itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовные причины катастрофы России в 1917 году

100-летие революции 
0
3351
Время на чтение 14 минут

Как известно, осмысление прошлых ошибок дает возможность не повторять их впредь. Не осознав причин великой всенародной беды, постигшей нашу страну в 1917 году, не поняв, что лишило Россию духовной силы, невозможно в полной мере воскресить Святую Русь. Оставим в стороне экономические и политические проблемы России в течение последних двух столетий, повлиявшие на итог Октябрьского переворота, и сосредоточим основное внимание на духовной и моральной стороне данного вопроса.

В сознании русского народа всегда было превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями. Именно Православная Церковь являлась носительницей этого идеала и была мощной и древней спасительной для страны силой. Во многом отношение к ней правящего монарха определяло духовное состояние российского общества.

Все беды начались с объявления Петром I войны Русской Православной Церкви. Царь нанес сильнейший удар по Православию: упразднил Патриаршество и подчинил Церковь государству; враждебно относясь к черному духовенству, старался сократить число монастырей. У них были отняты их земли, доходы, и число монахов было ограничено штатами. Петр запретил строить новые монастыри; создал трудные условия для принятия в монашество; издал указ, согласно которому мужские монастыри должны были быть превращены в военные госпитали, в инвалидные дома, в лазареты, а монахи - в санитаров. Монастыри, в течение всей истории страны бывшие рассадниками веры и образования, Петр считал «гангреной государства». Монашеское отрешение от жизни ему казалось тунеядством. Петр велел разрушать часовни; «мощей не являть и чудес не выдумывать». Царь приказал священникам сообщать в Преображенский приказ обо всех, кто признается на исповеди о враждебном отношении к его замыслам, тем самым была нарушена тайна исповеди. На некоторых иконах того времени образ Христа кощунственно писался с портретов императора Петра. В петровские времена духовенство лишилось доверия со стороны общества и в течение XVIII века превратилось в послушное орудие светской власти.

Сформировавшаяся в петровскую эпоху образованная часть общества, зачарованная западными идеалами и ценностями, стала явно противопоставлять себя народу. Русь попала в духовное рабство Западу. Власть перестала быть понятной русскому народу, который смотрел на господ как на вероотступников и полунемцев. Даже «западник» А. Герцен вынужден был признаться: «Крестьяне не приняли преобразований Петра Великого. Они остались верными хранителями народности». Это роковое несоответствие между двумя слоями нации привело, в конце концов, к трагическим событиям трех кровавых революций в России ХХ века. В результате ограничения деятельности духовенства в послепетровскую эпоху наблюдалось сильное огрубение народных нравов. Наступило время господства временщиков, мало любивших Россию и не понимавших особенностей её характера и мировоззрения.

Екатерина II продолжала дело Петра I борьбы с Православием. Во время её правления сократилось строительство православных храмов. Она издала указ об обращении церковной собственности в государственную. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. При Екатерине II монастыри стали полностью зависимы от государства. Число монашествующих сократилось с 12 до 5 тысяч, многие древние обители закрывались и превращались в казармы и дома для умалишенных.

Большой вред России в духовном плане принесло увлечение Екатерины II идеями французского Просвещения, являвшегося по существу идеологическим обоснованием революционного преобразования мира. (Православие вовсе не против просвещения души и сознания человека, но западные просветители забыли, что истинное просвещение есть просвещение светом Христа). Они признавали всесилие человеческого разума и в своей гордыне отринули Бога. Объявив человека высшей ценностью вселенной, гуманизм противопоставил человека Богу: то был мятеж твари против Творца. В России идеи французских богоборцев воспринимались как последнее слово передовой мысли, и страна постепенно заражалась идеями гуманизма, прогресса и цивилизации. Русскую интеллигенцию охватило увлечение мистицизмом и масонством.

Однако с началом Великой французской революции в настроении Екатерины II наступил перелом: она поняла, какие ядовитые семена посеяла в России, потакая распространению французской «просветительной философии», и резко изменила свое отношение к энциклопедистам- создателям идей, которые подготовили умы к революции. Императрица стала отрицательно относиться к свободомыслию, но было поздно: по свидетельству одного современника Екатерины II, к концу её царствования «повредились повсюду нравы в России; исчезли любовь к Богу и к святому Его закону». Вся западная «премудрость», внедряемая в Россию в течение целого столетия, сделала свое черное дело: Православная Церковь была унижена, православное начало в русской душе ослаблено, хотя духовный идеал русского человека оставался прежним - святость.

