«и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего,
и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего».
(Быт. 14:18-29).
После грехопадения человек не переставал грешить и оскорблять Создателя, и даже после Всемирного потопа, помышление сердца человеческого продолжало оставаться злом «от юности его». От юности, а значит, и до старости. То есть никакого «золотого века» в истории никогда не было и человек после первого пролития братской крови Каином продолжал убивать себе подобных, не обращая внимания на слова Господа: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Убивая, человек ходил по порочному кругу, умножал зло, культивировал месть и жил в ожидании возмездия. Таким образом создание народа Божия происходило на фоне постоянных войн и насилия как внутри человеческих сообществ, так и между ними.
Для рассматриваемой нами темы большое значение имеет так называемая «война четырех царей против пяти». Эта война - первое упоминание в Библии событий политической истории региона, а именно, войны между альянсами царей, царя Элама Кедорлаомера и его союзников, против царя Содома Беры и его союзников. Именно после этих событий, «в этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Амореев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» (Быт. 15:18,19). Как известно, и до описываемых событий, в регионе, как и в других местах обитания людей, шли войны. Чем интересна именно эта война и почему именно она попала на страницы Священного Писания? В тексте Библии нет и не может быть случайных слов и сюжетов. Все они имеют важнейшее значение для человека. Посмотрим, какое значение для нас могут иметь события той очень далекой от нас войны. Ее описание в книге Бытия начинается с рассказа о вторжении восточных царей на территорию так называемого «Содомского пятиградия» (Содом, Гомора, Адма, Севоим и Сигор). После 12-ти лет подчинения правителю Элама, они восстали и попытались освободиться от вассальной зависимости. Восточные владыки организовали карательную экспедицию. Обладая хорошо обученными воинскими контингентами с большим опытом ведения боевых действий, еще по дороге к содомским мятежникам, правитель Элама с союзниками поочередно разгромил Рефаимов, Зузимов, Эмимов, Хорреев, а также Амаликитян и Амореев, то есть за короткое время поражение потерпели, одно за другим, шесть племен. Мы видим, что восставшим противостоит хорошо вооруженная и профессиональная армия вторжения, которая ведет практически непрерывные боевые действия, идя от победы к победе. Сражение четырех восточных царей с восставшими пятью царями произошло в долине Сиддим и закончилось, что было неудивительно, разгромом и бегством содомской коалиции. Победители, упрочив свое влияние в регионе, отягощенные разграбленным имуществом побежденных, начали возвращаться к себе на родину. И тут Аврам, ранее не принимавший участия в описываемых событиях, вынужден был принять в них самое непосредственное участие.
До начала этой войны Аврам поселился у дубравы Мамре и создал там жертвенник Господу. Когда победители, взяв все имущество Содома и Гоморы, пошли обратно, то в числе пленников они увели с собой и Лота, племянника Аврама. Об этом ему и его союзникам сообщил один из выживших и спасшихся от плена. Что же делает, узнав о печальной участи племянника этот сугубо мирный человек Аврам? Плачет и стенает? Смиряется с потерей? Ждет, чтобы кто-то иной спас его родственника и покарал неприятелей? Нет. Он лично сам берется за оружие, вооружает своих слуг и рабов, рожденных в его доме, в количестве 318 человек и начинает преследование врагов. Перед нами образец истинно мужского поведения главы семьи, ответственного за своих родственников и домочадцев. И не просто главы семьи, а верующего главы семьи. Кем были для него восточные правители и их воины до того, как они захватили Лота? Никем. Посторонними. Но, пленив Аврамова родственника, они перешли для него в разряд врагов. Не Аврам начал против них враждебные действия. Война с его стороны была вынужденной и направленной для спасения от рабства своего единокровного. Как говорит Господь через пророка Исайю: «от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7). И апостол Павел фактически повторяет ту же мысль: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»(1 Тим. 5:8). По словам святителя Иоанна Златоуста: «Бог для того, и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворить друг другу» (Св. Иоанн Златоуст. «Толкование на первое послание к Тимофею». Беседа 14). Надо отметить, что отношения между Аврамом и Лотом не были радужными. В свое время, чтобы не допустить открытого раздора, Аврам предложил Лоту, на его усмотрение, разделиться и жить каждому по своему видению. И несмотря на это, когда беда случилась с Лотом, его дядя не остался безучастным. Были ли у Аврама шансы на победу в войне против правителя Элама и его союзников? Теоретически - ни единого. Аврам и его домашние не были профессиональными воинами, имеющими большой опыт ведения боевых действий. И в количественном отношении (318 человек), они наверняка сильно уступали армии из Междуречья. У Аврама тоже были союзники, но, во-первых, их было немного и скорее всего это были представители нескольких семей, проживающих по соседству и, во-вторых, как говорит Священное Писание, основная роль в военных действиях принадлежит самому Авраму и его людям. Как же решился не игравший никакой значимой общественной, военной и политической роли человек на противостояние с лидерами региона? С Аврамом был Господь Бог, а «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). И к этому случаю из жизни Аврама полностью относятся эти слова, произнесенные позже: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Аврам не начал бы своей войны не поверив, что Господь дарует ему успех. Первый раз он поверил Господу и вышел из Харрана в неизвестность. У Сихема Господь вторично явился избранному, и обещал ему и его потомкам землю Хананеев. И после отделения Лота, Господь еще раз, ободряя Аврама, повторил обещанное. Как говорит нам наша Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь - есть три типа веры, как три степени духовного восхождения, вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность. Какая же вера была у Аврама? Первая ступень - вера как рассудочное признание какой-либо истины, позволило Авраму услышать Господа, вера как доверие - повела его в опасный путь. После этой войны, впереди его еще будет ждать еще самое страшное испытание веры - веры, как верности. В ситуации же с освобождением Лота, именно вера как доверие поможет ему совершить невозможное. Разделив свой отряд на несколько частей, ночью Аврам напал на неприятелей и, с Божьей помощью, нанес им поражение. Причем Аврам не просто нанес разовый удар, но, после внезапного нападения, преследовал дезорганизованного противникана достаточно большое расстояние, вплоть до пригорода Дамасска. И хотя Аврам и его люди были пастухами - усердными, храбрыми и выносливыми тружениками, которые с детских лет были привычны к работе под открытым небом в разное время года, но нанести значительное поражение профессионалам в военном деле им самим было не под силу: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Быт. 15:1). Верен Господь во всех словах Своих и Аврам, одержав необыкновенную победу с Божьей помощью, убедился в этом и мог бы с полной уверенностью сказать: «Благословен Господь, Бог мой, научающий руки мои для битвы, персты мои - для войны» (Пс. 143:1).
