БОГ ВОПЛОТИЛСЯ, ЧТОБЫ «ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОССТАВИТЬ ОБРАЗ...»
ОТ ИЕРУСАЛИМА до Вифлеема - рукой подать: восемь километров на юг, по отличному шоссе. Автобус пролетает их за десять минут... В давние времена, когда не было гудроновых автобанов и паломники по Святым местам передвигались в основном пешком, им постепенно открывался замечательный библейский вид на Вифлеем, лежащий среди живописных холмов...
По-еврейски Вифлеем - Бейт Лехем: «город хлеба». Древнее название этого места Ефрафа - «плодородие». Здесь когда-то собирала на полях колосья благочестивая Руфь, родившая сына, которого нарекли Овид. Это был дед великого царя-псалмопевца Давида (X в. до Р. X), из рода которого, по пророчествам, надлежало явиться Мессии, Сыну Божию...
Сам Господь говорит о Себе: «Я хлеб, сшедший с Небес».
Вид на храм Рождества Христова и окрестности Вифлеема.
«ГОТОВИСЯ, ВИФЛЕЕМЕ, ОТВЕРЗЕ ВСЕМ, ЕДЕМЕ, КРАСУЙСЯ ЕВФРАФО, ЯКО ДРЕВО ЖИВОТА В ВЕРТЕПЕ ПРОЦВЕТЕ ОТ ДЕВЫ: РАЙ БО ОНОЯ ЧРЕВО ЯВИСЯ МЫСЛЕННЫЙ,В НЕМ ЖЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ САД,ОТ НЕГОЖЕ ЯДШЕ, ЖИВИ БУДЕМ, НЕ ЯКОЖЕ АДАМ УМРЕМ. ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОЗСТАВИТИ ОБРАЗ» (Тропарь Предпразднства).
«...В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. (Лука, 2:1-19.)
КОГДА автор этих строк в середине девяностых побывал с группой паломников на Святой Земле, то разместили нас именно в городе Рождества Христова, в одноименной гостинице «Бетлехем», недавно построенной и содержащейся православными арабами. Она была стилизована под Рождественский вертеп, и ум не вмещал тогда, что мы и вправду на Земле Христа, что здесь где-то совсем рядом, в пещере явился в земной истории, воплотился, родился Бог!..
Поездка была благотворительной, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в группе насчитывалось более ста человек (в основном священнослужители и монашествующие), со всей матушки России, всех епархий РПЦ... В холле, где сидят администраторы, - образ Пресвятой Богородицы, на одной из стен - портрет Ясира Арафата, бывшего тогда руководителем Палестинской национальной администрации, председателем исполкома Организации освобождения Палестины.
Гостиница совсем новая, мы, как оказалось, были первыми русскими паломниками, заселенными в нее... Кстати, в 2012 году в Вифлееме появилась улица Путина, после его визита сюда, и началось строительство Русского культурного центра. (Ещё одна улица носит имя нашего Президента и в древнем Иерихоне).
***
Все дни нашего пребывания на Святой Земле были похожи в одном: поздний ужин и отбой, ранний подъем. В первый день - особенно ранний: уже без четверти четыре - звонок по телефону. В шесть утра автобус трогается в Иерусалим, мы отправляемся на литургию в храм Успения Пресвятой Богородицы. (Поездка была приурочена к этому празднику).
Вот как писал о Вифлееме первый наш паломник, Русской земли игумен ДАНИИЛ в своем «Хождении», состоявшемся в XII веке: «Вифлеем же святой на юге от святого Иерусалима, в шести верстах. По полю - две версты до спешения Авраама, где Авраам оставил слугу своего с ослом, и взял сына своего Исаака для жертвы, и дал ему понести дрова и огонь. И тот сказал ему: «Отец, вот дрова и огонь, а где же овца?». И сказал ему Авраам: «Бог покажет нам овцу, чадо». И Исаак шел, радуясь, путем тем по направлению к Иерусалиму. Ведь на то самое место приведен был Исаак, где Христос был распят. И оттуда верста одна расстояния до места, где святая Богородица видела два рода людей: одних смеющихся, а других плачущих. И тут была церковь создана, монастырь был Святой Богородицы. Ныне же разорено все от поганых. А оттуда до гроба Рахили, матери Иосифа, две версты...».