Бунт декабристов на Сенатской площади не был случайным. Пробуждаясь, общественное сознание в поисках истины озиралось на тот же Запад. Красивый, но лживый лозунг французской революции «Свобода, Равенство, Братство» зачаровывал русскую дворянскую интеллигенцию. Восстание совершили дворяне-революционеры, борцы, готовые на самопожертвование во имя великой цели - счастья народа. Но они не несли имени Христа в сердце своем, ими двигало не смирение, но своеволие. Они могли внести в жизнь страны лишь хаос бунта.

Подавив восстание декабристов, Николай I стал править как истинно русский царь: его тридцатилетнее царствование (1825-1855) отличалось строго православным направлением. Тогда же родился знаменитый лозунг, выражающий идеал земного устройства России: «Православие, Самодержавие, Народность». Преподобный Серафим Саровский говорил о монархе: «Я всегда молюсь, чтобы Господь продлил его жизнь для счастия России».

Но в русском обществе по-прежнему были модны увлечения западными настроениями вольнодумства и атеизма. Интеллигенция увлекалась принесенными с богоотступнического Запада идеями гуманизма и либерализма. Либерализм как общественно-политическое течение провозглашал высшей ценностью свободу и права каждого человека. Ф.М. Достоевский с иронией писал по поводу свободы: «Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».

Провозглашение свободы человека, отрицание Православия - характерные черты многих русских либералов - «западников». Философ И.А. Ильин метко заметил: «Русская интеллигенция потеряла веру в святыню духовного торжества и... пошла «вещать» русскому народу трупную «мудрость» безбожия и социализма. Она понесла ему начала духовного тлена и разложения, религию раздора и мести, химеру равенства и социализма».

В правление Александра II - Освободителя (1855-1881) русские дворяне продолжали играть в либерализм. Ф.И. Тютчев писал в 1867 году: «По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, не любовь к ней у либералов только усиливается».

В это время бесовские силы в стране всё более ощутимо проявляли себя в революционном настроении. В разных городах образовывались революционные кружки, распространявшие в народе социалистические идеи и готовившие революцию, а любая революция, как известно, во все времена была направлена против христианства: революционеры любой масти не признавали Бога. В конце 50-ых - 60-е г.г. на арену общественной жизни выходит новая прослойка интеллигенции - разночинцы-демократы. Но и разночинцы не были однородной массой: среди них выделялись нигилисты-революционеры и революционеры-демократы. Нигилисты, проповедуя материализм и атеизм, цинично отрицали весь современный им порядок жизни: власть, религию, любые авторитеты, духовные ценности, нормы морали. У них не было положительной программы построения нового общества: они проповедовали разрушение ради самого разрушения. Религиозный и нравственный нигилизм, являясь по существу проявлением зла и источником возможных бед, усугубил разделение общества.

В отличие от нигилистов революционеры-демократы во главе с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым ратовали за идеальное устройство общества по социалистическим законам. Православие, устанавливая истинную точку зрения на жизнь, считает ложной саму идею Царства Божия на земле. Православие понимает спасение души как цель всего земного бытия и воспитывает в душе человека стремление к покаянию, что и является путем к спасению, к наследованию Царства Небесного. Вместо этого Чернышевский и Добролюбов думали построить для народа «светлое здание социализма» на земле, а потому готовили крестьянскую революцию и демонически звали Русь «к топору».

Вслед за революционерами-демократами революционную переделку общества отстаивали народовольцы. Тайная революционная организация «Народная воля» встала на путь политического террора. Её членами было организовано несколько покушений на Александра II, последнее из которых 1 марта 1881 года закончилось гибелью императора. Гениальный Ф.М. Достоевский справедливо считал, что революционеры несут народу бесовское наваждение, что они губительное для мира начало («Бесы»). Великий русский писатель предвидел приход революции как результат неверия и чисто внешнего исполнения обрядов, лишенных горячей веры, и можно лишь удивляться его пророческой прозорливости.

Безбожная интеллигенция развращала православный народ, вследствие чего революционные настроения в обществе сопровождались постепенным оскудением веры в народе. Ярким примером духовного богоборчества является наш писатель Лев Толстой, отвергавший мысль о спасении, ниспровергавший все догматы Православной Церкви и подвергший глумлению величайшее из Таинств - святую Евхаристию. Обладая колоссальным авторитетом в обществе, Л.Н. Толстой своими произведениями целенаправленно разрушал духовные и общественные устои России.

