Как известно, осмысление прошлых ошибок дает возможность не повторять их впредь. Не осознав причин великой всенародной беды, постигшей нашу страну в 1917 году, не поняв, что лишило Россию духовной силы, невозможно в полной мере воскресить Святую Русь. Оставим в стороне экономические и политические проблемы России в течение последних двух столетий, повлиявшие на итог Октябрьского переворота, и сосредоточим основное внимание на духовной и моральной стороне данного вопроса.
В сознании русского народа всегда было превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями. Именно Православная Церковь являлась носительницей этого идеала и была мощной и древней спасительной для страны силой. Во многом отношение к ней правящего монарха определяло духовное состояние российского общества.
Все беды начались с объявления Петром I войны Русской Православной Церкви. Царь нанес сильнейший удар по Православию: упразднил Патриаршество и подчинил Церковь государству; враждебно относясь к черному духовенству, старался сократить число монастырей. У них были отняты их земли, доходы, и число монахов было ограничено штатами. Петр запретил строить новые монастыри; создал трудные условия для принятия в монашество; издал указ, согласно которому мужские монастыри должны были быть превращены в военные госпитали, в инвалидные дома, в лазареты, а монахи - в санитаров. Монастыри, в течение всей истории страны бывшие рассадниками веры и образования, Петр считал «гангреной государства». Монашеское отрешение от жизни ему казалось тунеядством. Петр велел разрушать часовни; «мощей не являть и чудес не выдумывать». Царь приказал священникам сообщать в Преображенский приказ обо всех, кто признается на исповеди о враждебном отношении к его замыслам, тем самым была нарушена тайна исповеди. На некоторых иконах того времени образ Христа кощунственно писался с портретов императора Петра. В петровские времена духовенство лишилось доверия со стороны общества и в течение XVIII века превратилось в послушное орудие светской власти.
Сформировавшаяся в петровскую эпоху образованная часть общества, зачарованная западными идеалами и ценностями, стала явно противопоставлять себя народу. Русь попала в духовное рабство Западу. Власть перестала быть понятной русскому народу, который смотрел на господ как на вероотступников и полунемцев. Даже «западник» А. Герцен вынужден был признаться: «Крестьяне не приняли преобразований Петра Великого. Они остались верными хранителями народности». Это роковое несоответствие между двумя слоями нации привело, в конце концов, к трагическим событиям трех кровавых революций в России ХХ века. В результате ограничения деятельности духовенства в послепетровскую эпоху наблюдалось сильное огрубение народных нравов. Наступило время господства временщиков, мало любивших Россию и не понимавших особенностей её характера и мировоззрения.
Екатерина II продолжала дело Петра I борьбы с Православием. Во время её правления сократилось строительство православных храмов. Она издала указ об обращении церковной собственности в государственную. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. При Екатерине II монастыри стали полностью зависимы от государства. Число монашествующих сократилось с 12 до 5 тысяч, многие древние обители закрывались и превращались в казармы и дома для умалишенных.
Большой вред России в духовном плане принесло увлечение Екатерины II идеями французского Просвещения, являвшегося по существу идеологическим обоснованием революционного преобразования мира. (Православие вовсе не против просвещения души и сознания человека, но западные просветители забыли, что истинное просвещение есть просвещение светом Христа). Они признавали всесилие человеческого разума и в своей гордыне отринули Бога. Объявив человека высшей ценностью вселенной, гуманизм противопоставил человека Богу: то был мятеж твари против Творца. В России идеи французских богоборцев воспринимались как последнее слово передовой мысли, и страна постепенно заражалась идеями гуманизма, прогресса и цивилизации. Русскую интеллигенцию охватило увлечение мистицизмом и масонством.
