочных каналов. Но затем каналы перерезали насыпями. Так образовалось пять самостоятельных озёр. Но единственное из них — Цыганка — имело самостоятельное название и не было за­грязнено нечистотами. В нём ребятня и взрослые купались и ловили рыбу. Оно было соединено ручьём с огромным в ту пору и на удивление чистым Мещер­ским озером. Сейчас ни одно из этих озёр не существует. Как не существует и многое из того, что окружало собор в мои детские годы.

Но удивительно другое. И сейчас, вспоминая свои ощущения, я как бы заново переживаю те минуты таинственности, что каждый раз испытывались мною, когда я проходил возле величественных белых стен. Проходил мимо сказочного и непонятного, оставшегося от какого-то другого, неведомого, непостижного для меня мира. Это ощущение складывалось ещё и от того, что, в отличие от других порушенных и осквернённых церквей, Спасский собор был не разрушен. Его массивные двери, окованные металлом, покрытые почерневшей и местами проржавевшей до дыр чеканкой, были всегда заперты. За этими дверями сначала хранили химикаты, потом металлические лодки, ещё что-то. Это для меня, мальчишки, было понятным, будничным. Но уезжали нагруженные машины. Закрывались невероятной высоты и тяжести двери, скрипя коваными петлями. Бухало гулкое эхо. Лязгал замок, повешенный на вделанные в окантовку дверей кольца, и собор с этого момента, казалось, начинал жить своей, неведомой и непонятной для меня жизнью.

Холодом и сыростью тянуло из зарешеченных ажурной ковкой подвальных окошек. Много всяких небылиц рассказывали мальчишки друг другу про эти подвалы, пугая и нагоняя страху на собеседника. Когда шли к дому с рыбалки уже затемно, то также невольно опасались и неприступных пикообразных решёток на высоких окнах самого собора, потому что за ними было неведомое и непостижимое для нас, но необоримо влекущее к себе. Я много раз пытался заглядывать в эти окна. Для этого мы местами отгибали крашеный металл, которым были забиты окна, но ничего разглядеть не могли. Непроглядная темнота добавляла ещё большей таинственности, фантастической непостижимости для наших детских умишек и сердец. Позже, немного повзрослев (мне тогда исполнилось лет двенадцать — собор к этому времени одели в строительные леса, реставраторы подновили лепнину, заменили металл на куполах, покрасили серебрянкой), я побывал на крыше собора. По ненадёжной висячей металлической лестнице, один конец которой был прикручен к кромке купола ржавой проволокой, а другой свободно болтался, отчего лестница раскачивалась в разные стороны, я поднялся на самый верх собора, — к кресту над главным куполом. Тогда же каким-то чудом оказался и внутри собора.

Было покинуто жутко, одиноко. Мне казалось, что в осквернённом храме поселилась враждебная, недобрая сила. А может быть, затрепетала в мальчишечьей груди душа, потянулась, ожила. И именно это новое, незнакомое состояние напугало беспомощное, не укреплённое верой сердечко. Три из четырёх кругов малых глав изнутри храма тогда ещё были затянуты живописными холстами с ликами. В то время размеры их для меня были огромны, а форма холстов в виде круга — необычной. Помню и каменные ступени перед алтарём и металлическую решётку, ограждающую солею. Всё увиденное произвело тогда на меня большое впечатление. Впервые осознанно я находился в Божьем храме. Видел пусть разорённое, разграбленное, но во внешней, главной форме оставшееся нетронутым внутреннее расположение храма.

Долго внутри собора я боялся находиться и потому побыстрее выбрался наружу, где всё было знакомо, понятно, доступно.

Надо сказать, что собор был своеобразным притяжением для людей, по тем временам не совсем обычных. Так, в двухэтажном доме за собором жил охотник, привёзший однажды из леса живого медвежонка. Зверь этот жил в палисаднике под окнами квартиры охотника. Для него там была сколочена будка, которая перестраивалась по мере того, как медвежонок рос, превращаясь в настоящего бурого медведя. Изменялся и забор вокруг палисадника, всё больше становившийся похожим на ограждение зверинца. Все эти строения были сооружены возле дома со стороны озера.