Иерархи Русской Православной церкви были встревожены брожением умов в обществе во второй половине ХIХ века. Старцы Оптиной пустыни забили тревогу. Вот что писал иеросхимонах старец Макарий (Иванов, 1788-1860) в 1860 году: «Нынешние цивилизаторы и прогрессисты думают умом своим и усилиями достигнуть чего-нибудь, для благоденствия народа, лучшего: но ошибаются! ...Нельзя без веры и повиновения учению Православной Церкви достигнуть пристанища здешнего благоустройства и спасения душевного...»1 И он же: «Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру... Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем»2.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал в 1865 году: «Религия вообще в народе падает. Нигилизм проникает в мещанское общество, откуда недалеко и до крестьян. Во множестве крестьян явилось решительное равнодушие к Церкви, явилось страшное нравственное расстройство»3.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), великий наставник в духовной жизни, говоря о причинах кровавой французской революции конца XVIII века и о современном ему состоянии общества во второй половине XIX века, писал: «Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры...Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера в Православие слабеет...Нас увлекает просвещенная Европа...У нас материалистические воззрения всё более и более приобретают вес и обобщаются...Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства - выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции».4 Русский народ, к сожалению, не внял этим грозным пророческим предупреждениям великих духоносных праведников.

Александр III (Миротворец) (годы правления - 1881- 1894), искоренив крамолу, навел в стране порядок; восстановил авторитет царской власти внутри страны, а также заставил народы Европы уважать Россию.

Однако укрепление императорской России и её Церкви не нравилось врагам - внутренним и внешним: они продолжали свою подрывную деятельность. Весь ХIХ век готовил Российской державе величайшую трагедию 1917 года, когда Россия погрузилась в мрак хаоса, голода, нищеты, разрухи и репрессий. Философ Н.А. Бердяев писал: «Целое столетие русская интеллигенция жила отрицанием и подрывала основы существования России».

В правление императора Николая II церковная иерархия практически подготовила созыв Поместного Собора. Император щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. Количество церквей в царствование Николая II увеличилось на 10 тысяч, а количество монастырей - на 250. Царь оказывал поддержку деятельности Императорского Палестинского общества, предоставлявшего возможность большому числу верующих совершать дешевые паломничества в Святую Землю. Даровал свободу исповедания старообрядцам. За годы его царствования к лику святых были причислены преп. Серафим Саровский, свт. Феодосий Черниговский, св. княгиня Анна Кашинская, свт. Иоасаф Белгородский, свт. Гермоген, свт. Питирим Тамбовский, свт. Иоанн Тобольский. Царь высоко чтил св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Правление Николая II пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране. Интеллигенция металась - от Православия и национализма до анархизма и поддержки террора. О русской интеллигенции начала ХIХ века хорошо сказал А.П. Чехов: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую»5. Человек оказался в тисках политических страстей; он ждал избавителя, но не Спасителя, а именно избавителя, который избавит его от проблем.

В конце ХIХ века в стране появились первые марксистские кружки, объединившиеся в российскую социал-демократическую партию (РСДРП), которая несколько позже получила название партии большевиков. Во время революции 1905 года большевиками во всю мощь был запущен механизм провоцирования и разжигания социальной смуты.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1828-1908), всероссийский праведник и чудотворец, писал о революции 1905 года: «Откуда эта анархия, эта революция, этот социализм, эта нелепая коммуна, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? От неверия, от безбожия». И вся эта мрачная картина, нарисованная о.Иоанном в 1905 году, привела его к неутешительному выводу в 1907 году: «Для всех очевидно, что Царство русское колеблется, шатается, близко к падению... Оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава...»6. Революция 1905 года вызвала отход народа от Церкви или охлаждение к ней.

Россия как вселенская хранительница и защитница святого Православия была ненавистна врагу рода человеческого и его слугам. Враги Христа-Спасителя и русского православного народа ставили себе задачей искоренить веру во Христа в русском народе, стереть ненавистную им Россию с лица земли. Во время Первой мировой войны внешние враги России бросили большие средства на моральное разложение российского тыла. Революционеры всех мастей получили огромные деньги на ведение подрывной пропаганды за спиною доблестной российской армии. Революционная раскачка всего здания Российской державы достигла даже до верховной власти и военного руководства.

