Красота как мера духовности

В рассказе Геннадия Дубового «Увертюра к плачу кукол»

Новости Москвы  Новости Украины  Новости Новороссии 
0
459
Время на чтение 8 минут

Красота как мера духовности рассматривается нами применительно к духовному смыслу войны, говоря о котором, сразу вспоминаются имена Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, М. А. Шолохова, В. Некрасова, Э. Казакевича и многие др. В современной русской прозе о войне нам бы хотелось отметить в этой связи творчество Геннадия Дубового, который стремится заглянуть в самый корень войны - в сферу духа. Эта тема, на наш взгляд, является одной из главных в его книге «Рыцари Новороссии» [1], предваряющей будущую эпитафию обо всех погибших, как сам автор говорит в одном из интервью. Одной из глав этой эпитафии можно назвать рассказ «Увертюра к плачу кукол», опубликованный в газете «Завтра» [2].

Автор, будучи глубоко верующим человеком, оценивает войну с позиции веры. Так, в своей книге он проводит глубокую философскую мысль, прослеживающуюся потом и в его рассказе: то, как человек умирает, есть «некий шифр, который Бог предлагает разгадать еще живым. Сам процесс разгадки, искренняя попытка понять, почему так, а не иначе ушел человек - меняет личность того, кто ищет ответ. А если человек духовно не застыл, ищет разгадку, меняется, то его время уходить из мира еще не пришло» [1, с. 167].

Книга Г. Дубового отличается от обычной военной публицистики ярким авторским стилем, искренним, увлекающим в глубины человеческой психики, необыкновенно отточенным и художественно красивым. То, как автор описывает переживание человеком времени и пространства на войне (то проникновенно-мистически, то в остроумно-ироничном ключе), достойно хорошей художественной прозы, явно выходит за рамки просто статьи: «... сразу же резко, без всякого перехода, в обвальный миг, словно так было всегда, я увидел бой глазами всех разом участвующих в нем бойцов. Увидел и почувствовал все, что видят и чувствуют они не только в данный момент, но все, что они и те, кого они по-настоящему любят когда- либо пережили. Всё - сны, самые потаенные мысли...» [1, с. 295]. В рассказе «Увертюра к плачу кукол» Г. Дубовой вводит элементы магического реализма, вылепливая из глины военной реальности глубоко поучительный сюжет, в котором, на наш взгляд, ключевым понятием выступает красота. И это понятие, как нам видится, углубляется в эпиграфах: «It's impossible for words to describe what is necessary to those who do not know what horror means» («Невозможно словами описать, что нужно для тех, кто не знает, что такое ужас» - реплика солдата из фильма «Апокалипсис сегодня») и «...нужно сеять очи» (В. Хлебников). Сюжет рассказа таков: в Семеновку на передовую в отряд командира Большого приезжает Рисовальщик. Он прибыл на позиции в черной форме, объясняя это тем, что у него траур по отцу. При проверке документов оказывается, что он знаком со всеми бойцами и в штабе ему выдали разрешение на его деятельность. При этом ведет он себя очень странно: носит с собой рыжую косичку погибшей при минометном обстреле девочки; его раздражает говорящий механизм внутри куклы погибшей в Славянске девочки, и он его вырывает, вызвав недоумение командира. Нам кажется, что это странное поведение тесно связано с пониманием красоты как меры духовности. Рисовальщик считает, что красота - «главная причина всех войн» и «братская могила озарений». В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», на наш взгляд, содержится близкое по смыслу определение красоты как категории двойственной, в которой «дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей» [3, c. 127]. Как пишет А. А. Алексеев, «Красота эпохи цивилизации, воплощенная как в человеческом облике, так и в образах искусства, трагически выпадает из триады этико-эстетического идеала (красота - добро - истина), превращаясь в частную форму, стоящую по ту сторону добра и зла и способную принимать в себя любое содержание» [4]. Обратим также внимание на то, что Рисовальщик называет художником не себя, а Корреспондента. То есть, по мнению Рисовальщика, простой художник не способен выйти за пределы добра и зла, а значит не может стать в искусстве выше всех. О том, что он хотел именно такого озарения, которое возвысило бы его над другими мастерами живописи, говорит запись в его дневнике, прочитанная командиром для всех, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, за что он изгоняет Рисовальщика из отряда: «Какие у тебя задачи? - внезапно выступил из темноты Большой. <...> Твоя задача - души мёртвых потрошить, озарения из них карандашиком выковыривать... <...> Я твою записную книжку пролистал. Всем слушать: «Только в момент смерти невинного человека, ребёнка, взору способного видеть незримое открывается то, что нас ждёт в ином мире. Я должен это увидеть, тогда я смогу изобразить то, перед чем померкнут картины предшественников...». Большой швырнул в лицо автора этих строк блокнот...» [2]. Эта фраза связана с первым эпиграфом к рассказу. Получающий на войне озарения Рисовальщик - торговец чужой жизнью, инфернальный коллекционер озарений, вцепляющийся мертвой хваткой в косичку убитой девочки; прячущий в сумке механизм, вырванный из куклы; рисующий умопомрачительно-совершенные гравюры. Казалось бы, это красота, но она безбожна, потому что холодна и беспощадна к изображаемому, и поэтому вызывает у Корреспондента негативные эмоции: «технически безупречная, босхиански завораживающая графика облучала такой инфернальной безысходностью, что захотелось мне рисовальщика пристрелить. Сонливо и тошно стало, как при лучевой болезни, обвальную испытал я утрату интереса ко всему вокруг» [2]. Эта графика как будто выходит за пределы человеческого восприятия в пространство бесчувственного холодного созерцания: «Воспринимаемый неотвратимо и стремительно приближающимся, из глубины всплывающим, изображён был рисовальщиком «спрут»: голова пупса с чёрными пробоинами глазниц почти неотличима от черепа, извивающиеся щупальца составлены из косичек... На вытянутых вперёд щупальцах «спрут» словно протягивает, вручает зрителю свою уменьшённую копию - монстра-младенца. И всё это изображение было соткано из виртуозно прорисованного множества его зеркальных отражений - до точечек мельчающих «спрутиков». А при изменении угла зрения возникала страшная, чёрная Мадонна, протягивающая смотрящему на неё то ли куклу, то ли младенца - с неотвратимо узнаваемым лицом той девочки, от которой осталась только косичка» [2]. Таким образом, красота для Рисовальщика - холодная, безучастная красота, вне нравственности и духовности, близкая к «идеалу содома» (он получает «кровавые озарения» и при этом слушает музыку Вагнера, в частности, увертюру к опере «Тангейзер», которая звучит жутким контрастом ко всему происходящему).

