ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
СО ВНИМАНЬЕМ...
Господнему себя вверяй
Смотрению, и со вниманьем
Пост проходя, не измеряй
Его - от пищи воздержаньем.
Вот - дьявол; он не ест, не спит
И трудится, не уставая,
А тяжко, между тем, грешит;
Грешит он, не переставая.
***
...Ужель такой заботы и вниманья
Достойна наша плоть! И почему
Желудку дань со всем сбираем тщаньем, -
Как будто господину своему?
ЗОВЁТСЯ ИСТИННЫМ ПОСТОМ
От зла - в молитву удаленье,
Молчанье, гнева подавленье,
Смиренье и неосужденье,
Храненье глаз, и отвращенье
Телесной похоти при том -
Зовётся истинным постом.
Прп. ЕФРЕМ СИРИН
...И САМ ПРОСИ ПРОЩЕНЬЯ
Прости всех в пост и сам проси прощенья,
А ты сбираешь в память огорченья.
И сам твой труд напрасен и бесплоден,
А ты - в упрямом рвении - подобен
Хотящему водою тщетной славы
Наполнить до краёв сосуд дырявый.
***
О чём ты воздыхаешь, человек? -
Пост на дворе и воздыхать не дело:
Кресту не покорится дух вовек,
Пока кресту не покорится тело.
Авва ЛЕОНТИЙ
ВСЁ, ГРУЖЁННОЕ БЕЗ МЕРЫ
Просил бы ни на что не годных,
Ленивых и чревоугодных
Усвоить истину одну:
Вздохнёт лишь море, глубь ощеря, -
И всё, гружённое без меры,
Пойдёт ко дну.
Прп. ИСААК СИРИН
ЖЕЛАНИЕ МОЛИТВЫ
Глазам здоровым - кто оспорит это? -
Всегда присуще вожделенье света.
Так и посту, творимому смиренно,
Желание молитвы вожделенно.
СОВЕРШЕНСТВО ПОКАЯНЬЯ
Важней всего в спасенья осознанье
И выше - добродетель покаянья,
Способная из бездн греха воздвигнуть,
Хоть в ней нам совершенства - не достигнуть.
Прп. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
ОГОНЬ НЕ УГАШАЮТ МАСЛОМ
Ты чрево хочешь ублажать,
И страсти блудной избежать,
Но трудишься напрасно:
Ко видел, чтоб со всех сторон
Идущий приступом огонь
Да угашали - маслом?
***
Стеснённое чрево во время поста
От праздных речей заграждает уста.
Язык наш, насыщенный множеством снедей, -
Так часто бывает виною трагедий!
***
Без лукавства покорился
Божьей воле - грешный род:
Не постился, но смирился,
И приял меня Господь.
***
Сердце, - если не утеснено
Воздержаньем тела - где витает?..
Чрево же, постом иссушено, -
Воды покаянья источает.
Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
ПРЕСЫЩЕНЬЕ
Не сказать об этом по-другому:
Пресыщенье - враг всему благому;
Ум - глубокий самый - ослепляет;
Мысль, и дух, и чувства притупляет;
В жизни - без того многострадальной -
Приближает к старости печальной...
***
Постящийся - достоин воздаянья,
Но от греха нужнее - воздержанье:
Едящий всё, но не судящий ближних,
Блаженней, чем клевещущий подвижник.
Бог милосерд, а мысль проста зело:
Еда - не зло, а грех - большое зло.
БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ
...Она иссушена, как трость,
Но не жалеет «постник» плоть,
Не видит в этом смысла.
Ни пить не будет он, ни есть,
Несчастнейший, - и это есть
Уж грех самоубийства.
***
Суровый пост
Не принесёт спасенья.
Коль вслед за ним -
Грех чревообъяденья.
***
Пост благоугодным тогда лишь зови,
Когда он украшен плодами любви.
Прп. ИОАНН ДАМАСКИН
***
Когда б, как думают, в посте
Всё дело было лишь в еде,
То в мире, где ничто не ново,
Святыми были бы коровы.
Прп. НИЛ СИНАЙСКИЙ
СОКРУШЕННОЕ СОЗНАНЬЕ
Без сокрушенья в деланье нет проку, -
Не разрубить нам собственных пороков.
А сердце - в сокрушённое сознанье -
Приводится трояким воздержаньем,
Когда восстать решение созрело:
Лишеньем пищи, сна, покоя тела...
Свт. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
СВОИМ УМОМ ГОРДЯСЬ
И Богу, и себе молясь,
Живёшь, своим умом гордясь;
Размысли ж на минутку:
Коль так, то почему твой ум,
Впадающий в паренье дум,
Зависит от желудка?
ЗАПОВЕДЬ
В самом раю, где чистота
И святость, заповедь поста
Касалась запрещенья снеди,
Так что отступникам ея
Грозила жизнь вне Бытия,
Вне Бога - наказанье смертью...
НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДЛЯ ХРИСТИАН
Отвека и доныне дан
Насущный хлеб для христиан -
Христос, и ничего под небом
Нет жертвеннее сей любви,
И, Господи, благослови,
Нас этим насыщаться хлебом.
Свт. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
ВОСПЛАЧЕМСЯ ПЕРЕД ВЛАДЫКОЙ
Поста Великого преддверье -
Моленье: покаянья двери
Отверзи милостью поста.
До камня доходящим криком
Восплачемся перед Владыкой,
Падём в объятия Христа!
ПЛОТЬ ОБУЗДАТЬ...
Не оказаться чтоб средь «неключимых», -
Плоть обуздать и умертвить должны мы:
Из наслаждений мира ч т о утешит
Во тьме кромешной, где лишь плач и скрежет
Зубовный?..
***
Кто воздержаньем плоть распять готов -
Лишь тот христианин, лишь тот Христов.
Прп. АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
НЕ ПИЩА, НО ЗАПОВЕДЬ
Вкушенье или невкушнье
Не столь важны, а нарушенье, -
Что воля прорекла святая,
За что и изгнан был из рая
Адам...
БЛАГОРАЗУМЕН БУДЬ
Благоразумен будь, со всяким тщаньем
Идя путём смиренья; оттого
Великому Посту - в уме - молчанье
Приличествует более всего.
Прп. ИОСИФ ОПТИНСКИЙ
ПОСТИШЬСЯ?..
Постишься? - помоги Господь!
Страшась геенны зева,
Удерживай от неги - плоть,
От пресыщенья - чрево.
И плоть, и душу - Пост ценя -
Возьми разумно в руки,
Да избегут они огня,
Неугасимой муки...
Прп. АНАТОЛИЙ СТАРШИЙ ОПТИНСКИЙ
ЛУЧШИЙ ПОСТ
...На самом деле, лучший пост -
Терпеть всё то, что Бог пошлёт.
ПОСТ С ТОБОЙ ВСЕГДА
Помни же, что пост с тобой всегда:
Коль не можешь понести труда -
С непокорной плотью тяжкой битвы -
Сердцу и уму тогда внимай
И телесный подвиг заменяй,
Не сумнясь, Иисусовой молитвой.
Прп. АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ
***
Когда мы в пощенье
Духовную радость обрящем -
Тогда нам и редька становится
Сахара слаще.
Прп. НИКОН ОПТИНСКИЙ, исповедник
***
Умеренное воздержание
Полезнее всего...
Св. ИОАНН КРОНДШТАДТСКИЙ
***
...И помни: если Господа любя,
Постов суровых тщательной заботе
Предашь себя, то с долгой скорбью плоти
Придут все козни бесов на тебя.
Какое испытание нависнет,
В обличии каком предстанет грех
Для ревностных и безрассудных, - всех,
Несовершенных в христианской жизни.
Свт. ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ
ПРОСТИМ И МЫ
Пройдёт печаль Великого Поста,
И Царство долгожданное Христа
Отверзнется томящемуся взору.
Земную тяжесть вяжущих обуз
С плеч сбросим мы: чем невесомей груз,
Тем облегчённей восхожденье в гору.
Дабы не впасть в тягчайшую беду,
Изгоним из сердец своих вражду,
Восплачем покаянными слезами.
Заступничеством Девы и Жены
Очищены, и Богом прощены,
Простим и мы виновных перед нами.
ПОСТ
Пост - это должность, кресло, кабинет;
Пост - под охрану сданный нам объект,
За оставленье коего с нас взыщут.
А также, пост - храненье дум и чувств
От находящих тёмной тучей буйств;
Храненье уст - от запрещённой пищи.
В КОНЦЕ ВСЕГО ПУТИ...
Столь быстротечно время! И оно
Нам только для спасенья душ дано...
Дана и память, что не обойти
Нам Страшный Суд - в конце всего пути.
СВЕТ ПОКАЯНИЯ
Представьте комнату, что свет
Не видела с десяток лет
Существованья, -
Так брошена, захламлена
Жизнь наша, и душа темна -
До покаянья.
В ней - тщанье плотского ума,
Нерассветающая тьма,
Мрак преткновенья.
Там будущность объемлет - страх,
Там - каждый наш неверный шаг
Грозит паденьем.
Покаяться б давно должны, -
Но мы в грехи погружены
Злой круговерти.
Несмысленные, день за днём
К своей погибели идём,
К духовной смерти...
Но хлынет лишь Господень свет,
Свет покаяния, - и нет
Мглы разделенья.
И все, изъятые из тьмы:
И вы, блаженные, и мы -
Близки к спасенью.
БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ
(из слова свт. Иоанна Шанхайского в седмицу Торжества Православия)
1
На греческом языке слово «анафема»
Означает «отделение с вознесением вверх»,
То есть предание Суду Божьему.
Тех, кто не только сам
Отступает от Православия,
Но и увлекает за собой других,
Церковь отсекает от себя,
Как заражённую раком
Или другою опасною болезнью
Часть тела,
Дабы предохранить от заражения
Здоровую его часть.
2
Всякое отступление от Православия
Есть повреждение ясного духовного зрения,
А также ослабление духовных сил.
Быть православным важно,
Ибо православное учение о Боге есть то,
Что открыл Сам Сын Божий.
Быть православным означает
Иметь верное знание о Высшем,
Насколько оно доступно человеку.
А также знать путь
В мир Горний...