Мы перестаём быть самими собой. А самими собой мы перестаём быть, потому что умирает деревня.
(В.Г.Распутин)
15 марта исполнилось бы 80 лет великому русскому писателю, современному классику Валентину Григорьевичу Распутину. Он не дожил до этого юбилея всего два года. Два года назад накануне своего дня рождения 14 марта 2015 года он ушел от нас в иной мир. Но его боль и его величайшие произведения живы и навсегда с нами.
Так уж получилось, что судьба не сподобила меня быть лично знакомым с Валентином Григорьевичем. Но мы с ним были знакомы заочно. Я зачитывался его «Уроками французского», «Прощанием с Матерой» и «Деньгами для Марии» в совсем юные школьные годы. А уже когда стал заниматься проблемой создания водохранилищ, историей затопления обширных территорий и переселением людей, и стал писать на эту тему статьи и книги, то Валентин Григорьевич через нашего общего знакомого депутата Государственной Думы РФ Анатолия Николаевича Грешневикова узнал и обо мне, и, даже прочитал мою книгу «Рыбинское водохранилище: катастрофа духовная и экологическая». А в ответ на мой небольшой видеофильм о затопленных селениях и святынях Рыбинского водохранилища снятый в 2011 году он в беседе с Анатолием Грешневиковым, заявил, что было бы правильным, спустить водохранилище и вернуть природу каковой она была раньше. Эта беседа потом была опубликована в газете «Справедливая Россия в Ярославской области».
Я планировал и очень хотел познакомиться со своим любимым писателем накануне проведения очередного мероприятия посвященного проблемам Верхневолжских водохранилищ, которые мы проводили в Общественной палате России в 2013 году, и уже предварительная договоренность была, но, встречу неоднократно откладывали то из-за болезни Валентина Григорьевича, или еще почему-то. Мне довелось увидеть Распутина уже только на его отпевании в Храме Христа Спасителя.
После прощания с Распутиным я не мог заново не прочесть его произведения, его великие труды в котором живое русское слово несет в себе, как мне кажется, боль, боль гибели деревни, боль гибели России, боль гибели человека, человека искреннего и чистого. И Распутин, как мне снова кажется, боролся с этой гибелью. Он боролся за русскую деревню, отчего его прозвали деревенщиком, для кого-то оскорбительным, но для русского человека, на мой взгляд, важным и знаковым представителем литературы и почвеннической философии.
Русской деревне, ее духу, ее силе Распутин посвящал особое внимание. Во многих его интервью именно тема деревни стоит на первом месте. Распутина беспокоило то, что нынешнее поколение стыдится деревни, что Россия без деревни теряет продовольственную безопасность, что без деревни русский народ теряет национальное самосознание и дух - живой, крепкий, христианский.
В интервью газете «Аргументы и факты» в 2006 году Распутин говорил: «Традиции, и законы общежития, и корни наши - оттуда, из деревни. И сама душа России - если существует единая душа - тоже оттуда. Деревню русскую начали уничтожать ещё в советское время. А сейчас добивают окончательно. И корни эти, похоже, не способны дать побегов». «Россия без деревни не Россия. Мы пошли по пути, по которому идёт так называемый цивилизованный мир. Нам бы действовать поосторожнее, а мы - сразу: не хотим отставать. Хотим из кожи вон. Но город - это поверхность жизни, деревня - глубина, корни. Оттуда приходили люди, принося с собой свежие голоса, свежие чувства. Сколько бы водохранилищ мы ни понастроили, а водичку любим пить родниковую...».
Водохранилища - острая для Распутина тема. Валентин Григорьевич был одним из первых кто открыто и со всех трибун в советское время стал говорить о пагубности строительства водохранилищ, об экологической и духовной опасности. Именно его «Прощание с Матерой» стало тем набатом, что мы услышали из его взывающего ко всем нам и правительству сердца. Распутин не побоялся написать это великое произведение и добился его публикации в 1976 году. «Прощание с Матерой» это крик его души о тех людях, что с болью покидали родные места, что переселялись в квартиры, что оставляли могилки своих матерей и отцов. Тут и тема деревни, и тема водохранилищ.
Тема водохранилищ была для Распутина личной болью. Ведь его родная деревня, где он родился и вырос - село Усть-Уда в 1960-е годы было затоплено водами Братского «моря». И именно эта боль не давала ему покоя. В 1990-е годы, когда стало можно говорить о том, о чем затыкали рот, Распутин с Ф.Я.Шипуновым, В.И.Беловым, И.Р.Шафаревичем и другими общественными деятелями, писателями и учеными создали Комитет спасения Волги, с целью избавления Волги от тромбов (гидростанций) на ее теле, с целью оздоровления реки, а потом и Ангары, Камы и других. Но, члены Комитета столкнулись с непониманием властей, и Комитет со смертью одного, другого, третьего активиста в 2000-е годы распался.
Ярко и цельно боль Распутина о затопленной России отражена в двух сериях документального фильма «Река жизни» снятого во время путешествия Валентина Григорьевича со своим другом, литературным критиком Валентином Яковлевичем Курбатовым по реке Ангаре в 2010 году. В этом фильме, который должен посмотреть каждый чиновник и каждый депутат, показана такая Россия, такая ее глубинная жизнь и философия, которой нигде более и не увидишь. А еще, нам, современным русским людям чтобы понять Россию и то, как нам строить наше будущее нужно обязательно читать Распутина, вчитываться в него и жить так, как заповедовал Валентин Григорьевич: хранить память, любить Россию и людей.
Это было на
смене времен.
Наш поселок на взморье рожден.
Нарекли мы его в память той,
В память той, что залита водой.
Край Распутина, белых берез
- Здесь писатель родился и рос.
И уроки французского мне не забыть
Очень долго - пока буду жить.
Край Распутина, белых берез
- Здесь с Матерой прощались до слез.
И, как прежде, помогут нам вновь
Эта вера, надежда, любовь.
(Неизвестный поэт из деревни Балаганки
Иркутской области).
Дмитрий Михайлович Коновалов, богослов, директор Культурно-исторического центра «Затопленное Верхневолжье» г.Углич Ярославская область