Через 10 лет после первой революции на Россию накатила новая революционная волна. Высшие эшелоны власти были парализованы политическим заговором, а многократно усиленная Думой пропагандистская антиправительственная кампания подорвала народное доверие к государю и его министрам. Так готовился 1917 год (Октябрьская революция неотделима от Февральской), когда Россия была потрясена социальной катастрофой, самой страшной и кровавой из всех, известных человечеству. Так Отечество оказалось на краю гибели. Философ В.В. Розанов писал в своем «Дневнике» (1918г.): «Несясь к обрыву, мы вообразили, что несемся к «свету», к «братству и любви», тогда как на самом деле... мы падали, захлебываясь в мракобесии «передовых идей», отравленные ложью сатанизма и предательством сволочи».

Встает классический вопрос русской жизни: «Кто виноват?»

Основная вина в крахе православной Российской империи падает на большевиков. Коммунисты, ставившие своей целью изменить мир, хотели побороть зло революционными усилиями, забывая при этом, что революционное воздействие на мир разрушительно. Они требовали свободы, но подлинной свободой является, по учению Церкви, лишь свобода нравственного выбора между добром и злом. Большевики ошибочно выводили всё развитие истории из классовой борьбы, в действительности же только борьба добра и зла, Бога и дьявола составляет всю земную историю человечества. Большевики хотели построить счастливое царство для народа, не различая в этом царстве торжества сатаны, ибо думали лишь о земном счастье. Коммунисты считали, что им виднее, куда должна идти Россия, и всегда знали лучше всех, что для народа хорошо и что плохо. Однако созданная их руками действительность оказалась не раем на земле, а концлагерем, полигоном откровенного, циничного богоборчества, а народ не освобожденным, а полностью порабощенным.

Усердно готовила революцию и русская дворянская интеллигенция, не понимая, что рубит сук, на котором сидит. Желая любимой Родине реформ ради её процветания, тем не менее, своими «прогрессивно-либеральными» выступлениями она невольно способствовала краху России в 1917 году. Интеллигенция расшатывала трон и сама же погибла под его обломками.

Во многом в разрушении Российской империи была виновата безнравственная, злонамеренная антиправительственная пресса, которой завладели враждебные Православию элементы. Когда в 1905 году была объявлена свобода печати, то газеты сразу же стали поносить царя и его супругу. Во время Первой мировой войны газеты объявили, что императрица Александра Федоровна - «агент Германии». Много подобных измышлений исходило от представителей тогдашней аристократии (например, что царица якобы спаивает мужа). Придворные сплетни и клевета окружали царскую семью.

Некоторую лепту в разжигание революционных страстей внесло, к сожалению, и наше духовенство. В начале ХХ века среди учащихся духовных семинарий были весьма популярны кружки социалистической направленности; существовала межсеминарская подпольная организация, ставившая целью распространять идею борьбы за «общее дело». В ноябре 1904 года наблюдались волнения среди калужских и тульских семинаристов, потребовавших отставки инспектора.

Сама Церковь не была вполне единой и монолитной. Духовенство в лице некоторых своих членов дискредитировало себя пьянством и невежеством. К Святым Отцам часть духовенства питала недоверие. Ф.М. Достоевский писал: «Контингент атеистов всё-таки дает духовенство».

Несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии в катастрофе, постигшей Россию в начале ХХ века. Стремление государственного аппарата подчинить себе все проявления человеческого духа вступало в противоречие с православным мировоззрением. Бюрократия поставила под контроль светской власти все стороны церковной деятельности и само духовенство. Так искажалась сама идея Божественного происхождения верховной власти, разрушалась ее религиозная основа. При таком раскладе Помазанник Божий превращался в простого главу государственного аппарата, а русский народ низводился к роли «колёсика и винтика» в грандиозном государственном механизме Империи.

Основная цель русской революции - истребление христианского населения России. Русский народ, введенный в заблуждение лживыми лозунгами о «народовластии», «всеобщем равенстве», «полной и совершенной справедливости», совершил тяжкие грехи, в числе которых клятвопреступление и убийство царя - Помазанника Божия. Русский народ виновен в том, что проявил себя слишком доверчивым к обольстившим его врагам, поддался их лукавой пропаганде построить рай на земле и не оказал должного сопротивления. Дело дошло до того, что многие отреклись от веры отцов - Православия, а народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в случившейся в России в 17-ом году катастрофе виноваты все сословия русского общества: и высшая аристократия, и дворянская интеллигенция, и духовенство, и чиновничество, и народ. Вот и выходит, что Октябрьская революция явилась неизбежным событием в истории России, в результате которого обрушилась величайшая империя мира. Причина всех трагических народных бед была в греховном богоотступничестве. Страна, лишенная веры и здравой исторической памяти, на 70 лет погрузилась во мглу, в хаос лжи и смуты.

Но после всех исторических катастроф Россия всегда возрождалась в новом качестве, еще более могучей и славной. Так случилось и после краха коммунистической государственности и её идеологии. Атеизм не смог поработить русской души. В годы страшного лихолетья тысячи людей пролили в России свою кровь за Христа. Множество мучеников канонизировано Православной Церковью, и память о них свято чтится верующими. Ревностные подвижники, исповедники и мученики - бесстрашные воины Христовы - ныне умоляют Господа о спасении их земного Отечества.

Слава Богу, что в настоящее время возрождается державная мощь великой России, несмотря на беспрецедентное экономическое давление Запада. Отрадно, что наши храмы посещают теперь не только «белые платочки», но и мужчины всех возрастов, и главное - дети. Пусть никогда не будет в России революций, идейных шатаний, брожения умов, безбожия и сатанизма. Воссоздадим Святую Русь в силе и славе её величия и благочестия!

Мария Павловна Тоболова, кандидат филологических наук, доцент

1 Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к мирским особам. М., 1862, с.390.

2 Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к монашествующим лицам. 1862, № 172, № 17

3 Собрание писем Святителя Феофана. Вып.2, 1898, с.8.

4 Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия, т.4, с.99-100.

5 Из письма Орлову И.И. от 22 февраля 1899 г., Ялта

6 О.Иоанн Кронштадтский. О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся, М., 1993,с.31.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

38. Ответ на 34., Кирилл Д.:

В обвинениях "неправильного" народа православные мыслители уже переплюнули либеральных.Мария Павловна, Вы же сами пишете, что народ был обложен со всех сторон. Например, о чиновниках: "... русский народ низводился к роли «колёсика и винтика» в грандиозном государственном механизме Империи". И это Вы ещё далеко не всё сказали о народных бедах начала XX века. Народ виноват, Вы говорите, что за большевиками пошёл? А какие ещё у него были варианты? Низводиться дальше? Исходя из Вами же нарисованной картины (начиная аж с Петра I), народ был просто загнан в некий коридор ("кончающийся стенкой"), из которого не было достойного выхода.

Что такое господство и чем отличается господин от раба или слуги? Господство означает ничем не обусловленную свободу для господина в отношении слуги и, соответственно, отсутствие таковой для последнего. Такая свобода в современной общественной жизни называется либерализмом. Подлинная свобода в обществе подразумевает равенство в отношениях друг к другу для всех членов общества. Равенство отношений не означает тождество индивидов в обществе вообще. Наоборот оно делает возможным объективную оценку каждого индивида обществом. Если рассматривать феодально-монархический уклад власти с его сословным делением общества, в котором сама сословность закрепляется законами и самой традицией, то он ничем по существу не отличается от либерализма в современном понимании, поскольку означает свободу (господство) одних и подчинение (рабство) других. Точно таким же образом надо понимать и буржуазный либерализм, который означает такое же подчинение всех интересам капитала через буржуазное государство и частную собственность на средства производства. Поэтому и то и другое представляет собой, по сути, либерализм в условиях подмены субъекта господства. Красный проект, который возглавлял Ленин, пытался покончить с либерализмом и воплотить истинную свободу, где свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех, что означает равенство в отношениях друг к другу, как в экономическом, так и в политическом смысле сова для всех членов общества. Однако Ленин допустил непростительный просчёт в практическом воплощении этого важнейшего принципа, полностью отдав на откуп решение этой задачи так называемому передовому отряду рабочего класса, то есть партии. Партия во главе государства (будь она одна или несколько) имеет все необходимые и достаточные условия для того, чтобы превратиться в несменяемую элиту, воплотив тем самым главный принцип не свободы, но либерализма. Почему элита в данном случае следует считать несменяемой? Во-первых, сам принцип попадания в неё, где не предусмотрена демократическая процедура выбора от народа. Во-вторых, установление собственной не демократической процедуры попадания в неё, а опосредованно в высший управленческий состав государственной власти. Приведу простой пример, как формируется сейчас управленческий резерв в России с лёгкой руки президента, который является неформальным лидером правящей партии. Объявляется набор самовыдвиженцев, которые должны пройти отбор на конкурсе, который устраивает действующая власть. Победителям конкурса, критерии которого задаёт сама власть, выделяются средства от государства с тем, чтобы они прошли дополнительное обучение, которое опять-таки устраивает власть сообразно с действующей идеологией. По окончании успешного обучения соискатели власти попадают в кадровый резерв президента, который по собственному усмотрению будет назначать их на должности высших государственных чиновников в России. Полная профанация идеи общественной свободы и беспардонное продвижение так называемого либерализма! Из всего этого можно сделать вывод, что человечеству пока ни разу не удалось в организации политической власти оторваться от злосчастной идеи либерализма и хоть как-то приблизиться к воплощению истинного понятия свободы в обществе. Это касается в равной степени царского самодержавия, советской партократии и ныне действующей буржуазной партийной политической системы.
Сергей Бахматов / 25.10.2017, 18:39