Медвежонок был прикован к будке цепью. По мере возмужания зверя цепь всё чаще и чаще не выдерживала мишкиных забав, рвалась, и тогда он вольно бегал вокруг собора на забаву детям, с визгом от него убегающим, к невообразимому ужасу родителей. Когда мишка стал уже совсем большим, разгневанные соседи и родители выдвинули его хозяину ультиматум, после которого зверь исчез. Куда и какова его дальнейшая судьба, мне неведомо.

В том же доме за собором жил ещё один примечательный человек. За день он обходил все окрестные помойки и свалки. В те времена подобное занятие для жителей нашего района было в редкость. Собирал на них всякую рухлядь. Стаскивал её всё в тот же палисадник, который огородил высоким, без единой щёлки забором, сколоченным из обломков досок, ржавого железа, стянутого верёвками и колючей проволокой. Богатство своё он берёг пуще глаза. Злые собаки (перевоспитанные и каким-то образом отдрессированные наши обыкновенные разношерстные и до этого бывшие добродушнейшими псами ярмарочные дворняжки) поднимали невообразимый лай и рычание, когда кто-нибудь приближался к его владениям. А там, вдоль железнодорожного полотна, приспособленного как тупик для отстоя вагонов, проходила известная всем тропинка. Лай за колючей проволокой днём не утихал. Но была у этого человека одна рыжая, гладкошерстная псина, отличавшаяся от других бесконечной преданностью хозяину и лютой ненавистью ко всем, кто осмеливался к нему приблизиться. Она неотступно, понурив голову, плелась за стариком. Вместе с ним по вечерам обходила вокруг забора. Мы прятались от неё за колонны паперти, залезали на крыши стоявших рядом гаражей, прятались в разросшихся кустах вдоль дороги. Если старик нас всё-таки замечал, он коротко приказывал собаке: «Взять!?» И тогда гурьбой мы бросались бежать от собора по усыпанной щебнем аллее, которая через некоторое время стала именоваться бульваром в честь 50-летия Великого Октября, затем превратилась в чистый и уютный сквер, потом — в грязный и разбитый проезд и, наконец, много лет спустя, стала пешеходным путём к открытому, вновь ожившему собору. Но до этого было ещё очень далеко. Нужно было сломать деревянные дома перед собором, вырубить одичавший садик, убрать гаражи и расчистить место от сараев.

Вот в этих-то сараях и заключалась ещё одна отличительная черта жителей дома у собора. Дело в том, что ко времени далёкого моего детства из всей округи только они держали на крышах этих сараев голубятни с жившими в них удивительно красивыми птицами. Летом, по вечерам, когда заходящее солнце малиново окрашивало небо, взрослые парни выпускали птиц на волю. Голуби поднимались в небо на невероятную высоту, превращаясь в трепещущие белые точки. Стаи полукружьем уходили от нас, но, завершая круг, вновь возвращались к собору. Мы, мальчуганы, затаив дыхание и задрав головы, следили, как голуби летали в вышине, наслаждаясь свободой после долгого сидения в запертой клетке. Затем птицы, словно падая камнем, стремительно неслись вниз — к собору, к голубятне, к хозяину. Много позже, повзрослев, в каких бы храмах, церквах я ни бывал, везде, где видел роспись, изображавшую крещение Иоанном Предтечей Иисуса и спускающегося с небес Святого Духа в виде голубя, я почему-то вспоминал птиц моего детства. Может быть, это связано с тем, что больше я уже никогда не видел обжитых, с птицами, голубятен. Только заброшенные, порушенные, под ржавыми замками. Они в какой-то степени разделили судьбы храмов.

Удивительны, непостижимы пути Твои, Господи, грязные дороги перестраиваются в юбилейные бульвары в честь Октября, чтобы в итоге превратиться в тропу к храму.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Сдобняков
Литература должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество
По страницам критических статей Н.А. Некрасова
09.03.2024
Шелехов
Рассказ
29.02.2024
Бог есть любовь и потому смерть – такое же благо, как и жизнь
По книге «Переписка Л.Н.Толстого с сестрой и братьями»
19.02.2024
Русофобия героев в произведениях А.Ф. Писемского и Н.С. Лескова
Роман «Люди сороковых годов» и повесть «Заячий ремиз»
12.02.2024
Большой капитал не имеет отечества
Мемуары «Из моей жизни» Эриха Хонеккера
09.02.2024
Все статьи Валерий Сдобняков
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11