В рассказе очень важна цветовая символика. Она четко закреплена за каждым из главных персонажей. Образ Рисовальщика чем-то напоминает Маску Красной Смерти из одноименного рассказа Э. По, а также Мефистофеля (смуглый, с экстатически-отрешенным лицом, как у Эль Греко, одет в черное). С ним связаны черный и фиолетовый цвета и филигранность рисунка, инфернальность, открывающая двери в параллельный мир. Черно-серый - цвет войны, разрушения. Для Корреспондента, наоборот, характерна яркая, живая цветовая гамма. Причем, в описании его восприятия красоты цветовая гамма повторяется дважды, как бы указывая на ее важную роль в сюжете. Так, в описании внезапно появившейся лошади и играющей в песочнице девочки фигурируют, помимо рыжего, желтый, красный и синий цвета (кстати, в картине мира древних народов это основные цвета, символизирующие солнце, кровь и небо/воду, т. е. это цвета жизни, мира, любви и т. д.). При этом, передаваемая через восприятие Корреспондента, эта красота граничит с состраданием, т. е. это духовный символ, «идеал Мадонны» (в понятии Достоевского): «огненно-рыжая, слепящей, дыханье перехватывающей красоты - «откуда здесь такое чудо?» - лошадь, низко опустив голову, рысила по дороге между мясокомбинатом и жёлто-красно- синими сгущениями полевых цветов на холме, изуродованном серыми развалинами свинофермы...» [2]; «у дома из красного кирпича на невысокой куче песка играла, красным игрушечным вёдрышком лепила куличики рыженькая девочка в синем платьице лет четырёх-пяти» [2]. То, что красота для Корреспондента связана с сопереживанием, видно в эпизоде, где Артист указывает ему на «картину»: «Раскуроченная на асфальте, глыбилась в луже высохшей крови гнедая кобыла. Проткнули её две неразорвавшиеся мины-хвостатки, перебив хребет у основания шеи и взломав рёбра. Повёрнутая влево морда с предсмертно оскаленной пастью воткнулась в канаву у обочины. Всё это выглядело так, будто цирковая лошадь попыталась встать на колени перед своим анимальным богом, а он - злой, капризный детёныш великана - надоевшей игрушке переломал ноги, вывернул шею и двумя минными гвоздями приколотил её к чёрной доске» [2]. Корреспондент запечатлевает ужасы войны не как картины, восхищающие своей техникой (он не оттачивает мастерство на страданиях и смерти, как Рисовальщик), а как кровавые свидетельства происходящего ужаса. Об этом говорит возникающий в восприятии Корреспондента образ капризного анимального бога, который сломал лошадь, как надоевшую игрушку, куклу. В параллель этому - бес войны, унесший жизнь рыжеволосой девочки, как будто она кукла, игрушка. Этот образ создается уже в словах Рисовальщика, вытащившего из воронки рыжую косичку: «Вот... Вынырнул бес... счавкал ребёнка...» [2].