37. Ответ на 26., боеприпас:

февральская революция всё равно случилась бы.

без РСДРП и иностранного золота -еще неизвестно. Изменники просто воспользовались войной и ударили в спину. Просто большевикам повезло - они, как это принято у их племени, оседлали процесс.
Lucia / 25.10.2017, 17:39

36. Ответ на 33., Кирилл Д.:

Это, коллеги, всё не о том.

Конечно не о том. И об этом тут уже миллион раз говорилось. Что в случае с крушением РИ, что в случае с крушением СССР, виновата та часть интеллигентской и политической элиты, которая всегда хотела жить - "КАК У НИХ" и никогда не задумывалась над тем, что у русских и европейцев, всегда были конфликты, именно в плоскости их менталитета и разных взглядов на Учение Христа! Именно эта, либерально-прозападная часть "гусской" элиты, всегда презирала и Россию и сам русский народ, с его "неправильным" укладом жизни, "неправильным" русским народом т.д... Помните за что Чубайс хотел "порвать в куски" книги Достоевского? "Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". А.Чубайс. А что писал Достоевский по поводу избранности и выборе русского народа и о таких либералах-прозападниках, как Чубайс? Он писал об этом много. Вот, хотя бы этот маленький отрывок: "Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят. «- Ненависть тоже тут есть, — произнес он (Шатов), помолчав с минуту, — они (либералы) первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся...» /Ф.М.Достоевский, «Бесы»/ «Пусть мой народ грязен, невежествен, варварствен… но во всю мою жизнь я вынес убеждение, что народ наш несравненно чище сердцем высших наших сословий…» Разве такое может понравится Чубайсам?! Разве они не видят тут для себя смертельную угрозу, если русский народ, действительно захочет: - "развиться национально, своей органической силой, а не безлично-лакейски подражая Европе"?! Вот и сегодня, в наших властных структурах, в интеллигентских кругах и в обществе, всё ещё силён этот подражательский западу дух. Отсюда и все наши разногласия, споры и прочие проблемы.... Вон, в Китае, в конце 80-х, тоже потянуло этим гнилым душком. Власть просто взяла и раздавила этот гнилой дух танками. И правильно сделала. А то бы сейчас Китай, был бы не второй (если уже не первой) экономикой мира и новым центром силы на планете, а ковырялся бы где нибудь в анус мунди, и там сейчас были бы свои чубайсы и прочие ему подобные, кто лижет зад западу и молится их содомским "ценностям". Построение СССР, это был Великий Проект, доселе в Мире не имеющий аналогов. Это был нас, русских, Огромный Шанс, стать впереди всех стран, кто хотел бы сбросить с себя колонизаторское ярмо кагала капиталистов и Россия могла бы стать ведущей державой. Но, враг со своими сладкими искусами не дремлет и кое-кому захотелось хлебнуть западных ценностей. Вот и променяли, как те доверчивые попуасы, свою Великую Державу, за которую было столько крови и пота пролито нашими предками - на западный синтетический корм и их блестящие стеклянные бусы.
Туляк / 25.10.2017, 16:21