«Гроб Рахили» - на выезде из Вифлеема, прямо рядом с шоссе, у входа во двор, у ворот стоят два израильских солдата. Сейчас здесь синагога, над местом, где захоронена Рахиль, супруга Иакова, мать праведного Иосифа. «...И погребена на дороге в Ефрафу, то-есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (Быт. 35, 19-21).
Это место с глубокой древности почитали и почитают не только евреи, но и арабы: у гробницы молились при бездождии, беременные женщины брали камешки отсюда, носили при себе (Рахиль, как мы знаем, долгое время была бесплодна). Рядом, с XVIII века, здесь начались захоронения бедуинов, ныне вокруг обширное мусульманское кладбище.
А вот какой представилась «Гробница Рахили» (так озаглавлено стихотворение) в начале XX века чуткому слуху будущего автора «Окаянных дней» Ивана Бунина:
«И умерла, и схоронил Иаков Ее в пути...».
И на гробнице нет Ни имени, ни надписей, ни знаков.
Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,
Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне выпуклом и белом...
Сладчайшее из слов земных! Рахиль!
1907 г.
Вскоре возникает на пути израильский пост, на границе с палестинской территорией, проверяющий выборочно машины и людей, следующих по шоссе в ту и в другую сторону. Отныне мы каждый день будем наблюдать сцены проверок... Здесь на каждом шагу библейская древность сочетается с современностью, днем сегодняшним, и очень зримо и ярко видишь, как мало изменился мир человеческий за тысячелетия: те же столкновения, притязания и разделения.
***
С самых давних времен, от дня Вознесения, христиане приходили поклониться местам, связанным с жизнью Спасителя... Гонители же христианства всячески пытались уничтожить все свидетельства о земной жизни Христа. Так, на Гробе Господнем император Адриан (годы правления117-138) поставил языческий храм Венеры. Но результат получился обратный: таким образом римский правитель обозначил и сохранил до времени в неповрежденности саму великую святыню.
Похожим образом в 135г. Адриан посвятил Пещеру Рождества и окружающий лесок богу Адонису, пытаясь насадить и здесь языческий культ. (Нелишне будет сказать, что император Адриан был гомосексуалистом, всегда с ним в походах пребывал милый юноша по имени Антиной, которого после гибели император велел обожествить. Культ Антиноя был широко распространен по всей империи, придворными астрономами было названо его именем созвездие, оно упоминалось до XIX века, ныне отменено. До настоящего времени сохранилось пять тысяч (!) изображений Антиноя, много более, чем великих, знаменитых, куда больше значимых для истории римлян! Император Адриан, по христианскому преданию, был инициатором казни святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии).
***
В начале IV века, после Миланского эдикта (313 г.), когда прекратились гонения против христиан, император св. Константин Великий отдал распоряжение, после вырубки окружающего леска, построить над святым Вертепом грандиозный храм, воздвижение которого велось под наблюдением его матери св. царицы Елены.
Эта базилика (в переводе «царский» дом) - огромный храм, разделенный колоннами на нефы, был достроен впоследствии, после реконструкций, ремонтов и пожара, в VI веке императором св. Юстинианом, и единственный в Палестине не претерпел значительных разрушений за все 14 столетий.
В 614 году, во время нашествия персов, когда были разорены многие христианские святыни, храм чудом был убережен от разрушения: захватчики остановились перед мозаичным изображением волхвов в персидских одеяниях на фронтоне. Им объяснили, что самые мудрые их соотечественники приходили поклониться Богомладенцу, Которому посвящен этот храм...
Персидские волхвы были люди ученые, обладавшие большими знаниями, преемники тех мудрецов, над которыми начальствовал пророк Даниил в стране Вавилонской, где пребывали во время семидесятилетнего пленения иудеи (VI в. до Р.Х.).Именно от них предки этих волхвов знали, что верующие во единого Бога евреи ждут Великого Царя, Избавителя, Который станет Владыкой мира.
Пророк Даниил поразительно точно предсказал время пришествия Его: через «семьдесят седмин», т. е. 490 лет.
Бог призвал персидских мудрецов к поклонению Родившемуся Спасителю мира через явление необыкновенной звезды, о которой, как знали они, пророчествовал, помимо своей воли, еще языческий прорицатель Валаам, современник Моисея (1500 до Р.Х.).
На всем Востоке в это время было широко распространено убеждение, что в Иудее должен явиться Царь, Владыка мира.
И не только на Востоке. В религиях, священных текстах многих дохристианских народов, в творениях древних философов, мыслителей и государственных деятелей золотой нитью проходила мысль о грядущем приходе в мир вочеловечившегося Бога...
Все народы земли предуготавливались к приятию Благовестия Христова, и первая всеобщая перепись населения, промыслительно объявленная две тысячи лет назад Октавианом Августом, основателем Римской империи, именно этому и содействовала.
Потому, придя в Иерусалим, волхвы так уверенно спросили, без тени сомнения: где родившийся Царь Иудейский?..
Ирод выпытывает у волхвов время появления Звезды.
Этот вопрос необычайно встревожил Ирода, не имевшего законных прав на иудейский престол (т. к. был идумеянином). Кровожадный и властолюбивый царь (у которого, как сказал сам император Август, быть свиньей лучше, чем сыном!), решивший уничтожить своего, как он думал, будущего соперника, созвал первосвященников и книжников и спросил о месте рождения Мессии.
Получив ответ, что в Вифлееме, по пророчеству Михея (5, 2), он решил выведать у волхвов о времени явления звезды, а затем отправил их в Вифлеем, чтобы они рассказали потом, вернувшись, о Новорожденном, с целью погубить Его.
Звезда, которая вела их до Вифлеема, указывая путь, остано- вилась над местом, где находился Младенец.
Волхвы - предание называет их имена: Мельхиор, Гаспар и
Вальтазар - принесли Новорожденному дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как долженствующему вкусить смерть Человеку. С великим благоговением и любовью поклонившись Младенцу и Юной Матери Его, с сердцами, преисполненными «великой радостью», они, получив откровение во сне не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в свою страну...
* * *
ПРАЗДНИК в Вифлееме начинается в сочельник - сценой встречи волхвов. О том, как он проходит в наши дни, рассказывает опытный гид по Святой Земле диакон Роман Гультяев. В конце 1980-х семья его переехала из Питера, где он родился, в Израиль. Здесь он продолжил учебу, отслужил в армии (спецназ), принял сан диакона в Русской Зарубежной Церкви, в Нью-Йорке. Отец Роман считает, что именно миссионерская, просветительская деятельность отвечает призванию диакона (по материалам сайта Taday.ru).
В Вифлееме Рождество, - говорит о. Роман Гультяев, - отмечают 2 раза - 25 декабря и 7 января. «25-го декабря празднуют христиане западной, латинской традиции, и это большой праздник, потому что большинство христианского населения Вифлеема - католики. Утром они служат мессу в базилике рождества Христова - главном храме Вифлеема, а потом выходят на улицу, где организуется шествие скаутов.
Крестный ход в Вифлееме
Вторая «волна» рождественских торжеств - 6 и 7 января, когда празднуют православные христиане и все, кто живет по юлианскому календарю. Торжества начинаются утром 6 января. Из иерусалимской Патриархии в Вифлеем отправляется крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом.
В древности ходили пешком (от Иерусалима до Вифлеема всего 2 часа ходьбы), а теперь едет вереница машин. Машины священнослужителей никак не украшают, зато остальные вывешивают на них праздничные огоньки.
В сочельник Патриарх служит в Вифлееме, и начинается праздник. На улицы выходит арабская православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.
Потом шествие заканчивается, и город начинает готовиться к ночному празднованию. Около часа ночи все собираются в той же базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню, переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества...в которую набивается около 50 человек - счастливчиков, которые успели проникнуть туда раньше всех. Конечно, не обходится без столкновений, поэтому все мероприятие тщательно охраняют палестинские полицейские. Службу в крипте возглавляет один из архиереев.
Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что они отмечают Рождество дважды.
