11 декабря 1937 года митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), с 1933 года находившийся на покое, был расстрелян на полигоне в Бутово. По состоянию здоровья он уже не мог передвигаться самостоятельно, его на носилках перенесли в машину "скорой помощи" и увезли на казнь.
От юности вся жизнь новомученика была служением. Сначала он проливал кровь за Веру, Царя и Отечество как офицер на полях сражений. Потом стал белым священником, овдовев, принял монашество.
В 1877-1878 годах он участвовал в русско-турецкой войне. Награждён орденами святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (за отличие в сражениях под Горным Дубняком 12 октября и Телишем 16 октября 1877 года), святого Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы 13-19 декабря 1877 года), святой Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем 3-5 января 1878 года), саблей с дарственной надписью от императора (за осаду и взятие Плевны).
В возрасте 23- лет в 1879 году венчался с Натальей Николаевной Дохтуровой. В браке родилось четверо дочерей. Военная служба складывалась успешно. Однако духовная жажда не оставляла молодого офицера. И он по благословению праведного Иоанна Кронштадтского стал приходским священником. Овдовев, отец Леонид принял монашеский постриг с именем Серафим.
Он много сделал для прославления в лике святых старца Серафима Саровского, написал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», испросил аудиенцию у Государя Николая Второго.
По Преданию, когда Чичагов закончил работу над летописью, ему явился во сне сам преподобный Серафим Саровский и спросил, какую награду за свои труды он хочет. Тот ответил, что желает быть там, где преподобный Серафим. И Бог по молитвам старца через много лет исполнил это прошение, но путём мученичества за веру.
14 февраля 1904 года отец Серафим получил назначение на должность настоятеля Воскресенской Ново-Иерусалимской обители. А в апреле 1904 года он был рукоположен во епископа Сухумского.
Шли годы, надвигалось время страшных социальных потрясений, нравственных испытаний и катастроф: приближались революции 1917 года - Февральская и за нею - Октябрьская. В этот период святитель Серафим служил, волей Божьей, последовательно в четырех епархиях, а именно: в Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери.
После восстановления Патриаршества епископ Серафим стал верным сотрудником патриарха Тихона, а после его кончины - митрополита Сергия (Страгородского). В 1927 году выходит Декларация митрополита Сергия о лояльности по отношению к советской власти. Надо отметить, что те, кто её не принял, были все же в меньшинстве. Большинство и священнослужителей, и мирян нашей Церкви всегда были в послушании у митрополита Сергия, законного местоблюстителя Патриаршего Престола, человека яркого, выдающегося с удивительным смирением и сильной волей. Часто нас хотят оскорбить, называя сергианами. Да, мы и есть сергиане. Сергиане - это православные. Мы почитаем всех законных Патриархов, их законное преемство: патриархов Тихона, Сергия, Алексия Первого, Пимена, Алексия Второго и нынешнего Патриарха Кирилла.
Но несогласных с позицией митрополита Сергия в то время все же было немало, и они имели вес в церковной среде. Были обновленцы, реформаторы Церкви и многоженцы, а были и иосифляне, сторонники митрополита Иосифа (Петровых). Иосифляне не признавали митрополита Сергия, законной иерархии. Они захватили несколько десятков храмов в Петербурге. Это был раскол в самой тяжёлой форме. Митрополиту Сергию нужен был надёжный помощник. Им и стал митрополит Серафим, который получил назначение на кафедру Ленинграда. Он был монархистом. И военный, и монашеский опыт поручили его к строгой дисциплине. Иерархия для него была священна. Кроме того, Владыка понимал необходимость признания советской власти и подчинения ей, как власти от Бога данной по грехам народа.
И в Ленинграде новый митрополит начал действовать твёрдо и последовательно. После Декларации советская власть признала Церковь, хотя и не прекратила репрессий против священников и мирян. Но Церковь перешла на легальное положение. Митрополит Серафим, опираясь на это, мог уже на законных основаниях отстаивать храмы. От иосифлян они стали переходить к православным. И это искоренение раскола - одно из самых великих дел святого митрополита.
В 1933 году 77-летний старец митрополит, уже тяжело больной, был отправлен на покой. Одной из причин был и страх властей перед незаурядными дарованиями и духовной силой этого архипастыря. Уйдя на покой, митрополит Серафим сначала перебрался в Москву и жил у митрополита Сергия, потом - в подмосковное село.
30 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован, находясь в состоянии тяжёлой болезни, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму на арестантской машине под видом машины «скорой помощи». При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения.
На допросе 3 декабря отрицал, что «обрабатывал в антисоветском духе» своих почитателей. Один из свидетелей по его делу показал, что митрополит Серафим говорил:
"Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением - оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует».
Хотя митрополит был расстрелян в Бутово уже 11 декабря 1937 года, долгое время его дочери и внучки не знали, что с ним, жив ли он или нет.
Промыслом Божиим узнать о судьбе деда дано было через много лет его крестнице и внучке Валентине Чёрной (после перестройки она приняла постриг и стала игуменьей Новодевичьего монастыря Москвы).
Вот как рассказывает об этом сама внучка священномученика в его кратком житии (Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» https://www.sedmitza.ru/text/889927.html):
"Имелись разноречивые сведения о его кончине. По одним - умер в тюремной больнице Лубянской или Таганской тюрьмы; по другим - был расстрелян.
И только в октябре 1988 года в ходе рассмотрения дела по реабилитации прокуратурой Московской области было сообщено родственникам Владыки, что он был арестован за контрреволюционную монархическую агитацию, виновным себя не признал. Постановлением тройки УНКВД по М.О. от 7 декабря 1937 года Чичагов Л.М. был приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 11 декабря 1937 года.
10 ноября 1988 года митрополит Серафим (Чичагов) реабилитирован и родственникам выданы документы следственных дел из спецхрана КГБ.
Так закончил свой жизненный путь Высокопреосвященный Серафим (Чичагов) от души послуживший Господу и людям, преданный Православной Церкви иерарх, принявший исповедническую кончину".
Галина Сиротинская, журналист, Мурманск