35. Re: Духовные причины катастрофы России в 1917 году

//Русский народ, введенный в заблуждение лживыми лозунгами о «народовластии», «всеобщем равенстве», «полной и совершенной справедливости», совершил тяжкие грехи, в числе которых клятвопреступление и убийство царя - Помазанника Божия. Русский народ виновен в том, что проявил себя слишком доверчивым к обольстившим его врагам, поддался их лукавой пропаганде построить рай на земле и не оказал должного сопротивления// Увы, в очередной раз вынужден констатировать, что был прав, написав вот это: http://ruskline.ru/special_opinion/2017/iyun/vo_vsyom_vinovat_narod_chto_obwego_v_stol_razlichnyh_vzglyadah_sovremennyh_russkih_intelligentov/ В обвинениях "неправильного" народа православные мыслители уже переплюнули либеральных. Мария Павловна, Вы же сами пишете, что народ был обложен со всех сторон. Например, о чиновниках: "... русский народ низводился к роли «колёсика и винтика» в грандиозном государственном механизме Империи". И это Вы ещё далеко не всё сказали о народных бедах начала XX века. Народ виноват, Вы говорите, что за большевиками пошёл? А какие ещё у него были варианты? Низводиться дальше? Исходя из Вами же нарисованной картины (начиная аж с Петра I), народ был просто загнан в некий коридор ("кончающийся стенкой"), из которого не было достойного выхода.
Кирилл Д. / 25.10.2017, 13:04

34. Re: Духовные причины катастрофы России в 1917 году

Как говорится, тема не раскрыта. Хотя в самом начале заявлено, что рассматриваются не политэкономические, а именно духовно-моральные причины, всё равно всё сводится к той или иной политике. И, даже, где речь идёт о Церкви и взаимоотношениях светской и духовной власти - всё равно, это скорее вопрос церковной политики, чем духовный. И в комментариях - как обычно и, как и следовало ожидать, началось - большевики, меньшевики... кто сильнее виноват... Это, коллеги, всё не о том. Духовная катастрофа у человека наступает, когда он перестаёт верить в Бога, ставить на первое место приближение к Богу и спасение душе. Причём он может при этом "формально" на словах веровать и даже в церковь ходить, а толку... Моральная катастрофа у него наступает, когда он отвергает христианские нормы морали либо, опять же, лишь декларирует верность им на словах. При этом не обязательно духовно-моральная катастрофа членов общества ведёт к социально-политико-экономической катастрофе. Вполне атеистическое, материалистическое и до той или иной степени аморальное общество может материально благополучно и без революций жить. А что, Россия не могла бы (теоретически) избежать революции, даже если общество впало в атеизм и аморальность? Из чисто прагматических соображений, делая какие-то правильные политические ходы... Можно ведь не думать о Боге и не любить ближнего, но избегать политической и экономической нестабильности и вести грамотную политику. Почему нет? Кстати, сама постановка вопроса... Вот, произошла в 1917 году системная государственная и общественная катастрофа. А давайте подумаем, какие духовные причины до неё довели. То бишь, неявно, но предполагается, что духовность и мораль нам нужны как инструмент поддержания материального благополучия. Но, раз уж вопрос поставлен таким образом, именно таким образом на него и надо отвечать - что и почему произошло у людей внутри. Всю нашу внутреннюю гниль того времени, кстати, неплохо раскрывают наши классики - Достоевский, Толстой, Чехов... Вопрос в том, почему это привело именно к революционной катастрофе. Ну, гнили бы себе дальше. Ну, как-то тихо перетекли бы со временем в духовно-морально гнилое, но материально благополучное общество. Так ведь нет, произошёл мощнейший социальный взрыв. Но тогда впору задуматься, а не стала ли революционная катастрофа следствием праведного гнева против этой гнили. А это уже говорит о том, что, при всём своём ужасе, революция была индикатором некоего сохраняющегося потенциала духовно-нравственного здоровья. И, вполне возможно, не будь того взрыва (повторяю, при всём его ужасе, безусловно) 100 лет назад, не было бы и того возрождения Великой России сейчас, о котором пишет автор.
Кирилл Д. / 25.10.2017, 12:51

33. Ответ на 28., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Большевики никакого отношения не имели к Февральскому перевороту 1917 г.