Однако с началом Великой французской революции в настроении Екатерины II наступил перелом: она поняла, какие ядовитые семена посеяла в России, потакая распространению французской «просветительной философии», и резко изменила свое отношение к энциклопедистам- создателям идей, которые подготовили умы к революции. Императрица стала отрицательно относиться к свободомыслию, но было поздно: по свидетельству одного современника Екатерины II, к концу её царствования «повредились повсюду нравы в России; исчезли любовь к Богу и к святому Его закону». Вся западная «премудрость», внедряемая в Россию в течение целого столетия, сделала свое черное дело: Православная Церковь была унижена, православное начало в русской душе ослаблено, хотя духовный идеал русского человека оставался прежним - святость.
Бунт декабристов на Сенатской площади не был случайным. Пробуждаясь, общественное сознание в поисках истины озиралось на тот же Запад. Красивый, но лживый лозунг французской революции «Свобода, Равенство, Братство» зачаровывал русскую дворянскую интеллигенцию. Восстание совершили дворяне-революционеры, борцы, готовые на самопожертвование во имя великой цели - счастья народа. Но они не несли имени Христа в сердце своем, ими двигало не смирение, но своеволие. Они могли внести в жизнь страны лишь хаос бунта.
Подавив восстание декабристов, Николай I стал править как истинно русский царь: его тридцатилетнее царствование (1825-1855) отличалось строго православным направлением. Тогда же родился знаменитый лозунг, выражающий идеал земного устройства России: «Православие, Самодержавие, Народность». Преподобный Серафим Саровский говорил о монархе: «Я всегда молюсь, чтобы Господь продлил его жизнь для счастия России».
Но в русском обществе по-прежнему были модны увлечения западными настроениями вольнодумства и атеизма. Интеллигенция увлекалась принесенными с богоотступнического Запада идеями гуманизма и либерализма. Либерализм как общественно-политическое течение провозглашал высшей ценностью свободу и права каждого человека. Ф.М. Достоевский с иронией писал по поводу свободы: «Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».
Провозглашение свободы человека, отрицание Православия - характерные черты многих русских либералов - «западников». Философ И.А. Ильин метко заметил: «Русская интеллигенция потеряла веру в святыню духовного торжества и... пошла «вещать» русскому народу трупную «мудрость» безбожия и социализма. Она понесла ему начала духовного тлена и разложения, религию раздора и мести, химеру равенства и социализма».
В правление Александра II - Освободителя (1855-1881) русские дворяне продолжали играть в либерализм. Ф.И. Тютчев писал в 1867 году: «По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, не любовь к ней у либералов только усиливается».
В это время бесовские силы в стране всё более ощутимо проявляли себя в революционном настроении. В разных городах образовывались революционные кружки, распространявшие в народе социалистические идеи и готовившие революцию, а любая революция, как известно, во все времена была направлена против христианства: революционеры любой масти не признавали Бога. В конце 50-ых - 60-е г.г. на арену общественной жизни выходит новая прослойка интеллигенции - разночинцы-демократы. Но и разночинцы не были однородной массой: среди них выделялись нигилисты-революционеры и революционеры-демократы. Нигилисты, проповедуя материализм и атеизм, цинично отрицали весь современный им порядок жизни: власть, религию, любые авторитеты, духовные ценности, нормы морали. У них не было положительной программы построения нового общества: они проповедовали разрушение ради самого разрушения. Религиозный и нравственный нигилизм, являясь по существу проявлением зла и источником возможных бед, усугубил разделение общества.
В отличие от нигилистов революционеры-демократы во главе с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым ратовали за идеальное устройство общества по социалистическим законам. Православие, устанавливая истинную точку зрения на жизнь, считает ложной саму идею Царства Божия на земле. Православие понимает спасение души как цель всего земного бытия и воспитывает в душе человека стремление к покаянию, что и является путем к спасению, к наследованию Царства Небесного. Вместо этого Чернышевский и Добролюбов думали построить для народа «светлое здание социализма» на земле, а потому готовили крестьянскую революцию и демонически звали Русь «к топору».