Аврама, возвращающегося с триумфом после поражения царя Элама Кедорлаомера, встретили среди массы восторженных людей еще два человека, царь Содомский и Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Царь Салима и царь Содома. Два человека, два царя, но тут сходства между ними заканчиваются, а различия очень значительны. Они, как два полюса. О таинственном Мелхиседеке, помимо того, что он царь и священник, нет никаких биографических данных, что позволяет разным людям на протяжении уже многих сотен лет искать ответ на вопрос «кто же он»? Например, царь и пророк, псалмопевец Давид и апостол Павел связывают его с Самим Господом Иисусом Христом (Пс. 109:4; Евр. 7:1-3). Очевидно, что появление Мелхиседека и благословение им Аврама было не случайным, как не случайным можно считать прообразовательное значение его личности, на которое указывает апостол Павел (Евр. 7:1-3). Вынеся хлеб и вино, Мелхиседек благословил Аврама, и вновь мы обращаем внимание на прообразовательную связь этих действий с Таинством Евхаристии. Подвиг Аврама - это тоже прообразовательное событие, он был готов пожертвовать собой за родного человека.
Мелхиседек благословил Аврама «от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт. 14:19) и высказал благословение Богу Всевышнему, который дал победу Авраму. Аврам дал Мелхиседеку десятую часть из своего имущества (Быт. 14:20). Царь же Содома предложил Авраму отдать ему людей. Осуществив свою цель и освободив племянника, очевидно, что Аврам вызволил из плена еще и немалое количество людей, жителей земли Содомской, которых уводили в рабство восточные цари. То есть Содомский правитель думал, что Аврам будет действовать в соответствии с обычной практикой победителей того времени, присвоит себе «по праву сильного» людей и имущество побежденных. Сам он проиграл решающее сражение и далее не предпринимал никаких действий для освобождения своих соплеменников, спасаясь вместо этого бегством. Когда же было нанесено поражение его обидчикам, он униженно стал просить Аврама вернуть ему его подданных, обещая за это вознаграждение. Мы видим, как по-разному ведут себя люди и их «социальный статус» не влияет на их манеру поведения. Царь, глава государства, проиграв сражение, смирился с поражением и бежит, а пастух, несмотря на количество и могущество врагов, смело идет на них. Боится и тот, и тот, но одним полностью завладел страх, другой же преодолевает его и, веря и надеясь на Господа, одерживает победу. Замечательна реакция Аврама на предложение сделки, он сказал царю Содомскому: «Даже нитки и ремня от обуви не возьму от всего твоего, чтобы ты не сказал: «я обогатил Аврама», кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт. 14:23,24). Аврам сражался не за деньги или имущество, он воевал за своего племянника, пытаясь спасти его из плена. Благородная цель несовместима с материальным вознаграждением. Исключение Аврам сделал для продуктов питания, которое употребили его воины, сражаясь на чужой территории. Преследование противника происходило на территории большой протяженности, а скорость и внезапность ударов пастушеских отрядов не позволяла возить за собой большой обоз, поэтому им приходилось питаться теми продуктами, которые можно было найти на театре военных действий. Кроме того, не забыл Аврам и своих союзников. Вряд ли они принимали участие во внезапном ночном нападении и последующем преследовании Эламской коалиции. Возможно они, по-соседски, охраняли семью Аврама, пока он воевал, но определенное вознаграждение за участие в событиях они получили. И это было еще одно проявление справедливости со стороны Аврама.
Чему учат нас, людей, живущих в XXI столетии, события многовековой давности до Рождества Христова? Жертвенности, стойкости и мужеству, непоколебимой вере и бескорыстию. А еще тому, что верующий, Православный человек, просто не имеет права «прятать голову в песок» при наступлении трудностей и бед. Прятать и прятаться, ожидая, что «кто-то другой» будет действовать за нас. Трусость - основа множества грехов, а Господь помогает тем, кто готов бороться, укрепляя их и поддерживая. Поэтому необходимо активно противодействовать злу, в том числе, в случае необходимости, и вооруженным путем.