Паломники, в том числе из России, стараются приехать заранее - 2-го или 3-го числа, потому что в Рождество все гостиницы в Вифлееме уже переполнены и свободных мест нет. Невольно вспомнится Рождественская ночь, когда Иосиф и Мария не нашли себе пристанище ни в одном из вифлеемских постоялых дворов и домов! Многие вынуждены останавливаться в Иерусалиме, но ведь оттуда до Вифлеема буквально рукой подать...
Рождество - самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты. Улицы и сама базилика Рождества украшены красными пятиконечными звездами...».
О.Роман Гультяев говорит с юмором, что это приводит в ужас некоторых наших туристов, они пугаются: «Неужели здесь советская власть?!». Некоторых русских паломников шокирует, что дети на службу приходят в костюмах: маленькие деды - морозики, снегурки бегают по храму.
«Дело в том, что у нас (имеется в виду в России - С.Р.) Новый год - это такое шумное гулянье, праздник на всю страну, а Рождество - нечто более сдержанное, скромное. А здесь Рождество - самое настоящее веселье: все нарядные ходят, шумят, выпивают. Некоторые, не особенно верующие, даже до службы... Но ночью все идут в храм или, если не заходят, стоят около храма: служба транслируется на улицу и всем всё слышно. Создаётся ощущение массового праздника.
К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам.
Юные вифлеемские православные христианки.
Как правило, в следующие дни паломники осматривают святыни в окрестностях Вифлеема. Обязательно едут смотреть поле, на котором ангелы возвестили пастушкам о рождении Спасителя. А еще идут в Молочную пещеру.
Есть предание, что после Рождества Иосиф с Марией и новорожденным Христом какое-то время (не меньше 40 дней) жили в Вифлееме, правда, уже в другой пещере, точнее, в доме, от которого теперь осталась только пещера... Пещерка - известняковая, белоснежная. По легенде, Богородица кормила Младенца грудью и капелька молока упала на пол, поэтому пещера стала белой. Белый пещерный мел собирают, продают паломникам. Еще в XIX в. известняк размешивали с молоком и продавали паломникам в бутылочках с наклеечкой «Молоко Божией Матери». И люди хранили их как сувенир.
Молочная пещера
Конечно, посещают пещеру Вифлеемских младенцев. Там еще сохранились некоторые детские косточки, но не много... Правда, в пещерке лежат еще и кости взрослых людей - останки монахов, которые подвизались в этом месте. (Есть предположение - и останки родителей, которые защищали своих младенцев, а также иноков, погибших при персидском нашествии в VII в. - С.Р.).
Можно говорить о какой-то конфронтации, пересечении празднований у представителей разных конфессий, но в последнее время открытые столкновения происходят редко. Нервы у всех на пределе, бывает, сдают, но по большому счету всё спокойно.
Мусульмане приходят на праздник с большим удовольствием, заходят в храм. Они приходят поглазеть, им нравится торжество, огоньки, нарядные христиане... Мусульмане ведь тоже почитают Иисуса Христа - Ису, правда, не как Мессию, а как одного из пророков. И по-своему празднуют день Его Рождения. Это тоже своеобразный праздник. Особенно если учесть, что мусульмане составляют 60% населения Вифлеема. Идет сильный отток христиан, миссионерские организации не активны. На этом фоне происходит сильная исламизации населения: строятся мечети, многих обращают в мусульманство.
Вифлеем - город на территории Палестинской автономии. Поэтому у паломников, конечно, проверяют паспорта, но в большей степени идет фейс-контроль, а не кропотливая проверка документов. Строже проверяют на выезде из Вифлеема. А в праздничные дни и вовсе дается «послабление» визового контроля, так что город оказывается абсолютно открыт для всех, кто захочет отпраздновать Рождество там, где родился Спаситель».
***
Обратимся снова к игумену Даниилу, к его рассказу «О ВЕРТЕПЕ, ГДЕ ХРИСТА РОДИЛА СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА»: «... И оттуда (от «гроба Рахили» - С.Р.) верста одна до места, где святая Богородица сошла с осла, когда находящееся во чреве ее, желая выйти, принудило ее. И там есть камень большой, на котором отдыхала святая Богородица тогда, сойдя с осла; от того камня, встав, шла она пешком до вертепа святого, и там, в том вертепе, родила Христа святая Богородица. И тут, близко от камня того, Рождество Христово, так что может дострелить хороший стрелок...