Вслед за революционерами-демократами революционную переделку общества отстаивали народовольцы. Тайная революционная организация «Народная воля» встала на путь политического террора. Её членами было организовано несколько покушений на Александра II, последнее из которых 1 марта 1881 года закончилось гибелью императора. Гениальный Ф.М. Достоевский справедливо считал, что революционеры несут народу бесовское наваждение, что они губительное для мира начало («Бесы»). Великий русский писатель предвидел приход революции как результат неверия и чисто внешнего исполнения обрядов, лишенных горячей веры, и можно лишь удивляться его пророческой прозорливости.
Безбожная интеллигенция развращала православный народ, вследствие чего революционные настроения в обществе сопровождались постепенным оскудением веры в народе. Ярким примером духовного богоборчества является наш писатель Лев Толстой, отвергавший мысль о спасении, ниспровергавший все догматы Православной Церкви и подвергший глумлению величайшее из Таинств - святую Евхаристию. Обладая колоссальным авторитетом в обществе, Л.Н. Толстой своими произведениями целенаправленно разрушал духовные и общественные устои России.
Иерархи Русской Православной церкви были встревожены брожением умов в обществе во второй половине ХIХ века. Старцы Оптиной пустыни забили тревогу. Вот что писал иеросхимонах старец Макарий (Иванов, 1788-1860) в 1860 году: «Нынешние цивилизаторы и прогрессисты думают умом своим и усилиями достигнуть чего-нибудь, для благоденствия народа, лучшего: но ошибаются! ...Нельзя без веры и повиновения учению Православной Церкви достигнуть пристанища здешнего благоустройства и спасения душевного...»1 И он же: «Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру... Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем»2.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал в 1865 году: «Религия вообще в народе падает. Нигилизм проникает в мещанское общество, откуда недалеко и до крестьян. Во множестве крестьян явилось решительное равнодушие к Церкви, явилось страшное нравственное расстройство»3.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), великий наставник в духовной жизни, говоря о причинах кровавой французской революции конца XVIII века и о современном ему состоянии общества во второй половине XIX века, писал: «Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры...Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера в Православие слабеет...Нас увлекает просвещенная Европа...У нас материалистические воззрения всё более и более приобретают вес и обобщаются...Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства - выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции».4 Русский народ, к сожалению, не внял этим грозным пророческим предупреждениям великих духоносных праведников.
Александр III (Миротворец) (годы правления - 1881- 1894), искоренив крамолу, навел в стране порядок; восстановил авторитет царской власти внутри страны, а также заставил народы Европы уважать Россию.
Однако укрепление императорской России и её Церкви не нравилось врагам - внутренним и внешним: они продолжали свою подрывную деятельность. Весь ХIХ век готовил Российской державе величайшую трагедию 1917 года, когда Россия погрузилась в мрак хаоса, голода, нищеты, разрухи и репрессий. Философ Н.А. Бердяев писал: «Целое столетие русская интеллигенция жила отрицанием и подрывала основы существования России».
В правление императора Николая II церковная иерархия практически подготовила созыв Поместного Собора. Император щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. Количество церквей в царствование Николая II увеличилось на 10 тысяч, а количество монастырей - на 250. Царь оказывал поддержку деятельности Императорского Палестинского общества, предоставлявшего возможность большому числу верующих совершать дешевые паломничества в Святую Землю. Даровал свободу исповедания старообрядцам. За годы его царствования к лику святых были причислены преп. Серафим Саровский, свт. Феодосий Черниговский, св. княгиня Анна Кашинская, свт. Иоасаф Белгородский, свт. Гермоген, свт. Питирим Тамбовский, свт. Иоанн Тобольский. Царь высоко чтил св. праведного Иоанна Кронштадтского.
Правление Николая II пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране. Интеллигенция металась - от Православия и национализма до анархизма и поддержки террора. О русской интеллигенции начала ХIХ века хорошо сказал А.П. Чехов: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую»5. Человек оказался в тисках политических страстей; он ждал избавителя, но не Спасителя, а именно избавителя, который избавит его от проблем.
