Призыв к духовной мобилизации Русского мира

Рецензия на книгу Галины Чудиновой «Творящие благо»

21.02.2020 231

Новая книга Галины Чудиновой «Творящие благо» увидела свет в 2019 году в Перми. В сборник вошли повести, рассказы, путевые очерки, литературоведческие и публицистические статьи. Сборник объединён единым стержнем – идеей духовного очищения русского общества перед лицом внешних и внутренних угроз. Своей попыткой моделирования возможного пути выхода из сложившегося кризиса и привлекает к себе внимание эта книга.

Имя Галины Васильевны Чудиновой хорошо известно далеко за пределами родного ей Пермского края. Она – прозаик, литературовед, публицист, кандидат филологических наук. Автор девяти книг прозы и публицистики, большого количества публикаций в периодике. Также она многим хорошо известна как популяризатор староверчества. Добавим к этому, что, несмотря на свой возраст, Галина Чудинова неоднократно приезжала в охваченный войной Донбасс, чтобы из собственных впечатлений сформировать картину происходящего в этой болевой точке русской цивилизации. Это мужественный гражданский шаг, который о многом говорит.

Художественная проза Галины Чудиновой, представленная в сборнике «Творящие благо», всецело соответствует лучшим традициям русской классической беллетристики. Простота и ясность изложения, чёткий сюжет, единство формы и содержания. Всё это позволяет читателю не запутаться в вероятных трактовках, отчётливей увидеть вложенный автором идейный посыл. Впрочем, некоторым эта прямолинейность может показаться изрядно нарочитой, даже навязчивой.

Повесть «Творящие благо», давшая название всему сборнику, раскрывает перед нами поиски собственного пути молодого мужчины-старовера. Это довольно примечательно. Судьбам представителей различных конфессий посвящены многие произведения современной литературы. Целый мощный пласт создан о православных мирянах и духовенстве. Но о своеобразном мире староверчества, их сложном пути, осмыслении своего места в русском цивилизационном пространстве пишут у нас не так много. В связи с этим опыты Галины Чудиновой примечательны и любопытны.

Главный герой повести «Творящие благо» Родион – самый обыкновенный русский парень. Он отправляется на Донбасс паломником – в старинные русские старообрядческие сёла, сохранившиеся здесь ещё со времён легендарного Кондратия Булавина. Родион как бы отстранён от мира, о таких говорят: «на своей волне». Но какое русское сердце отгородится от боли своих соотечественников? И война, через встречи с донбассцами, через увиденное и услышанное, проникает в его душу.

Переломной для его жизни стала встреча в Донецке с Марией – вдовой военнослужащего ДНР, зверски замученного украинскими оккупантами. Тривиальный в своей обыденности штрих – одинокая молодая вдова с маленьким сыном на руках. Нет ничего случайного в мире, всё определяется на небесах. И, казалось бы, случайная встреча, случайный разговор о женах-мироносицах перерастают в большее, нечто, пришедшее из ниоткуда. Случайность встречи переходит в жар ночной интимной близости, после которой – прощание-расставание, без клятв и обещаний, посулов «ждать и верить».

Но ни Родион, ни Мария не знают и не могут знать, что уготовано на небесах, что уже определен их совместный путь. Родион возвращается в Россию, завершает обучение в вузе, планирует найти работу в одной из турфирм. Вполне обыденные и заурядные планы молодого человека. Но так – жить в своём спокойном мирке – русский человек не может. Не позволяет совесть. И Родиона не оставляют размышления о себе и России, об оставленной в Донецке Марии, о своей девушке в России, которую многие, да и сам он, уже считают «невестой».

Весть из Донбасса о том, что Мария ждёт от Родиона ребёнка, лишь подтолкнула молодого парня выбрать путь, принять твёрдое решение вернуться в Донецк. Он и сам не знает, что это любовь. Да и как понять это молодому человеку? Как не спутать со страстью, легко отступающей от сердца, будто и не бывало? Родион не уверен в чувстве, но уверен в своём долге – стать опорой одинокой женщине. «Таков наш православный путь», – высоким аккордом завершается повесть.