На наш взгляд, из сопоставления образов восприятия красоты у Рисовальщика и Корреспондента можно заключить, что красота в рассказе Г. Дубового является мерой духовности. Это видно, например, в том, как исчезают пятна витилиго (неизлечимой болезни) у командира Большого, который прогоняет безбожного Рисовальщика; Рисовальщик, не имеющий веры и сочувствия, умирает. В живых остаются те, кто видит красоту в жизни и сопереживает ее смерти. Умирают те, кто в смерти ищет красоту (озарения). И этот же духовный смысл красоты проявляется через второй эпиграф. Для того, чтобы не знающим ужаса описать войну, нужно «сеять очи», т. е. должен родиться новый человек, который посмотрит на мир и на весь кошмар, который несут войны, новыми глазами. Но, судя по финалу рассказа, это будет после Апокалипсиса, когда состоится Страшный Суд, на котором будут названы все имена: ««Здравствуй, как тебя зовут?» - всё глуше выскрипывала-всхлипывала кукольная душа. Так в саване пепла, в солнечных пелёнках плачут нерождённые. Напрасен их плач, безответно их зияющее вопрошание. Некому и нечего им ответить, ибо никто ещё не назван» [2].

Таким образом, духовная суть войны в рассказе Г. Дубового «Увертюра к плачу кукол» раскрывается в понятии красоты как этической и нравственной категории хранителей памяти о страшных событиях войны (идеала Мадонны, по определению Ф. М. Достоевского) в противоположность холодной, безбожной красоте ищущих в войне инфернальных озарений (идеала содомского). Настоящая красота не в творческих озарениях, не в соответствующей романтическому музыкальному ореолу вагнеровской увертюры к «Тангейзеру». Истинное озарение на войне приходит к человеку неравнодушному, сопереживающему трагедии. Красота, которая не «выковыривает карандашиком» мельчайшие детали смерти и тем множит зло, а красота, которая живописует смерть, не вдаваясь в подробности, крупным планом, чтобы зритель сострадал невинной жертве, - такая красота является мерой духовности.

Литература

  1. Дубовой Г. Рыцари Новороссии. Хроники корреспондента легендарного Моторолы. / Г. Дубовой. М.: Книжный мир, 2017. 320 с.
  2. Дубовой Г. Увертюра к плачу кукол // газета «Завтра». (дата обращения: 29.03.2017).
  3. Достоевский Ф. И. Братья Карамазовы. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2014. - 896 с.
  4. Алексеев А. А. Амбивалентность красоты // портал «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества» URL: http://www.fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/065/ (дата обращения: 31.03.2017).

Ирина Владимировна Логвинова, кандидат филологических наук, преподаватель Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке Москва, Россия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Логвинова
Все статьи Ирина Логвинова
Новости Москвы
Все статьи темы
Новости Украины
«Украинские политики поверили в свою непобедимость»
Тем временем, пока Киев жил за счет помощи Запада, российские войска выработали тактику эффективного наступления в условиях полной прозрачности армейского тыла для технической, космической и авиационной (разведки противника
18.05.2024
Нам придётся всё больше расширять санитарную зону
Неужели дебиловатые натовские стратеги искренне хотят, чтобы под контролем России оказалась практически вся Украина?
18.05.2024
«Они выступают против Истины»
Нацистская власть на Украине может приветствовать только те религиозные структуры, которые разделяют её человеконенавистнические, людоедские идеалы и поддерживают откровенно сатанинский режим
18.05.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
«Главное – лишить Украину возможности и желания сопротивляться»
У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья
01.05.2024
Когда последует возмездие за Одессу?
2 мая исполняется 10 лет кровавым событиям в одесском Доме профсоюзов
01.05.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от С. Югов
19.05.2024 19:58
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от C. Гальперин
19.05.2024 17:43
Чем брать оплату?
Новый комментарий от учитель
19.05.2024 16:35
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47