И там, над вертепом тем святым Рождества Христова, выстроена большая церковь в форме креста с прямоугольным, высоко поднятым верхом. Покрыта же оловом вся та церковь Рождества Христова, вся украшена мозаикой, столпов же у нее восемь цельных мраморных; вымощена плитами белого мрамора; дверей же у нее трое; в длину она пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей».
Мы, хоть и жили рядом с храмом Рождества, попали туда не сразу, лишь через три дня, так был составлен плотный график семидневного пребывания на Святой земле, с выездами в Самарию, на Тивериадское озеро, в Кану Галилейскую и Иерихон, Мертвое море и т.д. С раннего утра до позднего вечера мы пребывали вне Вифлеема, к нашему возвращению храм уже был закрыт.
Но вот настал, наконец, и день посещения... Идти от гостиницы, если быстрым шагом, минут пятнадцать; мы дошли - с экскурсионными рассказами и остановками - за полчаса. Шествовали, как всегда, мимо лавочек, уличных торговцев фруктами, зеленью. Среди жителей немало искусных мастеров, изготавливающих предметы христианского культа, повсюду лавки со множеством сувениров, поделок... В одной из них я приобрел неожиданно встретившуюся здесь иконочку - Владимирский образ Божией Матери, запечатанный в целлофановый пакетик, с деревянным крестиком-распятием и вифлеемской землицей.
Пройдя несколько узких проулков, поднимающихся вверх, вышли на простор - к обширной Ясельной площади, где и проходят в праздник торжества. Август, жарища, на солнце под сорок градусов, в затененных углах продают воду, на самой площади несколько групп туристов и паломников во главе с разноязычными экскурсоводами.
Снаружи храм, облицованный тесаным камнем, похож на средневековую крепость.
Вход вовнутрь через «Врата смирения» - проем высотой всего 1 метр 20 см, пройти можно только согнувшись. «Врата» эти сделали, заложив арку камнем, в средние века, чтобы «неверные» не могли въезжать в храм на лошадях.
Пригибаясь, входим, следуем через небольшой притвор, по лестнице спускаемся вниз и неожиданно оказываемся в огромном храме - базилике.
Колонны базилики сделаны из красноватого камня (иногда называемого вифлеемитом), и расписаны были в особой технике воскописи, при которой краска смешивалась с расплавленным воском. Лики на колоннах изображают различных восточных и западных святых.
В центральном нефе вверху сохранились остатки мозаики на золотом фоне, на которой были представлены предки Христа (с одной стороны по Матфею, с другой по Луке), семь Вселенских Соборов и ряд Поместных...
Сохранившийся большой фрагмент в восточной части северной стены изображает Соборы в Антиохии (268 г.) и Сердике (по-гречески Сардика) (347 г.). Антиохийский собор на мозаике сохранился почти полностью. Текст гласит: «Святой Собор в Антиохии Сирийской, составленный 33 епископами, проводился до Вселенского Собора в Никее против Павла из Самосаты, утверждавшего догму, по которой Иисус был обычным смертным. Святой собор анафематствовал его как еретика».
Сардикийский собор сохранился в меньшей степени: не хватает фрагмента внизу с частью текста. Текст гласит: «Святой собор в Сардике, составленный 140 епископами, собрался, чтобы принять в свои святые ряды Афанасия из Александрии».
Если в прежней базилике мозаика украшала как стены, так и пол, то в новой - только стены. Уровень пола был поднят на два локтя, мозаику заменило мощение мраморными или каменными «под мрамор» плитами. Напольные мозаики Константиновой базилики сохранились во многих местах под современным полом и частично доступны для обозрения в нескольких специально оборудованных раскопах.
В восточной части базилики - греческий храм, солея, возвышение перед ним, значительно поднята - под нею-то и находится сама пещера Рождества, святой Вертеп, входы в который справа и слева от алтаря.
Колонна перед спуском в пещеру. Образ Спаса с закрытыми, но открывающимися кому-то глазами.
(Продолжение следует)