22 июня - День памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны
Наверное, нет такого человека, жителя нашего города Санкт-Петербурга, который хоть раз не побывал в Московском парке Победы, расположенном в Московском районе за станцией метро "Парк Победы". Но, к сожалению, немногие знают страшную историю блокадных дней, которую хранит это памятное место.
Лишь не так давно снят гриф "Совершенно секретно" с документов, которые проливают свет на трагические события, происходившие во время Великой Отечественной войны.
В результате Ленинградской блокады начавшийся масштабный голод, усугубленный первой суровой зимой, отсутствием отопления и проблемой с транспортом, привел к гибели сотен тысяч жителей, также тысячами исчислялись убитые защитники города. В районных моргах при больницах и на территориях городских кладбищ были свалены сотни тел погибших, тех, кого довезли до предполагаемых мест захоронения. На Пискаревском, Волковском, Смоленском, Большеохтинском и других кладбищах лежали штабеля трупов, доходившие, бывало, высотой до двух метров и нескончаемой длины. Огромные братские могилы были заполнены, а чтобы выкопать новые, нужна была техника и люди. Также множество трупов оставалось в квартирах и на улицах. Техника отсутствовала, а люди были настолько истощены, что не могли выполнять непосильно тяжелую работу.
Такая обстановка грозила оставшимся в живых людям масштабной эпидемиологической катастрофой, к которой никто не был готов. Штаб обороны города пришел к выводу: чтобы спасти Ленинград от эпидемии, необходима кремация трупов. И такую пробную кремацию провели в печах "Ижорского завода". Какое-то время печи работали, но пропускная способность была небольшая, с таким большим количеством тел печи справиться не могли.
Тогда историческим решением № 157с Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 7 марта 1942 г. было принято постановление "Об организации сжигания трупов, на Кирпично-пензовом заводе № 1". Были выделены деньги в сумме 160000 рублей на переоборудование печей, выделено топливо и люди, занятые на сжигании трупов в количестве 84 человек. Дано указание "приравнять их в отношении продснабжения, к рабочим горячих цехов, с выдачей им ежедневного дополнительных 100 гр. водки". "Отпустить: 60 пар резиновых сапог, 150 комбинезонов, 300 пар брезентовых рукавиц и 50 пар непромокаемых передников" (из решения 157с). Также были выделены автомобили для перевозки трупов и спецподразделение НКВД, вокруг объекта выстроен четырехметровый забор.
Сначала была запущена одна тоннельная печь, служившая ранее для обжига кирпича, через 10 дней вторая, а затем и третья. Так на базе 1-ого Кирпичного завода заработал секретный объект НКВД, по оценке одного из историков - самый большой крематорий во времена ВОВ.
Страшная фабрика смерти пропустила через себя около 500-600 тысяч тел (со слов сотрудников и директора завода). Официально по документам - 140 тысяч. Статистика расходится из-за того, что тела умерших и убитых привозились на кладбища Ленинграда, ставился штамп о захоронении, производилась запись, но фактически они захоронены не были, т.к. было некуда и некому хоронить. Тела складывали, в некоторых случаях лишь немного присыпая землёй и снегом. Затем на «полуторках» их перевозили к кирпичному заводу и складывали вдоль улицы Бассейной, чтобы затем кремировать в печах.
По воспоминаниям работников крематория, самая ужасная работа была связана с очистками печей. Иногда тела сгорали не полностью и их приходилось отправлять на повторное сжигание.
После сжигания пепел от тел вывозился по узкоколейке и ссыпался в глиняные карьеры для захоронения (в данный момент пруды парка, а на месте узкоколейки сейчас высажена тополиная аллея, в память о людях, чей прах покоится здесь).
За самоотверженный нечеловеческий труд многие работники награждены орденами и медалями.
Крематорий работал до осени 1943 года, а с 15 ноября, после восстановления, приступил к выпуску своей обычной продукции.
После Победы горожан, разыскивающих место погребения своих близких, отправляли к кирпичному заводу. Возникло стихийное движение. За лопатами люди стояли в очередь. Горожане сажали деревья, вешали на них фотографии своих родных и близких, желая хоть как-то почтить их память.
7 октября 1945 года на месте Кирпично-пензового завода № 1 был заложен парк. Архитекторами Е.И.Катониным и В.Д.Кирхоглани были соединены два стиля - пейзажный и регулярный. Парк должен был быть коммунистически оптимистичным и позитивным. Ничто не должно было напоминать о тех жертвах, которые покоятся здесь в прудах и газонах. Никаких памятников жертвам войны проект не предусматривал, кроме памятника "Вождю победившего народа" (сейчас на этом месте стоит памятник Г.К.Жукову). Устроители парка хотели сделать памятный знак на пригорке, но им это запретили, а пригорок сравняли с землей. Открытие парка состоялось 7 июля 1946 года, а работы продолжились до 1957 года.
