Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского

25 сентября / 8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)

 

Известно, что преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя письменного наследия. Однако мы имеем его жизнеописание, в котором нам дается пример, говорящий громче записанных на бумаге наставлений. На основе жития святого студент аспирантуры МДА священник Иоанн Федоров выясняет, каким должно быть воспитание и чему стоит уделить особенное внимание.

Проблема духовно-нравственного становления личности является ключевой проблемой в воспитании семейном, а также на всех ступенях школьного образования. Особенно остро это стало видно на сломе образовательных и воспитательных традиций. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В христианской традиции этому вопросу уделяется много внимания[1]. Поэтому важно опираться на опыт Церкви и ее подвижников.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, явил собой свет истинно святой, подвижнической жизни. Его образ жизни, личный пример и заветы стали образцом для подражания не только для монахов, но и для всех последующих поколений русских людей[2]. Не оставив после себя ни одной строчки письменного наследия, преподобный Сергий оказал огромное влияние на становление русского самосознания и просвещения, особенно в аспекте духовно-нравственного становления. «Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли»[3].

Как и древние подвижники, преподобный проводил свою жизнь в стяжании христианских добродетелей. Именно этому его наследию посвящен данный доклад.

Понятие «добродетель» (ἡ ἀρετή) появляется еще в античной философии как категория ценных и положительных качеств, внешних и внутренних (здоровье и сила, мужественность и доброта). Святые отцы и учители Церкви в античное понятие вложили новое, христианское содержание. В добродетели они видели, прежде всего, постоянное стремление человеческой души к исполнению заповедей Божиих при содействии благодати Божией[4]. Христианское учение о добродетелях раскрыто в трудах святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Евагрия Понтийского и других. В своих трудах они подчеркивали, что стяжание добродетелей есть основная цель воспитания личности[5]. По мысли преподобного Ефрема Сирина, «подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью»[6]. Свободно выбирая добродетельную жизнь, человек уподобляется Богу, так как «добродетель произвольна, и добро делаем мы по собственному избранию и произволу, а не против воли и принужденно»[7].

Из жития преподобного Сергия мы знаем, что его жизнь уготовлялась еще в утробе благочестивой матери. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее»[8]. Уже в отрочестве он преуспевал в добродетелях: «все поступки Варфоломея в течение всей его жизни показывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного. Рассуждение - дар бесценный, и святые отцы почитают его выше всех добродетелей»[9]. Добродетели помогали подвижнику в уединенном житии: «мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце - жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святого»[10], защищали в трудные минуты: «Чего не может сделать добродетель? - рассуждает святитель Платон. - Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность»[11]. Добродетели же привлекали к преподобному всех ищущих истины и утешения. Ученики святого игумена говорят: «Твоя добродетель собрала нас сюда, она же пусть и управляет нами. Ты насадил виноград сей, ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего»[12]. Проводя жизнь в высшей степени добродетельную и достигнув святости, преподобный Сергий показал пример для воспитания добродетелей.

Что же мы можем почерпнуть из примера преподобного Сергия? Для этого снова обратимся в его житию, и в первую очередь к завещанию преподобного своим ученикам перед смертью. Он заповедует последовать его пути, стяжать «венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещал своим возлюбленным ученикам»[13].

В наследии преподобного Сергия мы можем выделить следующие основные педагогические идеи.

Прежде всего, воспитание добродетелей должно быть Православным. Должна быть опора на ясно сформулированное мировоззрение. Понятие добродетели в отрыве от духовной основы теряет всякий смысл. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть Православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения»[14].

Следующее - это непрерывность воспитательного процесса[15]. Весь процесс воспитания в семье, в школе, в коллективе должен проходить в едином духе и вести к единой цели. На примере преподобного Сергия мы видим, что с малых лет и до самой смерти вся его жизнь была в служении Святой Троице. И сам строй монашеской жизни, устроенной преподобным в его обители, способствовал непрерывному восхождению инока к Богу и постоянному воспитанию добродетелей.

Также мы можем отметить важность всестороннего развития человеческой личности. С точки зрения православной антропологии человек трехсоставен, и все стороны его бытия нуждаются в развитии. Существуют добродетели как телесные (воздержание, целомудрие...), так и душевные (вера, послушание...)[16].

С точки зрения развития телесного преподобный Сергий был образцом трудолюбия, от учеников требовал, чтобы они овладевали каким-либо ремеслом и никогда не находились в праздности[17]. По свидетельствам Епифания Премудрого, подвижник был необычайно крепок: «сила у него была в теле, как у двух человек»[18].

Преподобный Сергий важную роль отводил воспитательной роли искусства, отправлял учеников в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству[19]. Также он приветствовал учение книжное, способствовал переписыванию и распространению книг. Т. е. считал, что развитие интеллектуальное способствует духовно-нравственному развитию.

И, конечно, преподобный стремился к достижению высших духовных добродетелей, таких как молитва и смирение, терпение и доброта, правдолюбие и рассудительность...

Стоит также отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем Отечестве. Потому воспитание патриотизма является одной из педагогических идей в наследии игумена земли Русской.

В заключение хочется еще раз запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце»[20].

 


 

[1]Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2(9). С. 40, 41.

[2]Игумен Адриан (Пашин). Преподобный Сергий и Русь: Наследие, современность, будущее.[Электронный ресурс]Доклад на пленарном заседании IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений.Большой зал ульяновского Дворца творчества детей и молодежи.13.01.2014 г. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/2095709.html (дата обращения: 18.04.2014 г.)

[3]Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 - М.: 2000. С. 82.

[4]Ярема Р., свящ. Учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях (по аскетическим творениям). - М.: 2006. С. 12.

[5]Киприан (Ященко), игум. Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого). // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 27.

[6] Творения преподобного Ефрема Сирина. Т. 3. Сергиев Посад. 1912. С. 395.

[7] Там же. С. 394.

[8]Никон (Рождественский), архиеп. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца.Изд. 5. Сергиев Посад. 1904. С. 7.

[9]Там же. С. 45.

[10]Там же. С. 53.

[11]Там же. С. 62.

[12]Там же. С. 78.

[13]Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч.С. 209.

[14]Там же. С. 208.

[15]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 90.

[16]Ярема Р., свящ. Указ. Соч. С. 13, 14.

[17]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 88.

[18]Сергий Радонежский: сборник./Сост. В.А.Десятников. М. 1991.С. 44

[19]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 85.

[20]Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч.С. 205.

http://www.bogoslov.ru/text/3975035.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Иоанн Федоров:
Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского
25 сентября / 8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)
07.10.2019
Все статьи автора
"700-летие Преподобного Сергия Радонежского"
Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского
25 сентября / 8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)
07.10.2019
Троице-Сергиев монастырь в эпоху православного возрождения
5/18 июля - Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422)
17.07.2018
История Димитриевской Родительской субботы
Из книги «Преподобный Сергий Радонежский и эпоха Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв.»
27.10.2017
Похвала преподобному Сергию
В проповедях архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова), духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
07.10.2017
За сто лет до революции
Заметки на полях «Жития преподобного Сергия» Екатерины II. Ко дню памяти
17.07.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-23 19:09
Скончался Патриарх Сербский Ириней
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 19:03
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Надежда Т
2020-11-23 18:24
В России нет места героизации финских фашистов
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 18:24
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Валерий
2020-11-23 17:57
«Общая исповедь» в наших храмах – теперь «норма»?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-23 17:33
Протоиерей Лепин выступает в роли провокатора
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-23 13:26