В конце ХIХ века в стране появились первые марксистские кружки, объединившиеся в российскую социал-демократическую партию (РСДРП), которая несколько позже получила название партии большевиков. Во время революции 1905 года большевиками во всю мощь был запущен механизм провоцирования и разжигания социальной смуты.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1828-1908), всероссийский праведник и чудотворец, писал о революции 1905 года: «Откуда эта анархия, эта революция, этот социализм, эта нелепая коммуна, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? От неверия, от безбожия». И вся эта мрачная картина, нарисованная о.Иоанном в 1905 году, привела его к неутешительному выводу в 1907 году: «Для всех очевидно, что Царство русское колеблется, шатается, близко к падению... Оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава...»6. Революция 1905 года вызвала отход народа от Церкви или охлаждение к ней.
Россия как вселенская хранительница и защитница святого Православия была ненавистна врагу рода человеческого и его слугам. Враги Христа-Спасителя и русского православного народа ставили себе задачей искоренить веру во Христа в русском народе, стереть ненавистную им Россию с лица земли. Во время Первой мировой войны внешние враги России бросили большие средства на моральное разложение российского тыла. Революционеры всех мастей получили огромные деньги на ведение подрывной пропаганды за спиною доблестной российской армии. Революционная раскачка всего здания Российской державы достигла даже до верховной власти и военного руководства.
Через 10 лет после первой революции на Россию накатила новая революционная волна. Высшие эшелоны власти были парализованы политическим заговором, а многократно усиленная Думой пропагандистская антиправительственная кампания подорвала народное доверие к государю и его министрам. Так готовился 1917 год (Октябрьская революция неотделима от Февральской), когда Россия была потрясена социальной катастрофой, самой страшной и кровавой из всех, известных человечеству. Так Отечество оказалось на краю гибели. Философ В.В. Розанов писал в своем «Дневнике» (1918г.): «Несясь к обрыву, мы вообразили, что несемся к «свету», к «братству и любви», тогда как на самом деле... мы падали, захлебываясь в мракобесии «передовых идей», отравленные ложью сатанизма и предательством сволочи».
Встает классический вопрос русской жизни: «Кто виноват?»
Основная вина в крахе православной Российской империи падает на большевиков. Коммунисты, ставившие своей целью изменить мир, хотели побороть зло революционными усилиями, забывая при этом, что революционное воздействие на мир разрушительно. Они требовали свободы, но подлинной свободой является, по учению Церкви, лишь свобода нравственного выбора между добром и злом. Большевики ошибочно выводили всё развитие истории из классовой борьбы, в действительности же только борьба добра и зла, Бога и дьявола составляет всю земную историю человечества. Большевики хотели построить счастливое царство для народа, не различая в этом царстве торжества сатаны, ибо думали лишь о земном счастье. Коммунисты считали, что им виднее, куда должна идти Россия, и всегда знали лучше всех, что для народа хорошо и что плохо. Однако созданная их руками действительность оказалась не раем на земле, а концлагерем, полигоном откровенного, циничного богоборчества, а народ не освобожденным, а полностью порабощенным.
Усердно готовила революцию и русская дворянская интеллигенция, не понимая, что рубит сук, на котором сидит. Желая любимой Родине реформ ради её процветания, тем не менее, своими «прогрессивно-либеральными» выступлениями она невольно способствовала краху России в 1917 году. Интеллигенция расшатывала трон и сама же погибла под его обломками.
Во многом в разрушении Российской империи была виновата безнравственная, злонамеренная антиправительственная пресса, которой завладели враждебные Православию элементы. Когда в 1905 году была объявлена свобода печати, то газеты сразу же стали поносить царя и его супругу. Во время Первой мировой войны газеты объявили, что императрица Александра Федоровна - «агент Германии». Много подобных измышлений исходило от представителей тогдашней аристократии (например, что царица якобы спаивает мужа). Придворные сплетни и клевета окружали царскую семью.