....Революция 1905 года застала Ленина в Швейцарии. В начале ноября 1905 года он нелегально прибыл в Петербург и возглавил работу Центрального и Петербургского комитетов большевиков. Главной задачей большевизма Ленин считал в эти дни свержение самодержавия, для достижения которой партия готовила вооруженное восстание. Не были чужды большевики и революционного террора. Еще в 1901 году Ленин писал: «Принципиально мы никогда не отказывались и не можем отказаться от террора. Это ‒ одно из военных действий, которое может быть вполне пригодно и даже необходимо в известный момент сражения, при известном состоянии войска и при известных условиях». В этом, как, впрочем, и во многих других вопросах, лидер большевиков был циничным прагматиком. Критикуя эсеровский террор, Ленин в то же время писал: «Я с ужасом, ей-богу с ужасом, вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали!.. Пусть тотчас же организуются отряды от 3-х до 10, до 30 и т.д. человек. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога... Одни сейчас же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие - нападение на банк для конфискации средств... Объясняя суть «революционного пораженчества», Ленин писал, что самое страшное зло для развития народа - это «большая внешняя победа угнетающего его правительства», а поэтому использовать внешнеполитические затруднения правительства не только право социалиста, но и его обязанность. «Война русскому царизму..., война без малейшего перемирия, война не на жизнь, а на смерть!» ‒ таким был ленинский лозунг в это время. В.И.Ленин работы Ю.К.Арцыбушева Несмотря на то, что Ленин всеми силами стремился к революции, ее наступления в 1917 году он не предвидел. В январе 1917 года лидер большевиков писал: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции». Получив известие о Февральской революции из швейцарских газет, Ленин сразу же сформулировал задачи большевистской партии: «Борьба с целью международной пролетарской революции и завоевания власти "Советами рабочих депутатов"». goo.gl/Vp6qRn
Lucia / 25.10.2017, 12:00

32. Ответ на 28., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Эх, "отважный" "Kiram", скрывающий своё имя, что же Вы приводите ложь тех предателей-хрущевцов, издания 1960 г.Большевики никакого отношения не имели к Февральскому перевороту 1917 г. А ты - враг.

) Если большевики называют меня своим врагом, то для меня это плюс.) А Хрущёв и есть настоящий большевик. И ваш он, плоть от плоти. Такой же подлый,безпринципный и всегда готовый на предательство ради удержания власти, как большевисткие главари революции 1917 года.
Kiram / 25.10.2017, 10:49

31. Ответ на 27., Kiram:

Есть такое понятие синергия. 1+1 не всегда 2. Может быть и больше.

Во, даёт, мат-и-матЫк! 1+1, всегда будет равняться - 2(двум) и НЕ больше! Синегргия, это когда, например, сольются 2 банка, то их прЫБЫль, может возрасти много кратно! А банко, согласно закону математики будет ДВА(2)! Тебе надо всё начинать сначала, с первого класса, средней школы.
Туляк / 25.10.2017, 10:28

30. Ответ на 22., Kiram:

Твоя истерика и примитивные аргументы мне неинтересны.) Охолонь.) Просто можешь следить за дискуссией стоя в сторонке

Ай-я-яй. А ещё - либерал! Кирам, а как же демократия, либерализм и свобода слова, о которой наш Президент постоянно всем нам напоминает и говорит, что они нам всем обязательно нужны и никаких репрессивных действий в их отношении не должно быть? А ты, когда тебе нечем ответить, тут же, по "совковому" пытаешься мне заткнуть рот....)) А ещё либералом себя называешь и - "верным путинцем". Ай-я-яй. Не хорошо.
Туляк / 25.10.2017, 10:01

29. 13. Kiram

Эх, "отважный" "Kiram", скрывающий своё имя, что же Вы приводите ложь тех предателей-хрущевцов, издания 1960 г. Большевики никакого отношения не имели к Февральскому перевороту 1917 г. А ты - враг.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Мария Тоболова
Все статьи Мария Тоболова
100-летие революции
Февраль на фоне Февраля
Размышления о Феврале 2022 г. «на фоне» Февральской революции в России
03.01.2023
Пятая колонна на марше. Что происходит
с Россией?! Возможно ли сохранить нашу независимость?!
23.11.2022
Невозможно представить, чтобы сейчас происходило с Церковью, если бы не святитель Тихон
Подобная память о выдающихся людях прошлого, не только ментальная, но и молитвенная
18.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 12:18
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
28.01.2023 12:11
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 11:53
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2023 11:04
Берл-Лазар плохо понимает по-русски?
Новый комментарий от Человек
28.01.2023 10:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 09:20