После раскрытия архивов в 1991 году возник большой интерес, и люди, заинтересованные в раскрытии этой темы, получили доступ к историческим документам и материалам. Был снят документальный фильм "Сожженных ленинградцев приказано забыть", в котором бывший директор завода и его сотрудники впервые рассказывали историю Кирпичного завода. Возникла инициативная группа ветеранов, потомков погибших ленинградцев и защитников города, которая установила первый деревянный крест на месте печей завода. 9 мая и 27 января жители города стали собираться на этом месте и возникла традиция Крестных ходов вокруг прудов с прахом погибших. Люди искренне считали, что имеют право молиться и поминать близких. Однако возникло жесткое противодействие со стороны коммунистической общественности и коммерческих структур. Дважды крест был уничтожен! Происходило множество гадких акций, оскорбляющих чувства верующих и память погибших.
Встал вопрос о строительстве храма. И хотя к 60-летию Победы был подписан указ об увековечивании памяти погибших в Великой Отечественной войне и разработан план мероприятий, который предусматривал строительство храмов и часовен на месте исторических событий, строительство не продвигалось. Только благодаря гражданскому мужеству вице-губернатора А.И.Вахмистрова было подписано разрешение на строительство. Осуществлялось оно за счет личных средств сенатора А.Ю.Молчанова. Была построена мемориальная часовня, позднее преобразованная в храм.
Деятельное участие в организации строительства принимал секретарь Санкт-Петербургской метрополии протоирей Сергий Куксевич. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла храм был посвящен Всем Святым, в Земле Русской просиявшим, так как здесь покоится прах людей, погибших в блокаду и воинов-защитников города из всех уголков нашей Родины.
Первым устроителем и настоятелем храма был протоирей Алексий Исаев. На сегодняшний день настоятелем храма является архимандрит Иероним (Тестин), познакомиться и пообщаться с которым мне повезло лично. Вот, что он сказал: "Это место еще нельзя назвать святым, но оно уже священно! Священными люди называют те места и события, значимость которых не меняется в вечности. Значение которых, не убавить, не прибавить и должно сохраняться в народной памяти вечно. Увековечивание священной памяти является нашим долгом и по русской традиции и по закону, а масштаб самого события определяет и размеры памятника.
Совершенно очевидно, что это место заслуживает большого мемориального комплекса, который мог подробно рассказать о всех ужасах блокады, а люди могли не только помолиться и поставить свечки в небольшой часовенке. Это место достойно большого храма в память о тех событиях!"
9 мая, сразу после литургии Молодежный клуб храма организует Крестные ходы, к которым присоединяется "Бессмертный полк" Московского района. С каждым годом участников становиться все больше и больше, а ветеранов все меньше.
В июне 1999 г. со дна пруда была поднята вагонетка, на которой тела умерших отправляли в печи, а затем вывозили на них прах для захоронения, а 8 августа 2001 г. она была установлена в виде памятника на средства жителя Санкт-Петербурга Ю.Ю.Жорно. Недалеко от храма установлен поминальный крест у подножия креста плита с надписью: "Здесь были печи Кирпичного завода-крематория. Прах сотен тысяч воинов и жителей блокадного Ленинграда покоится в прудах, газонах, под вашими ногами. Вечная им память!" Это место относится к числу воинских захоронений за № 107.
О. Иероним говорит: "Мы верим, что на этом священном для всех ленинградцев-Санкт-петербуржцев месте при поддержке Министерства обороны и властей города возникнет настоящий мемориал памяти!"
На территории храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте во время войны также было кладбище, которое использовалось для массового захоронения людей, погибших в блокадные дни. Сколько людей покоится здесь, на этом месте, и кто они, история умалчивает.
В народе наш храм нередко называют Блокадным храмом, здесь особо поминают людей, скончавшихся и убитых в период страшной блокады нашего родного города.
Уже много лет на нашей земле - мир. Несколько поколений людей выросло, не зная войны. Сейчас, когда нашу страну сотрясает от нападок извне, когда мир так хрупок и может в любой момент разбиться, мы должны как никогда сохранять память о тех ужасных днях и событиях! Будем помнить!
Иулия Шулятьева, прихожанка Успенского храма на Малой Охте