Некоторую лепту в разжигание революционных страстей внесло, к сожалению, и наше духовенство. В начале ХХ века среди учащихся духовных семинарий были весьма популярны кружки социалистической направленности; существовала межсеминарская подпольная организация, ставившая целью распространять идею борьбы за «общее дело». В ноябре 1904 года наблюдались волнения среди калужских и тульских семинаристов, потребовавших отставки инспектора.
Сама Церковь не была вполне единой и монолитной. Духовенство в лице некоторых своих членов дискредитировало себя пьянством и невежеством. К Святым Отцам часть духовенства питала недоверие. Ф.М. Достоевский писал: «Контингент атеистов всё-таки дает духовенство».
Несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии в катастрофе, постигшей Россию в начале ХХ века. Стремление государственного аппарата подчинить себе все проявления человеческого духа вступало в противоречие с православным мировоззрением. Бюрократия поставила под контроль светской власти все стороны церковной деятельности и само духовенство. Так искажалась сама идея Божественного происхождения верховной власти, разрушалась ее религиозная основа. При таком раскладе Помазанник Божий превращался в простого главу государственного аппарата, а русский народ низводился к роли «колёсика и винтика» в грандиозном государственном механизме Империи.
Основная цель русской революции - истребление христианского населения России. Русский народ, введенный в заблуждение лживыми лозунгами о «народовластии», «всеобщем равенстве», «полной и совершенной справедливости», совершил тяжкие грехи, в числе которых клятвопреступление и убийство царя - Помазанника Божия. Русский народ виновен в том, что проявил себя слишком доверчивым к обольстившим его врагам, поддался их лукавой пропаганде построить рай на земле и не оказал должного сопротивления. Дело дошло до того, что многие отреклись от веры отцов - Православия, а народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в случившейся в России в 17-ом году катастрофе виноваты все сословия русского общества: и высшая аристократия, и дворянская интеллигенция, и духовенство, и чиновничество, и народ. Вот и выходит, что Октябрьская революция явилась неизбежным событием в истории России, в результате которого обрушилась величайшая империя мира. Причина всех трагических народных бед была в греховном богоотступничестве. Страна, лишенная веры и здравой исторической памяти, на 70 лет погрузилась во мглу, в хаос лжи и смуты.
Но после всех исторических катастроф Россия всегда возрождалась в новом качестве, еще более могучей и славной. Так случилось и после краха коммунистической государственности и её идеологии. Атеизм не смог поработить русской души. В годы страшного лихолетья тысячи людей пролили в России свою кровь за Христа. Множество мучеников канонизировано Православной Церковью, и память о них свято чтится верующими. Ревностные подвижники, исповедники и мученики - бесстрашные воины Христовы - ныне умоляют Господа о спасении их земного Отечества.
Слава Богу, что в настоящее время возрождается державная мощь великой России, несмотря на беспрецедентное экономическое давление Запада. Отрадно, что наши храмы посещают теперь не только «белые платочки», но и мужчины всех возрастов, и главное - дети. Пусть никогда не будет в России революций, идейных шатаний, брожения умов, безбожия и сатанизма. Воссоздадим Святую Русь в силе и славе её величия и благочестия!
Мария Павловна Тоболова, кандидат филологических наук, доцент
1 Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к мирским особам. М., 1862, с.390.
2 Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к монашествующим лицам. 1862, № 172, № 17
3 Собрание писем Святителя Феофана. Вып.2, 1898, с.8.
4 Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия, т.4, с.99-100.
5 Из письма Орлову И.И. от 22 февраля 1899 г., Ялта
6 О.Иоанн Кронштадтский. О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся, М., 1993,с.31.
38. Ответ на 34., Кирилл Д.:
37. Ответ на 26., боеприпас:
36. Ответ на 33., Кирилл Д.:
35. Re: Духовные причины катастрофы России в 1917 году
34. Re: Духовные причины катастрофы России в 1917 году
33. Ответ на 28., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
32. Ответ на 28., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
31. Ответ на 27., Kiram:
30. Ответ на 22., Kiram:
29. 13. Kiram