Дальнейшее остаётся за кадром, но это здесь и не так важно. Галине Чудиновой удалось передать чистый, пусть и наивный, порыв совестливого и неравнодушного человека. Может быть, конечно, и не сложится семейная жизнь Марии и Родиона. Принимая своё решение, Родион показывает себя по-настоящему русским и православным человеком. Не на словах, а на добром деле.

Повесть «Нехристианин Паршек» посвящена биографии Порфирия Иванова, создателя своеобразного неформального учения о закаливании, приобретшего в советское время черты секты. Учение Иванова было известно далеко за пределами Донбасса. Повесть любопытна автобиографическими вставками, многочисленными отсылками к реальным фактам биографии Иванова, его последователей. Сочетание реального с авторским художественным допущением, создаёт впечатление документального расследования.

Подобный же приём – встраивания в художественное пространство повести целого ряда документальных отсылок, реальных фактов – использован Галиной Чудиновой в повести «История двух жизней». Как и предыдущие произведения, повесть связана с Донбассом. Отталкиваясь от конкретных прототипов (многих из них легко узнают жители ЛНР), Галина Чудинова рассказывает о духовных исканиях людей, жаждущих истины и правды, света Веры. Конечно, озарение одного из персонажей повести: «Сохрани мы истинную веру, не было бы ни революций, ни войн, ни кровопролития в Донбассе» слишком наивно. Но при этом всецело отражает размышления определенной части общества, ищущей понимание многих исторических процессов не только в Донбассе, но и во всём Русском мире.

Большой реалистичностью отмечены рассказы Галины Чудиновой «Депутат», «День пенсии для Натальи Павловны», «Подстава Мавлюкаева». Но особенной глубины раскрытия психологизма главного героя, как мне кажется, автор достиг в рассказе «Я тебя всю жизнь искал». Главный персонаж – военный медик, участник Чеченской войны. С большой психологической достоверностью, рельефно и осязаемо передана его рефлексия. Прошедшие годы вовсе не вычеркнули из его памяти увиденное и пережитое в Чечне. Перед его глазами предстают и тот жуткий 1995 год, Ачхой-Мартан, лица тех, кто был обречен на смерть. Зыбкими химерами являются они во снах ему, медику. Ничего не говорят они, но ему и не нужно слышать их вопрос. «Знаю, что они хотят спросить, да только не могут», – ёмко, без лишних фраз отмечает он. Сквозь фантомы прошлого главный герой идёт к своему будущему, простому человеческому счастью, воплотившемуся в девушке с нежным именем Настенька.

Путевые очерки Галины Чудиновой служат своеобразным дополнением её прозы. Они документально фиксируют её впечатления от поездок по необъятной России – Южный Урал, Свердловская область, Крым. Они отмечены наблюдательностью и большим вниманием к деталям, к собеседникам, людям, окружающим автора в его путешествиях. Эти страницы, мне кажется, будут многими прочтены с большим интересом, поскольку, наполненные личным чувством, дают непосредственный слепок впечатлений от соприкосновения с многогранной русской действительностью.

Литературоведческие и публицистические статьи Галины Чудиновой раскрывают перед нами размышления о настоящем и будущем русской цивилизации. И это размышления деятельного человека, остро чувствующего сложившуюся социальную несправедливость в российском обществе. Как преодолеть противоречия и разрешить сложившиеся проблемы? Над этим бьются многие мыслители Русского мира. Конечно, нельзя утверждать, что Галина Чудинова находит на многие вопросы убедительный и однозначный ответ. Но она показывает верный путь, устремлённый к достижению справедливого общественного уклада, основанного на моральности, духовном здоровье, равенстве.

Всё это осталось бы лишь теоретическими размышлениями, коих очень много и в периодике, и в сети. Но куда важнее понимать, что духовная мобилизация общества возможна лишь при условии существования наглядного примера. Важна не только цель, к которой нужно стремиться. Важны и конкретные шаги, с помощью которых эту цель можно достичь. И персонажи художественной прозы сборника «Творящие благо» показывают нам пути своей личной духовной мобилизации, своего устремления к правде и справедливости.

Андрей Алексеевич Чернов, член СП ЛНР, литературовед, прозаик, публицист

Луганск 19.02.2020

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий